Фискальная служба при петре 1. Кто такие фискалы? Отрывок, характеризующий Фискал

22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. “Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии “для спросу” и денежных сборах и дела финансового управления”.

Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. Этот орган власти разрастался, и к концу царствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника - генерал-прокурора.

17 марта 1711 г. – “О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов…” с предписанием “денег как возможно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах”.

Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате – генерал-обер-фискалу.

Жалованье фискалам не полагалось. Если они могли доказать вину подозреваемого, то последнего ждал крупный штраф. Половина денег шла фискалу, а другая – в казну. Если же донос не был доказан, доносчика не наказывали.

Общество с самого начала не приняло фискалов.

Да и взяли они больно круто – через год пожаловались царю на сам Сенат!

Наибольшую активность среди них проявлял выходец из народных низов Алексей Нестеров. Этот бывший крестьянин смело бросался на родовитых аристократов, уличая их в казнокрадстве и непорядочности.

Нестеров не побоялся схватиться с любимцем Петра князем Яковом Долгоруковым, славившимся своей неподкупностью. С фактами в руках фискал доказывал, что князь уклоняется от уплаты налогов, присваивает государственные земли, занимается сомнительными коммерческими аферами… Петр Нестерова ставил в пример другим фискалам и всячески ему благодетельствовал. А тот старался изо всех сил. В конце концов Нестеров уличил в коррупции своего начальника – самого обер-фискала Желябужского.

Петр рвал и метал. На место Желябужского он поставил Нестерова с указом провести чистку среди фискалов. Нестеров рьяно взялся за дело. Уже вскоре он мог доложить царю, что новый аппарат сформирован и приступает к работе.

С 1714 г. возник особый институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников.

Петр I учредил должность генерал-фискала и его помощника - обер-фискала. Им были подчинены фискалы в губерниях и городах.

В1715 г. Для контроля за самим Сенатом был назначен специальный генерал-ревизор. Естественно, что на все эти посты Петр I назначал своих любимцев. Так, генерал-прокурором стал П.И.Ягужинский, генерал-обер-фискалом Нестеров.

Разоблачения сыпались друг за другом. Самые громкие процессы 10-х – начала 20-х годов были инспирированы фискалами. Жертвами Нестерова стали:

брат Якова Долгорукова Григорий,

сенатор князь Волконский,

астраханский губернатор Артемий Волынский,

сибирский губернатор князь Матвей Гагарин… Последнего повесили в марте 1721 года на глазах ближайших родственников, царя, министров, чиновников…

Нестеров находился на вершине славы. Петр наградил его орденами и крепостными. Но вдруг грянул гром. Оказалось, что Только один Нестеров принес ущерб на сумму в 300 тысяч рублей.

Утром 24 января 1724 г. совершены были казни обер - фискала Нестерова и его трех товарищей - фискалов, обвиненных в страшнейшем взяточничестве. Казни были совершены на Васильевском острове, против здания Коллегий (сейчас здание С. - Петербургского университета).

Перед высокой виселицей, на которой так недавно еще висел князь Матвей Гагарин, устроили эшафот; позади него возвышались четыре высоких шеста с колесами, спицы которых на пол-аршина были обиты железом. Шесты эти назначались для взоткнутия голов преступников, когда тела их будут привязаны к колесам.

Когда декорации были готовы, стеклась публика, большую часть ее составляли канцелярские и приказные чиновники, получившие строжайшее повеление непременно быть при казни …

Государь со множеством вельмож смотрел из окон ревизион - коллегии.

Все три старца - фискала один за другим мужественно сложили головы на плахе.

Мучительнее всех была казнь Нестерова.

Его заживо колесовали: раздробили сперва одну руку, потом ногу, потом другую руку и другую ногу. После того к нему подошел один из священников и стал его уговаривать, чтобы он сознался в своей вине, то же самое от имени Императора сделал и майор Мамонов. Государь обещал в таком случае оказать милость, т. е. Немедленно отрубить голову. Но обер - фискал с твердостью отвечал, что все уже высказал, что знал и затем, как и до колесования, не произнес более ни слова. Наконец его, все еще живого, повлекли к тому месту, где отрублены были головы трем другим, положили лицом в их кровь и также обезглавили. Девять человек получили каждый по пятидесяти ударов кнутом, четверым из них щипцами вырвали ноздри …”

В. Ключевский

Указом 5 марта 1711 г. Сенату предписано было выбрать обер-фискала, человека умного и доброго, какого бы звания он ни был, который должен над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, «тако ж в сборе казны и прочаго». Обер-фискал привлекал обвиняемого, «какой высокой степени ни есть», к ответственности перед Сенатом и там его уличал. Доказав свое обвинение, фискал получал половину штрафа с уличенного; но и недоказанное обвинение запрещено было ставить фискалу в вину, даже досадовать на него за это «под жестоким наказанием и разорением всего имения». Обер-фискал действовал посредством раскинутой по всем областям и ведомствам сети подчиненных ему фискалов. Так как по указу каждый город должен быть снабжен одним или двумя фискалами, а городов тогда считалось до 340, то всех таких сыщиков, столичных, провинциальных и городовых с ведомственными, по комплекту могло быть не меньше 500. Впоследствии сеть эта стала еще сложнее: во флоте явился свой обер-фискал с особыми подчиненными фискалами. Безответственность фискалов манила к произволу и злоупотреблениям, которые и не замедлили обнаружиться. Сам обер-фискал Нестеров, рьяный обличитель всяких неправд, не щадивший даже своих прямых начальников сенаторов, верховных блюстителей правосудия, не исключая и князя Я.Ф. Долгорукого, служебная корректность которого входила в пословицу, доведший своими обличениями до виселицы сибирского губернатора князя Гагарина, - этот самый воитель правды был уличен во взятках, засужен и присужден к смертной казни через колесование. Древнерусское судопроизводство допускало извет как частное средство возбуждения судного дела, но средство обоюдоострое: подводя оговариваемого под пытку, изветчик и сам мог ей подвергнуться. Теперь донос стал государственным учреждением, свободным от всякого риска. Постановка должности фискала вносила в управление и в общество нравственно недоброкачест-венный мотив. Великорусские архиереи, равнодушные да и неспособные к нравственному воспитанию своей паствы, по обычаю смолчали; но малоросс митрополит Стефан Яворский, блюститель патриаршего престола, не вытерпел и в 1713 г. в царский день в присутствии сенаторов прямо назвал в проповеди указ о фискалах порочным законом, прибавив к тому прозрачные и укоризненные намеки на образ жизни самого Петра. Сенаторы запретили Стефану проповедовать; но Петр не тронул своего высокосановного обличителя и даже, может быть, вспомнил его проповедь в 1714 г., дав фискальству в новом указе более осторожную и ответственную постановку и, между прочим, возложив на него прокурорскую обязанность разыскивать «дела народные, за которых нет челобитчика». Впрочем, впоследствии другой малоросс - Феофан Прокопович покрыл либеральный грех земляка, вставив в свой Духовный регламент стыдливое предписание, чтобы о церковных беспорядках и суеверных обычаях епископу доносили заказчики или нарочно определенные к тому благочинные, «аки бы духовные фискалы». Но скоро новоучрежденный Синод, оставив ложную стыдливость и ссылаясь на тот же Духовный регламент, ввел и в свое ведомство не «аки бы», а настоящих духовных фискалов, по образцу светских, только дал им другое, взятое из католической терминологии и более внятное духовному слуху звание инквизиторов, и предписал вербовать на эту должность «чистосовестных» людей, разумеется из монашеского чина. Иеромонах Пафнутий, строитель московского Данилова монастыря, был назначен протоинквизитором. Не ограничивая доноса кругом должностных отношений, законодательство Петра пыталось вывести его на более широкое поле действия. Фискальство было по закону вспомогательным орудием Сената; но сенаторы обращались с фискалами презрительно и грубо, потому что они доносили царю и на Сенат; князь Я. Долгорукий в Сенате обзывал их антихристами и плутами. Признавая чин фискала тяжелым и ненавидимым и принимая его под свою особую защиту, Петр хотел создать ему опору и в общественных нравах. Ряд всенародно объявленных указов, ополчаясь против грабительства и всякого лукавого посягательства на государственный интерес, призывал всякого чина людей «от первых даже и до земледельцев» без опасения приезжать и доносить самому царю о грабителях народа и повредителях интересов государственных; время для таких доношений - с октября по март; правдивый доноситель «за такую службу» получит движимое и недвижимое, даже чин преступника. По букве закона крестьянин князя Долгорукого, правдиво на него донесший, получал его усадьбу и чин генерал-кригспленипотенциара; а кто, прибавлял указ, ведая нарушителей указов, не известит, сам «будет без пощады казнен или наказан». Донос становился не для фискала только, но и для простого обывателя «службой», своего рода натуральной повинностью; обывательские совести отбирались в казну, как лошади в армию. Поощряемые штрафами, сыск и донос превращались в ремесло, в заработок и вместе со штрафом грозили стать самой деятельной охраной права и порядка, даже благопристойности.

Указ
о фискалах и о их должности и действии
17 марта 1714 г.

Российское законодательство X - XX веков. М., 1986. Т. IV. С. 295 - 300.

Обор фискалу быть при государственном правлении да с ним же быть фискалом четырем человеком: в том числе двум из купечества, которыя б могли купеческое состояние тайно ведать.

А в губерниях во всякой при губернаторском правлении быть по четыре человека, в том числе провинцыал фискал, из каких чинов достойно, также и из купечества.

А в городах во всех, смотря по препорции города, быть по одному и по два человека.

Действие же их сие есть - взыскание всех безгласных дел то есть:

1. Всякие преступления указом.

2. Всякие взятки и кражу казны и прочее, что во вреду государственному интересу быть может, какова б оное имяни ни было.

3. Тако ж и прочия дела народныя, за которых нет челобит- ника, например, ежели какова приезжаго убьют, или наследник последней в своей фамилии во младенчестве умрет без завету духовной предков ево, и протчия тому подобныя безгласныя дела иже не имеют челобитчика о себе.

4. Во всех тех делах фискалам надлежит только проведывать и доносить и при суде обличать, а самим ничем ни до кого, также и в дела, глас о себе имеющия, отнюдь ни тайно, ни явно ни касатца, под жестоким штрафом или разорением и ссылкою (смотря по делам, чего будет достоин), також, как в писмах, так и на словах в позыве всякого чина людем бесчестных и укорительных слов отнюдь не чинить.

5. Буде же фискал на кого и не докажет всего, то ему в вину не ставить (ибо невозможно о всем оному акуратно ведать); а буде ни в малом ни уличит, но все доносы его будут неправы, однакож, ежели оной то учинил ни для какой корысти или злобы, то взять штраф с него такой легкой, чтобы впредь лутче осмотряся доносил.

6. Буде же фискал какой ради страсти или злобы затеет и перед судом подлинно и истинно от того, на кого то взвел, обличен будет, то оному, яко преступнику, то ж учинить, что довелось было учинить тому, если б по его доносу подлинно виноват был.

7. Також, ежели фискал знает или проведает за кем какое хищение и кражу казны и протчего, а на оного, изо взятку или для дружбы не известит, и за то (если подлинно сыщется), учинить над ним то ж, чего винный достоин будет.

8. О всех оных делах (о которых фискалы должны проведывать тайно и явно), взыскание иметь и доносить обор фискалу и с ним будучим, при главном правлении и в самых нужных делах и самому царскому величеству.
А провинцыал фискалом с товарищи в губерниях губернаторам, а прочим фискалом в городах обор комендантом и комендантом.
А буде обор коменданты и коменданты по доносам фискалским правого розыску чинить не будут, и о том городовым фискалом писать к провинцыал фискалу, а ему доносить губернатору. А будет губернатор или вице-губернатор розыск чинить и будет неправой же или сам впадет в какое погрешение, и о том провинцыал фискалу писать к обор фискалу с товарыщи, а ему доносить в Сенате.
А опричь такого порядка городовым фискалом самим, мимо провинцыал фискала, губернатором, также и провинцыал фискалам, мимо обор фискала, в Сенат, ни о чем не писать и не доносить, если за ними какой не усмотрят неправости.

9. И дабы в городах фискалы в проведывании всего вышеписанного действие б вели исправно: того для провинцыал фискалу, при губернском правлении будучему, надлежит той губернии городы объездить самому в год единожды и осмотреть состояния фискалов, где как оныя отправляются.
И буде из фискалов кто явится в самом деле неприлежен и нерадетелен, и таковых от того чина отставливать, а на их место выбирать иных людей добрых и правдивых и, закрепя те выборы своими руками, объявить, где довлеет. Токмо из дворян молодых не принимать, и которые ныне такие есть, тем не быть, а быть немолодым.
А имянно, от сорока лет и выше, кроме тех, которые суть из купечества.

10. В делах взыскание иметь с 1700 году, а далее не починать. И для того из всех указов, о которых с того году фискалы ведать пожелают, дать им копии, ради лутчего усмотрения. Тако же и впред давать со всяких указов копии ж.

11. И штрафных денег, которые по фискальским делам взяты будут, половину имать в казну, а другую разделить надвое, и одну часть из того отдать тому фискалу, через чье изыскание штрафные деньги взяты будут, а другую оставить на роздел общей провинцыал фискалу со всеми городовыми фискалы той губернии, из которой двадцатую часть отделя, присылать обор фискалу с товарыщи.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Обор фискал - обер-фискал, глава службы фискалов. Фискалитет являлся контрольным органом Сената и поэтому обер-фискал состоял при Сенате.
  2. Безгласные дела - дела, проходящие по разряду латентной (скрытой) преступности. Под ними подразумевались в первую очередь взятки и кража казны. К безгласным делам также относились гражданские и уголовные дела, где не существовало лиц, способных возбудить дело или подать жалобу. Например, в случае со смертью истца или наличия только малолетних наследников имущества.
  3. Завет духовной предков - завещание родственников.
  4. Опричь - кроме, особо, сверх, отдельно.

КОММЕНТАРИИ:

Указ Петра I о фискалах (от слова фиск - казна) и о их должности и действии - подробно излагает права и обязанности данной категории чиновников. Ему предшествовал именной указ 5 марта 1711 г., где определялся порядок деятельности высшего государственного учреждения страны - Сената. Среди других вопросов указа 1711 г. находился и пункт о выборе главного чиновника, контролирующего деятельность государственных учреждений. Он назывался обер-фискалом, т.е. главным фискалом.

В его задачу входили контроль за проведением в жизнь законов и должностных норм в ходе деятельности государственных учреждений, и прежде всего - суда и сбора и расходования государственных средств. В случае обнаружения злоупотреблений обер-фискал обязывался сообщать о них Сенату для принятия соответствующих мер. Кратко упоминалось в указе 1711 г. о том, что в распоряжении обер-фискала должно находиться несколько провинциал-фискалов, которые должны были осуществлять соответствующий контроль на местах по более конкретным вопросам.

Указ 17 марта 1714 г. рассматривал вопрос о системе фискалитета более подробно и конкретно. Должность обер-фискала учреждалась при Сенате. Установлен был штат чиновников данного ведомства. Важно отметить, что на должность фискала изначально предполагалось назначать чиновников вне зависимости от их происхождения и знатности (какого чину ни есть по формулировке указа 1711 г. и из каких чинов достойно в указе 1714 г.). Тем самым предполагалось, что новые чиновники, независимые от администрации центральных и местных учреждений и подотчетные только Сенату, будут осуществлять функции контроля вне влияния окружающей бюрократической среды.

Указ 1714 г. прямо устанавливает наличие двух фискалов из купеческой среды, в их обязанность входит контроль за деятельностью купцов. Таким образом, задуманная система контроля распространялась как на государственные учреждения, так и на систему торгово-рыночных отношений. В указе перечислялись виды преступлений, о которых новые чиновники- контролеры должны были немедленно сообщать властям. Определение понятия преступления как действия, наносящего вред и причиняющего убыток государству, получило дальнейшее развитие в петровском законодательстве. Неподтвердившийся донос фискалов, вызванный недостаточной осведомленностью, наказывается небольшим штрафом с тем, чтобы впредь "лучше осмотряся доносил".

Настойчивость, с которой власти ведут борьбу с должностными преступлениями, стремятся создать особую службу наблюдателей, предотвращающих коррупцию и нарушения законов, сама по себе характерна. Это было связано с тем, что зло стало достаточно распространенным. Введение фискалитета - лишь одна из мер по борьбе с ним. Наряду с этим в законодательстве петровского времени предусматривается нормирование деятельности учреждений, введение коллегиальности в их работу, личный контроль царя за многими сторонами управления. Неограниченная власть абсолютного монарха имела, однако, лишь ограниченные средства в борьбе с злоупотреблениями.

Среди них главным был контроль за деятельностью учреждений и жестокие наказания за злоупотребления служебным положением. Большое внимание уделяется властями созданию фискалитета и прокуратуры как контрольных учреждений. При Петре фискалитет и прокуратура (учрежденная в 1722 г.) сосуществовали и дополняли один надзор другим, что было предпосылкой для создания в дальнейшем прокуратуры, совмещающей в себе и надзирательные, и карательные функции. Решив сформировать специальную систему организованного контроля, Петр вынужден был, однако, постоянно создавать новые и новые, параллельные и следующие друг за другом системы проверок.

Так, учредив в 1711 г. институт фискалов при Сенате, монарх вынужден был последовательно создавать должности обер-фискалов при сенате, коллегиях, в провинциях и городах. Недостаточная действенность и надежность фискалитета привела затем к формированию особого института прокуратуры как контрольного учреждения.

В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии -коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности. Поэтому Петр I был озабочен поисками форм контроля за деятельностью госаппарата. Эти формы были многообразны: ведомственный контроль коллегии за деятельностью их местных уполномоченных; контроль Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями; ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль и проверку счетов. Но этого было недостаточно. Поэтому в 1711 г. учреждаются должности фискалов во главе с генерал-фискалом и его помощником обер-фискалом (от лат. fiscus - государственная казна). Фискалы призваны были оберегать казну путем вербовки агентуры в госучреждениях и выявления оперативным путем взяточников и казнокрадов. В 1715 г. специальным указом царь установил, что за донос на взяточника и казнокрада, а также на тех, кто злоумышляет против государства, доносчик в случае подтверждения его доноса получит половину имущества виновного, а холоп, донесший на своего господина, - вдобавок еще и волю. В стране поднялась такая волна доносов, что в 1718 г. царю пришлось издать указ о том, чтобы “подметные письма” (доносы) сжигали на том месте, где их обнаружили, не распечатывая и не читая. Дело в том, что доносчики, опасаясь нередких в таких случаях пыток, подбрасывали анонимки (“подметные письма”) к дверям государственных учреждений или церквей. Тогда в 1722 г. Петр 1 издал указ об учреждении должности генерал-прокурора (“ока государева”). Генерал-прокурору были под-чинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и в губерниях. Они должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, при которых они были учреждены и осуществлять гласный общий надзор за законностью и исполнением указов и повелений императора и Сената. Однако, поскольку генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила и негласным агентурным надзором. А за всеми учреждениями, в том числе и Сенатом, и Синодом, и прокурорами, и фискалами наблюдало “недремлющее око” Тайной канцелярии.

Но ничто не помогало. Взяточничество и казнокрадство процветало. Так, уличен был во взятках и казнен сам обер-фискал Нестеров. Казнен сибирский губернатор князь Гагарин, умудрившийся украсть бриллианты, купленные в Китае для жены Петра I, пока их везли через Сибирь. А на царского фаворита князя Меншикова был сделан начет (царь обязал вернуть украденное) в размере почти годового бюджета Российской империи.

Среди должностей, носивших частично выборный характер, наибольшее количество вопросов вызывает фискальская служба, хотя ей и посвящено несколько специальных работ117. Фискалы, в качестве органов тайного надзора за губернской администраци­ей, были созданы по подобию фискалов, существовавших тогда как в Швеции, так и в Пруссии118.

Они должны были раскрывать

117 Барсов Т. О светских фискалах и духовных инквизиторах // Журнал Министерства народного просвещения. 1878. №2. С. 307-400; Анпило-гов Г.Н. Фискалитет при Петре I // Вестник Московского университета. Историко-филологическая серия. 1956. № 2. С. 63-80; Стешенко Л.А. Фи­скалы и прокуроры в системе государственных органов России первой чет­верти XVIII в. // Вестник МГУ. Серия XII. Право. 1966. № 2. С. 51-58.

118 С.Е. Шестаков считает, что главным эталоном стала Швеция. См.: Шестаков С.Е. Формирование института гражданских фискалов в России в первой трети XVIII в. // Реформы в России XVI-XIX вв.: Сб. научных трудов. М., 1992. С. 108.

преступления, связанные с укрывательством от службы, казнок­радством, взяточничеством и прочими нарушениями законов. Торжество закона и справедливости достигалось негласным пу­тем: «Над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также в сборе казны и прочего». При этом но­вые службы были поставлены в особое положение. Фискалы не подчинялись местным властям и были подсудны только Сенату, что позволяло им смело обличать казнокрадов и взяточников, невзирая на должности и лица.

До Петра I не было учреждений, контролировавших испол­нение указов и осуществлявших функции надзора. Их заменяли личный контроль царя, жалобы обиженных и частая смена вое­вод, в которой правительство видело способ борьбы с должнос­тными преступлениями местной администрации1"9.

Впервые фискалы упоминаются в указе 2 марта 1711 г. в свя­зи с поручением Сенату попечения о правосудии и государствен­ных доходах, для чего ему предписывалось «учинить фискалов во всяких делах». Следующим указом вводилась иерархия фи-скальских должностей. Сенату предписывалось «выбрать обер-фискала, человека умного и доброго (из какого чина ни есть)», которому следовало «иметь под собой несколько провинциал-фискалов у каждого дела, а те под собой еще несколько нижних чинов»120.

О том значении, какое придавалось этой службе, говорит тот факт, что в 1713г. доктор права барон Г. Гюйссен (воспитатель царевича Алексея) разработал проект создания Фискал-кол­легии, не получивший тогда практического осуществления121. К идее создания центрального фискального учреждения верну­лись через 12 лет. В 1725 г. в Петербурге была учреждена Фискаль-ская канцелярия (по некоторым сведениям она существовала уже в 1723 г.) во главе с генерал-фискалом и его помощником, государственным обер-фискалом. Это центральное учреждение по своим задачам и структуре (состояла из присутствия и канце­лярии) напоминало коллегию122.

119 Петровский С.А. Указ. соч. С. 98-100.

120 ПСЗ-1. Т. 4. № 2330 (п. 9), 2331 (п. 3). 2 и 5 марта 1711 г.; № 2457 (п. 5). 11 декабря 1711 г.

121 Полиевктов М.А.

Проект Гюйсена об учреждении в России фискал-коллегии (1713г.). М., 1914.

122 ПСЗ-1. Т. 7. № 4698. 20 апреля 1725 г.; № 4794. 22 октября 1725 г.; Государственность России. Кн. 4. М., 2001. С. 370-371.

В течение 1712-1714гг. общие начала фискальской службы получили дальнейшее развитие и к 1714г. ее значение и орга­низация были окончательно определены. В результате уточне­на сфера деятельности фискалов, введена их ответственность за ложные доносы и, наконец, разработана централизованная сис­тема органов надзора. Так, при Сенате должен был находиться один обер-фискал с четырьмя помощниками (в том числе дву­мя из купцов, чтобы «купеческое сословие тайно ведать»). При каждом губернском правлении состояло четыре фискала, из них один провинциал-фискал («из каких чинов достойно, также и из купечества»), а в каждом городе - один или два фискала в зависимости от числа жителей123. Заполнялись эти должнос­ти по-разному. Обер-фискала (затем генерал-фискала) назначал или выбирал из числа кандидатов, представленных Сенатом, сам Петр; провинциал-фискалов выбирал обер-фискал, а горо­довых фискалов - жители городов при участии провинциал-фи­скалов124.

Закономерен вопрос: Из каких сословий рекрутировались городские фискалы, составлявшие большинство этих служащих? Ответ содержит указ 17 марта 1714г., предписывавший провин­циал-фискалу раз в год объезжать свою губернию с целью ре­визии деятельности подчиненных. Выявив в ходе проверки «не­прилежных фискалов», он должен был вместо них «выбирать иных людей, добрых и правдивых, и закрепя те выборы своими руками, объявить, где довлеет (удовлетворяют. - Л.П.); токмо из дворян молодых не принимать, и которые ныне такие есть, тем не быть, а быть немолодым, а именно от сорока лет и выше, кроме тех, которые суть из купечества»125.

Таким образом, городовые фискалы выбирались местными жителями из купцов и дворян, а присутствовавший при этом провинциал-фискал утверждал результаты выборов, наблюдая, чтобы среди вновь избранных не было молодых дворян, годных к военной службе. В 1718г. были введены ограничения и для купеческого сословия: запрещалось выбирать фискалов из со­стоятельных купцов126. Дело в том, что фискальская служба ос-

вобождала торговых людей от уплаты податей, которые вместо них вносила посадская община; чем богаче был избранный в фи­скалы купец, тем больше налогов приходилось на долю осталь­ных членов общины.

Судя по указу 1714г., городовые фискалы избирались из дворян и купцов. Между тем у историков нет единой точки зре­ния о сословном составе этих служащих. Например, Т.В. Бар­сов писал, что одна половина городовых фискалов выбиралась из купечества, вторая - из шляхетства, а С.А. Петровский счи­тал, что «все городовые фискалы выбирались из купечества». М.М. Богословский, не согласившись с последним утвержде­нием, привел убедительные факты о том, что городовыми фи­скалами служили не только купцы и дворяне, но даже крестьяне (в северных районах). Причем городовые фискалы могли, как избираться населением, так и назначаться по представлению провинциал-фискала"27.

О сложном сословном составе городовых фискалов свиде­тельствует и статистический материал. По подсчетам Г.Н. Анпи-логова, в 1713г. только в Московской губернии было 32 фискала из дворян и 13 из купцов, а в 6 губерниях (кроме Санкт-Петербург­ской и Сибирской) в фискальной службе состояли 140 дворян и значительное число купцов. С.Е. Шестаков, дополняя эти дан­ные, пишет, что в начале 1713г. насчитывалось 159 служилых фи­скалов, преимущественно дворян128. Сословное происхождение фискалов подчеркивалось в их названии, поэтому существовали «фискалы из шляхетства» и «фискалы из купечества». Эти назва­ния сохранялись даже тогда, когда они становились провинци­ал-фискалами.

Помимо представителей этих двух сословных групп, были и просто «фискалы», которые довольно часто встречались среди городовых фискалов (см. Приложение 3). Кого относили к этой категории служащих, остается неясным, так как объяснений нет ни в законодательстве, ни в литературе. Можно предположить, что так называли тех, кто получал эту должность по назначению провинциал-фискалов, а не по выбору городского населения. Не исключено также, что их составляли довольно многочис­ленные в то время «доносители» из посадских людей и прочих

127 Барсов Т. Указ. соч. С. 315; Петровский С.А. Указ. соч. С. 133; Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. С. 299-300.

128 Анпилогов Г.Н. Указ. соч. С. 67; Шестаков С.Е. Указ. соч. С. 115.

слоев населения, которых зачисляли по их просьбам в фискалы, хотя и с предосторожностями, после тщательной проверки све­дений129.

Существенным отличием фискалов от государственных слу­жащих было то, что они кормились от дел и не получали ка­зенного жалованья. Их служба была трудной, даже опасной, но выгодной. По закону 5 марта 1711 г., при подтверждении доноса фискалы получали половину штрафа или имущества нарушителя закона (вторая половина шла в казну). С 1714 г. в казну по-пре­жнему поступала Уг общей суммы штрафа, но доля доносителя сократилась в два раза, так как 1А всех денег шла на содержание фискальского аппарата и распределялась между провинциал-фи­скалом и городовыми фискалами провинции, откуда шел донос, а "/20 этой четверти отчислялась обер-фискалу с товарищами130.

Получив право доносить, фискалы не несли никакой ответс­твенности за ложный донос. В последнем случае закон охранял их от справедливого возмездия и угрожал «жестоким наказанием и разорением всего имения» тем, кто решался «досадовать» на них131. Неудивительно, что занимавшие эту должность нередко злоупотребляли своим положением, вызывая всеобщую нена­висть. Уже в марте 1712г. блюститель патриаршего престола С. Яворский подверг их суровому осуждению в своей знамени­той проповеди, сенаторы называли их не иначе, как «уличными судьями», «антихристами и плутами»; в народе слово «фискал» преобразовалось в «свистал» и стало нарицательным. В резуль­тате в 1714 г., хотя и с оговорками, была введена ответственность фискалов за ложные доносы132.