Эмиль Дюркгейм: биография и труды. Биография и основные труды

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог, представитель классического позитивизма, активный участник институциализации социологии. На формирование социологических воззрений Э. Дюркгейма оказали влияние рационалистическая методология Р. Декарта, идеи детерминизма и законосообразности развития социальных явлений Ш. Монтескье, этическое учение И. Канта, экспериментальная психология В. Вундта, позитивизм О. Конта и структурный функционализм Г. Спенсера. Э. Дюркгейм был знаком с работами К. Маркса, однако отрицая его влияние на свои исследования, хотя и признавая, что его "метод экономического материализма применим к истории в целом".

В своих основных работах "Элементы социологии" (1889), "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство. Социологический этюд" (1897) и "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" (1912) Э. Дюркгейм, утверждая социологизм как ведущий научный метод, сосредоточил внимание на проблемах анализа взаимодействия личности и общества, на исследовании социальных фактов как коллективных представлений, на рассмотрении значения общественного разделения труда в процессе социальной эволюции. Им была разработана концепция механической и органической солидарности, заложены основы социологии религии, проведено эмпирическое и теоретическое исследование социальных причин самоубийства.

Также как и О. Конт, Э. Дюркгейм ставил социологию в один ряд с естественными пауками, считая ее высшей ступенью научного познания. Однако в отличие от основателя позитивистской философии он утверждал, что социология должна быть автономной наукой, а не составной частью философии. Ей следует изучать то, что есть, а не то, что должно быть. Э. Дюркгейм также выступал за разграничение социологии и психологии. Для него психология - это наука об индивидуальном сознании человека, а социология - это наука о коллективном сознании людей. Мышление групп, считал он, иное, нежели отдельных людей, "у него свои собственные законы".

С точки зрения Э. Дюркгейма, социология должна изучать общество как совокупность социальных фактов. В работе "Правила социологического метода" (1895) он определил социальные факты не как биологические и психические процессы, которые индивид отправляет регулярно (например: еда, сои, мышление), а как "способы мышления, действия и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой". Социальные факты имеют свое собственное существование и "навязываются индивиду независимо от его желания". Посредством социальных фактов общество оказывает побудительное воздействие на поведение человека. Социальные факты определяют действия человека как представителя определенной социальной общности (например: супругов, граждан, верующих). По мнению французского социолога, социальным действием следует признать то, субъектом которого выступает группа людей, а не отдельный индивид. Именно социальные факты составляют "собственную область социологии".

Определяя предмет социологии, Э. Дюркгейм расширяет понятие "социальный факт" до понятия "социальный институт", трактуя его как "все верования, все поведения, установленные группой". Поэтому он утверждал, что социологию "можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании".

Э. Дюркгейм выделил две разновидности факторов, обусловливающих поведение человека в обществе: морфологические и психологические. К морфологическим факторам он относил те, которые оказывают побудительное воздействие на поведение человека как социально-биологического существа, к психологическим факторам те, которые оказывают побудительное воздействие на поведение человека как социально-психологического существа. Психологические факторы Э. Дюркгейм называл "коллективными представлениями", совокупностью "общих идей и чувств, которые передаются от поколения к поколению" и обеспечивают "единство и преемственность коллективной жизни" людей. Таковы, по его мнению, например: легенды, религиозные традиции, политические верования, мода, язык. Коллективные представления выступают как нормы и законы, ценности и идеалы, обычаи и традиции, которые вырабатываются такими формами общественного сознания, как право, мораль, искусство, религия. Коллективные представления могут быть "нормальными", способствующими укреплению социальных связей, и "патологическими", приводящими к социальной аномии.

Э. Дюркгейм не отрицал влияния на общественную жизнь "морфологических" факторов, к которым относил плотность населения, частоту контактов между людьми, характер поселений, способы коммуникации, и отмечал зависимость их от географических, демографических и материальных условий жизни людей. Однако, по мнению французского социолога, самое сильное давление на регулирование и изменение процессов общественной жизни оказывают психологические факторы.

Э. Дюркгейм ставил социологию выше других общественных наук и признавал за ней право быть образцом методологии научного исследования общественной жизни и интегратором всех социальных знаний. В структуре социологии он выделил три раздела. Первый - социальная морфология, которая должна изучать естественные основы жизни разных народов и включать в себя географическую и демографическую социологии. Второй - социальная физиология, которая должна изучать социальные факты и включать в себя социологии морали и религии, юридическую и экономическую, лингвистическую и эстетическую социологии. Таким образом, Э. Дюркгейм первым предложил выделение отраслевых социологий. Третий - общая социология, которая на основании синтеза знаний двух первых разделов должна устанавливать общие социологические законы и правила социологического метода.

Основу социологического метода Э. Дюркгейм видел в том, что "социальные факты нужно рассматривать как вещи", т.е. как независимые от сознания конкретных людей реальности, и изучать эмпирически, как это делают естественные науки. Первым действием социолога, утверждал он, должно быть "определение рассматриваемых вещей". Первопричину всякого социального явления следует искать "в организации внутренней социальной среды".

К основным правилам социологического метода, которые должны использоваться при исследовании любого общественного явления, Э. Дюркгейм относил следующие:

  • - использование косвенного наблюдения;
  • - проведение сравнения по аналогии;
  • - выявление общего, закономерного через изучение единичного;
  • - обнаружение причинно-следственных связей;
  • - установление источников исторического развития.

В понимании Э. Дюркгейма общество - это не простая сумма индивидов, а "система, образованная их ассоциацией". Он признавал, что генетически общество возникло в результате взаимодействия индивидов. Но, возникнув, оно начинает существовать по собственным законам. Доказательством этого, с его точки зрения, является то, что "группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены". Отсюда делается вывод о том, что социальное - первично, а индивидуальное - вторично, что общество существует независимо от личности, вне ее и над ней. Противопоставление личности и общества Э. Дюркгейм подчеркивал через различие понятий: "индивидуальные факты" - "социальные факты", "индивидуальные представления" - "коллективные представления", "индивидуальное сознание" - "коллективное сознание".

При рассмотрении взаимодействия личности и общества Э. Дюркгейм отмечал, что личность представляет собой двойственную реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят два начала: индивидуальное и социальное. Однако поведение личности в общественной жизни определяется не индивидуальными различиями, а социальной сплоченностью. Когда в обществе происходит снижение социальной сплоченности, тогда личность утрачивает значимость социальных норм и ценностных ориентаций. В результате наступает социальная аномия: отрицаются общепринятые нормативы и законы, господствует безудержный разгул человеческих страстей. В то же время Э. Дюркгейм был убежден в том, что общество не может развиваться и процветать, если личность угнетается, человек низводится до уровня послушного орудия труда. Счастье и благополучие личности, по его мнению, тем больше, чем больше упорядочена общественная жизнь, чем "более гарантированы права и свободы индивида".

Центральной социологической проблемой Э. Дюркгейм считал проблему социальной солидарности, под которой понимал сплоченность людей как представителей какой-либо социальной группы. Социальная солидарность, объединяя людей, способствует сохранению целостности общества. Выделяя два этапа социальной эволюции, Э. Дюркгейм специфику этих этапов объяснял различием форм социальной солидарности. Согласно его представлению, на первом архаическом (примитивном) этапе эволюции в обществе преобладает "механическая" солидарность, а на втором индустриальном (цивилизованном) - "органическая".

Механическая солидарность характерна для таких исторически первых социальных объединений, как род, клан, племя, союз племен. Она базируется на том, что большинство членов общества выполняет одинаковые виды деятельности, а их индивидуальное сознание растворено в сознании коллективном. Основу механической солидарности составляют общие для всех верования и моральные нормы поведения. Обществу с механической солидарностью присуще запретительно-репрессивное право, карающее за отклонения от норм коллективного поведения. Социальный контроль действий членов общества осуществляется с помощью коллективных представлений в форме религиозных догматов и обычаев.

Если механическая солидарность основана на сходстве деятельности людей, то органическая солидарность основана на различии их деятельности. Органическая солидарность возникает в результате установления общественного разделения труда и формирования относительной самостоятельности индивидуального сознания, с появлением городов-государств. Она преобладает в средневековом обществе и доминирует в современном индустриальном обществе, почти вытесняя механическую солидарность. С точки зрения Э. Дюркгейма, органическая солидарность порождает более прочные и устойчивые социальные связи, так как образуется в соответствии с принципом: "я заинтересован в продуктах деятельности другого, он заинтересован в продуктах моей деятельности". Она является более прогрессивной формой социальных связей, поскольку способствует развитию индивидуальности и реализации творческих потенций человека.

Обществу с органической солидарностью присуще регулятивно-восстановительное право, которое выражается в ограничительных нормах и законах, предупреждающих об ответственности за нарушение норм коллективного поведения. Соблюдение этого права контролируется коллективными представлениями в форме юридических законов и моральных норм.

Признавая разделение труда основой органической солидарности современного общества, Э. Дюркгейм в качестве основных причин проявления разделения труда в обществе называл следующие: рост народонаселения, "физическую плотность" (количество людей, проживающих на данной территории) и "моральную плотность" (интенсивность социальных связей между людьми).

Основным стимулом возникновения общественного разделения труда Э. Дюркгейм считал борьбу людей за существование. В процессе этой борьбы каждый, чтобы выжить, вместо соперничества и уничтожения себе подобных начинает выполнять такой вид деятельности, в результатах которой заинтересованы другие.

Это приводит, в конечном счете, к сотрудничеству и взаимозависимости людей друг от друга, становится важным источником социальной солидарности, "основанием морального порядка" и цементирует социальные связи. Чем более разделен труд, тем более, с одной стороны, проявляется в личности индивидуализм, а с другой - ее зависимость от труда других.

Э. Дюркгейм различал два вида форм проявления общественного разделения труда в современном обществе: "нормальные" и "ненормальные". К ненормальным формам проявления разделения общественного труда он относил социальное неравенство, анархию производства, неограниченную конкуренцию, бесконтрольность рыночных отношений, отсутствие механизмов моральной регуляции поведения людей. Проявление нормальных форм разделения труда виделось ему в социальном неравенстве, основанном на одаренности и профессионализме людей, планировании и нормативном регулировании производства и распределения, снижении конкуренции, осуществлении равенства социальных возможностей.

Нарушение нормальных форм разделения труда, приводящее к кризису социальной солидарности, Э. Дюркгейм назвал "социальной аномией". В обществе состояние социальной аномии наступает тогда, когда люди нарушают традиционные этические нормы и юридические предписания, перестают верить провозглашаемым идеологическим доктринам, утрачивают привычные социальные связи, что, в конечном счете, негативно сказывается на их моральном и физическом здоровье. Состояние социальной аномии обусловлено крахом традиционных, экономических и политических институтов. Однако Э. Дюркгейм был уверен в том, что социальная аномия - это временная патология общества, которая должна закончиться его выздоровлением.

Переход к нормальным формам проявления общественного разделения труда французский социолог связывал с проведением реформ по интенсификации и научной организации труда, с моральным воспитанием в духе ценностей социальной солидарности. Важным условием достижения нормальных форм разделения труда он считал соблюдение соответствия выполняемых работниками функций их индивидуальным способностям и наклонностям. Установление нормальных форм проявления общественного разделения труда, по его мнению, будет происходить тогда, когда общество перестанет навязывать человеку тот вид деятельности, который противоречит его способностям и умениям. А пока этого не происходит, в обществе будет иметь место социальная аномия, антагонизмы, классовая борьба и революции.

Одно из проявлений социальной аномии - самоубийство Э. Дюркгейм подверг эмпирическому анализу. На основании тщательного изучения западноевропейской статистики самоубийств им было установлено, что ни психическое состояние человека, ни его наследственность, ни климат, ни время года и суток не являются основными факторами роста количества самоубийств. Не отвергая важности воздействия природно-климатических, физиологических и психических факторов на самоубийство, главной причиной увеличения числа самоубийств французский социолог признавал снижение степени интеграции личности в семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных социальных общностях. По мнению Э. Дюркгейма, самоубийство совершает не человек как таковой, а личность как представитель определенной социальной общности. Им были выведены следующие социологические закономерности данного вида социальной аномии:

  • - число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид;
  • - чем прочнее социальные связи внутри социальной группы, тем меньше процент самоубийств среди ее членов.

Исходя из характера нарушения нормальных социальных связей личности с социальной группой, Э. Дюркгейм выделил такие типы самоубийств, как "эгоистическое", "альтруистическое", "аномическое" и "фаталистическое". Эгоистическое самоубийство является следствием разрыва самим индивидом социальных связей со своим социальным окружением. К альтруистскому самоубийству приводит утрата личностью, независимо от ее желания, связи с близкими людьми или нарушение привычно сложившихся связей в социальной группе. Аномическое самоубийство, как правило, обусловлено крупными общественными потрясениями, вызывающими нарушения устоявшихся социальных связей, и невозможностью личности приспособиться к новым социальным связям. Фаталистическое самоубийство происходит из-за страха личности перед потерей признания в той социальной группе, социальные связи с которой у нее были достаточно крепкими.

Э. Дюркгейм приводит данные, согласно которым процент суицида больше среди протестантов, разведенных и вдовствующих, в период экономического кризиса. На основании этого он утверждает, что протестантская религия, малочисленные семьи, экономические кризисы и есть те социальные условия, которые способствуют утрате личностью социальных связей со своими общностями и, как следствие, увеличивают возможность самоубийства.

Э. Дюркгеймом была выявлена корреляция между количеством самоубийств и циклами экономического развития. Наибольшее количество самоубийств, с его точки зрения, приходится на периоды глубоких экономических кризисов и на периоды значительного экономического благополучия. Причину увеличения числа самоубийств в период экономического процветания французский социолог объяснял ростом стандартов потребления и изменением социальных ориентаций личности. Невозможность достижения высокого стандарта потребления вызывает у личности стресс и глубокое разочарование в жизни. При слабой интеграции личности в окружающих ее общностях такое состояние приводит к решению о самоубийстве. Уменьшить количество самоубийств, по мнению Э. Дюркгейма, возможно только тогда, когда социальные группы станут достаточно сплоченными, а личность будет чувствовать "свою солидарность с коллективным существом".

Религию Э. Дюркгейм определял как солидарную систему верований и практик, относящихся к вещам "священным, обособленным и запретным"; как систему, которая объединяет людей "в одну моральную общность, называемую церковью". Изучая этнографический материал о религиозных верованиях австралийцев, он стремился выяснить социологические закономерности формирования религиозного коллективного сознания. С его точки зрения, религия создается обществом. Каждый тип общества формирует соответствующий ему тип религии. Э. Дюркгейма интересовало, как религия выражает коллективные представления и влияет на поведение людей. Он считал, что истинная функция религии не в том, чтобы заставлять пас думать, обогащать наше познание, а в том, чтобы "побуждать нас к действию, помогать нам жить". Религия поддерживает нужное обществу социально-адекватное поведение людей, освящая социально приемлемые образцы поведения, способствуя сдерживанию индивидуально эгоистических порывов, требуя готовности пожертвовать собственными интересами во имя общих.

Французский социолог отмечал безграничное влияние религии на повседневную жизнь людей и их культуру, особенно на стадии архаического общества. Он считал, что религия породила мораль, искусство и науку. Э. Дюркгейм также обращал внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие. Мечтая модернизировать религию современного общества посредством соединения религии и морали, Э. Дюркгейм предложил концепцию религии без Бога. Признание значения религии в деле достижения социальной солидарности не помешало ему как педагогу и общественному деятелю в 1905 г. способствовать принятию во Франции закона об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim, 15 апреля 1858 — 15 ноября 1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки.

Эмиль Дюркгейм из семьи потомственных раввинов, он после смерти отца отказался от религиозного служения. Окончил в 1882 году «Эколь нормаль» в Париже, в течение трех лет преподавал философию во французских лицеях, после поездки в 1885 году в Германию читал курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо.

С 1896 года — профессор социологии и педагогики в университете Бордо (первой кафедры социологии в мире), с 1902 года — профессор Сорбонны. В 1898-1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Самые известные работы Дюркгейма — «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Ученому удалось завершить становление социологии как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

Книги (4)

О разделении общественного труда. Метод социологии

Так как право воспроизводит главные формы социальной солидарности, то нам остается только классифицировать различные виды права, чтобы исследовать затем, каковы различные соответствующие им виды социальной солидарности.

Вероятно, что среди них есть один, символизирующий ту специальную солидарность, причина которой — разделение труда.

Самоубийство

С некоторого времени социология вошла в моду; самое слово «социология» стало теперь употребляться очень часто, а еще десять лет назад оно было малоизвестно и почти осуждено наукой.

Социология находит себе все новых и новых сторонников, и в публике слагается какое-то предвзято благосклонное отношение к этой новой науке, на которую возлагаются самые большие надежды. Нельзя, однако, не признать, что полученные до сих пор результаты не вполне оправдывают ни большого количества опубликованных по этому вопросу трудов, ни затраченного на них интереса читателей.

Социология. Ее предмет, метод и назначение

В данный том вошли работы, которые представляют взгляды основателя Французской социологической школы Э. Дюркгейма (1858-1917) на содержание социологического знания, его место в науках о человеке и роль в обществе.

Первую часть книги составляет один из шедевров мировой социологической классики — «Метод социологии», во второй части публикуются небольшие работы автора, созданные им в разные годы.

Элементарные формы религиозной жизни

«Элементарные формы религиозной жизни» («Les formes élémentaires de la vie religieuse») — классическая работа по социологии религии, принадлежащая перу Эмиля Дюркгейма (1858—1917) одного из основоположников современной социологии.

В этой книге, впервые опубликованной в 1912 г., автор предпринял новаторское для своего времени исследование религии как социального феномена. По мнению Дюркгейма, религия производится обществом в процессе осознания им самого себя: религию составляют коллективные представления, которые отражают коллективную реальность, и коллективные практики, которые постоянно создают и воссоздают эту реальность. Дюркгейм считает, что, обратившись к наиболее простым и «примитивным» религиям (таким как австралийский тотемизм), можно эксплицировать фундаментальные принципы, которые лежат в основе любой религиозной системы и составляют сущностный и неустранимый аспект человеческой природы.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся социологией, религиоведением и антропологией.

Дюркгейм Эмиль (1858–1917) - французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основоположник профессиональной социологии.

Э.Дюркгейм родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882.

Вся жизнь чувства состоит только из суеверия.

Дюркгейм Эмиль

В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо.

В 1893 защитил докторскую диссертацию О разделении общественного труда и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).

В 1898–1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», которое играло значительную роль во французской социологии даже после смерти своего основателя.

Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, - это сила группы.

Дюркгейм Эмиль

В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Э.Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни (1912).

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей.

Элементами этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие. Например, с самого рождения люди сталкиваются с определенными законами, изменить которые они не могут, а при нарушении этих законов человек чувствует неодобрение окружающих его людей. Дюркгейм различал материальные социальные факты (закон, бюрократия) и нематериальные (культура, социальные институты).

Масса явлений, оставшихся без сознания, становятся объектами представлений.

Дюркгейм Эмиль

Центральная проблема в творчестве Дюркгейма - это проблема социальной солидарности. Еще в своей докторской диссертации он утверждал, что солидарность базируется на разделении труда. По его мнению, существует два исторических типа солидарности. Первый тип - механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.

Этот тип солидарности наблюдается в архаических обществах. С возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Этот второй, более развитый тип солидарности был назван Дюркгеймом органическим.

В Самоубийстве Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей. Эта его работа, в отличие от всех остальных, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа.

Нигде не испытываешь такой потребности видеть соотечественников, как в чужой стране.

Дюркгейм Эмиль

В этой книге Дюркгейм предложил термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия - это негативное отношение индивидов к нормам и ценностям, преобладающим в обществе, результат разрушения солидарности. Такого рода моральный вакуум возникает, например, в переходные периоды, когда прежние нормы уже не действуют, а новые еще не сформировались. Не случайно среди современных российских социологов эти идеи пользуются большой популярностью.

В своей заключительной работе по социологии религии Дюркгейм истолковал ее как крайнюю форму нематериального социального факта. Религия необходима обществу, так как она укрепляет социальную солидарность, формирует социальные идеалы. Поклоняясь каким-либо священным предметам или идеям, люди, по мысли Дюркгейма, в действительности поклоняются обществу.

Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие - гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

Эмиль Дюркгейм основные идеи французского социолога и философа кратко изложенные в этой статье.

Дюркгейм основные идеи кратко

(1858-1917) был сторонником позитивистской социологической традиции. Он руководствовался принципами точности, эмпирической обоснованности, доказательности теоретических положений.

Цель социологии по Дюркгейму – это исследование причинно-следственных устойчивых связей и закономерностей. Предмет социологии — особая реальность из социальных фактов наподобие вещи. Факты существуют независимо от индивида, безличны, формулируют законы функционирования общества.

Основные идеи Дюркгейма:

  • Факты как аспект общества

Поскольку факты составляют реальность, в которой существует человечество, то выделяется 2 вида фактов – духовные и морфологические. К духовным или нематериальным фактам относят: обряды, традиции, обычаи, правила поведения человека и верования. Они составляют общее или коллективное сознание. К морфологическим фактам относят: уровень рождаемости, плотность населения, уровень смертности, форма жилищ характер путей сообщения и тому подобное. Они составляют количественный аспект общества.

  • Принцип автономности и специфичности социальной реальности.

Идея принципа в том, что общество существует и развивается как целостная система, которая не сводится к сумме индивидов. То есть коллективные представления нельзя выводить из индивидуальных, общество нельзя выводить из индивида, целое нельзя выводить из части. Э. Дюркгейм наделил общество физическим и моральным превосходством над индивидами, отождествляя с Богом. Общество – это богатая реальность (богаче, чем индивид), которая доминирует над человеком и является источником высших ценностей. Все социальные явления можно объяснить социальной средой, где они существуют.

  • Проблема социальной солидарности.

Решение данной проблемы должно объяснить, что объединяет людей в общество. Э. Дюркгейм построил типологию обществ с органической и механической солидарностью, как двумя звеньями эволюционной цепи.

Механическая солидарность присуща доиндустриальным обществам и определяется сходством индивидов, которые живут в нем, а также их одинаковыми общественными функциями и неразвитостью индивидуальных черт. Общество с механической солидарностью подчиняет индивида, обуславливая его поведение и сознание. Основные черты – высокая степень интенсивности общественного сознания, жестко регулирующее поведение индивида, господство религиозных традиций, обычаев и верований.

Органическая солидарность присуща современным обществам и определяется разделением труда. Разделение труда обеспечивает различия индивидов, которые развивают личностные и индивидуальные способности, таланты согласно их профессиональной роли. Каждый член общества зависит друг от друга, так как между ними происходит обмен продуктами человеческой деятельности. Основные черты – обеспечение единства социального организма, интегрирование индивидов, формирование чувства солидарности, свобода, автономия членов общества.

Солидарность по Дюркгейму – это высший моральный принцип и высшая универсальная ценность.

  • Концепция религии без Бога.

Идея Бога или сверхъестественного не является тем атрибутом религии, без которого она не сможет существовать. Религия – это символическое общественное выражение. Поэтому верующий, на самом деле, поклоняется обществу как реально существующему объекту религиозных культов. Религия является порождением общества и формирует социальные идеалы, а также укрепляет социальную сплоченность.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи социологии Дюркгейма.

Формирование общества, его взглядов в системе верований, политических убеждений, а также социальной интеграции в период развития науки и быстрого темпа развития жизни привели к необходимости анализировать закономерности в процессе адаптации человека в обществе.

Человек и общество

До середины девятнадцатого века общие вопросы психологической взаимосвязи личности и общества относились к разряду философии и не имели под собой чёткого механизма логического анализа. Однако во второй половине девятнадцатого века возникло понимание о необходимости создания общей модели психоанализа на основе поведенческих характеристик и интеграции индивидуума в обществе.

Основоположниками социологии как отдельной науки считаются Карл Маркс, Макс Вебер, Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм. Социология, на сегодня, самостоятельная наука, которая изучает общество как целостную систему. В свою очередь, общество включает в себя процессы, общности и человека, взаимодействующего с обществом.

Биография французского социолога Эмиля Дюркгейма

Дюркгейм родился 15 апреля в 1857 году в городе Эпиналь, расположенном в северо-восточной части Франции.

Его отец, дед и прадед посвятили себя религии - служили раввинами. Естественно, Давида также отправили получать образование раввина. Однако после смерти отца он отказался от пути религии и поступил в колледж в родном городе.

В 1879 году неоднократно пытался поступить в Высшую Нормандскую школу Парижа, однако сдать вступительные экзамены удалось только с третьего раза.
После окончания преподавал философию в рядовых учебных заведениях на околицах столицы.

В 1885 году Эмиль решил выехать в Германию для общения с ведущими философами того времени. Он понимал, что имеющаяся социальная философия текуча и неопределённа - не отвечает на большинство существующих вопросов, обходясь лишь нелогичными пространственными объяснениями. Желание понять больше, подтолкнуло Эмиля искать ответы в Германии, где он надеялся получить новые знания и методы философских осмыслений социальной жизни общества.

Вернувшись на родину, Давид Дюркгейм стал преподавать социальную науку и этику на филологическом факультете в университете города Бордо. Несколько позже, в 1893 году, защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда».

Социология приобретает статус отдельной науки

Спустя три года ему было предложено возглавить кафедру социальной науки при университете. Это была первая кафедра по социологии среди вузов Франции и Европы в целом.

В течение последующих трёх лет, продолжая работать в университете Бордо, учёный публикует две работы, ставшие всемирно известными: «Правило социального метода» в 1895 году и «Самоубийство» 1897 года публикации.

С 1897 по 1913 года Дюркгейм руководил первым специализированным журналом по социологии под названием «социологический ежегодник». В дальнейшем все, кто работал над изданием, организовали научное сообщество под названием «Французская социологическая школа». Позже сообщество сыграло ключевую роль в понимании социологии во Франции при жизни Эмиля Дюркгейма и после.

После получения звания профессора Дюркгейм перешёл работать в Сорбонну и возглавил кафедру «науки о воспитании». Позднее в 1913 году кафедру переименовали, приобщив социологию, - «наука о воспитании и социологии». Примерно в этот период французский социолог публикует последнюю ключевую работу «Элементарные формы религиозной жизни», ставшую опорой современной социологии.

Эмиль Дюркгейм кратко об основных принципах социологии

Французский социолог опубликовал более двухсот работ, в том числе статей, рецензий и профильных лекций. Эмилю Дюркгейму принадлежит проработка и систематизация концепции предмета социологии. Исследования учёного легли в основу большинства социологических теорий, а прежде всего в структурно-психологический анализ.

Согласно теории Эмиля Дюркгейма предметом социологии является понимание того, что на общество в целом влияют политические, моральные, правовые, религиозные аспекты. А вырабатываемые обществом ценности, нормы и идеи оказывают на каждого индивидуума принудительное влияние. Заставляют каждого поступать и принимать решения в рамках принятых норм в обществе.

Теория Эмиля Дюркгейма описывает, в отличие от утверждений предшественника социологии Конта, наличие различных путей формирования обществ во всем мире.

Имея совершенно разные мотивы и идеи в своей основе, они не могут быть рассмотрены с помощью идентичного механизма анализа. Применение одинакового инструмента к различным моделям общества приведёт к заведомо ошибочным результатам.

Новая парадигма Эмиля Дюркгейма

Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма основана на изучении реальных социальных факторов и элементов, формирующих общество. Его взгляды имели реформаторский и радикальный характер.

В своём анализе социолог отслеживал в обществе два фактора, влияющих на его формирование: натурализм и социальный реализм. Что понималось под этими терминами и каково их значение?

Под натурализмом Эмиль Дюркгейм понимал связь с природой и традициями общества.
Социальный реализм он видел в явлениях, не имеющих отношения к материальной части человеческой жизни. Реализм вытекал из норм и определений, формирующихся в обществе.

Некоторые ключевые определения французского социолога

На сегодня социология определена пониманиями и взглядами, которые в своё время установил Эмиль Дюркгейм. Труды социолога легли в основу современной интерпретации и механизма анализа структуры общества и его связи с каждым человеком.

Рассмотрим некоторые определения Дюркгейма, применяемые сейчас.
Подвиды обществ:

  1. Архаическое общество - группа или общество, характеризующееся механическим способом взаимодействия. Собственное индивидуальное сознание индивидуума практически растворено в коллективном сознании.
  2. Индустриальное общество - определяется наличием разделения труда, различными специализациями и видами деятельности. При этом возникает функциональная взаимозависимость и необходимость в совместном труде. Чем более примитивно общество, тем больше похожи индивидуумы между собой и выше уровень принуждения и насилия. Чем больше различий в обществе, тем выше уровень терпимости друг к другу и глубже проявление демократии.
  3. Также существует понимание формирования гражданского общества, где на раннем этапе формируется концентрация воли коллектива на одной личности - вожде. Ему предоставляются права решения всех задач общества от имени одной личности. Как правило, после этого начинается формирование группы людей - бигменов. В их руки попадают основные средства и политические рычаги, которые они используют в своих интересах. Исторически эта модель просуществовала с пятого века нашей эры до французской революции. Новый этап определил право народа на собственность и волеизъявление каждого, независимо от статуса и положения.

По мнению Эмиля Дюркгейма, человек определяется как двойственная реальность, где проходит борьба между социальной и индивидуальной личностью.

Роль социальной солидарности в обществе

Вопрос социальной солидарности в обществе рассматривался многими социологами, именно более серьёзно взглянул на эту проблемы Эмиль Дюркгейм. Работы французского социолога конца девятнадцатого - начала двадцатого века вскрывали ключевую роль солидарности среди людей в процессе формирования цельного общества.

Он считал, что это основная цементирующая и объединяющая сила в обществе. Уровень солидарности определяет слаженность и чёткость взаимодействия людей, при наличии разделения труда в обществе.

Разделение труда в обществе вносит больше разнообразия, и чем этот показатель выше, тем больше стремление человека к обмену и сплочённости. Обмен, по мнению Эмиля Дюркгейма, предполагает наличие договора, в котором обе стороны берут на себя взаимные обязательства. Отсюда и происходит кооперация и сотрудничество. Основы договора регламентируются нормами и правилами социального взаимодействия. Они в свою очередь опираются на социальные институты общества.

Типы солидарности в обществе

Эмиль Дюркгейм определил два вида солидарности между людьми в обществе:
механическую и органическую.

Под механической солидарностью он понимал условие, когда люди выполняли одинаковые функции и не имели отличительных черт. Это определение базировалось на понимании механизмов доиндустриального общества.

Под органической солидарностью социолог видел общество, в котором люди больше отличаются друг от друга и взаимодействуют по определённым признакам. Примером может быть непосредственно тело человека, где существует взаимодействие и взаимодополняемость различных частей тела.

Коллективное сознание

Первым, кто ввёл понятие коллективного сознания - явления, определяющего «характер» общества, был Эмиль Дюркгейм.

Социология как отдельная наука рассматривает совокупность общих интересов, убеждений, верований, чувств и ценностей как некое коллективное сознание - общий знаменатель определённой группы или общества.


В отличие от Эмиля Дюркгейма современная социология не считает, что коллективное сознание намного выше личного, и не причисляет к его позиции Бога.
Современное понимание психологии личности определяет, что общество оказывает прямое влияние на развитие индивидуальности. Однако делает акцент на необходимости ценить и решать вопросы каждого в отдельности. К примеру, серьёзную проблему индивидуума - самоубийство, первым исследовал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Книги и труды учёного раскрыли прямую взаимосвязь и причины суицида человека и роль общества в этом.

Впоследствии, более чем на сто лет труды Дюркгейма стали учебным пособием в работе современных психологов и социологов.

Самоубийство, влияние общества и внешних факторов

До конца девятнадцатого века исследования в области суицидальных случаев сводились к достаточно поверхностному анализу.

По существующей тогда теории считали, что самоубийство - это следствие географического, климатического, биологического, сезонного, психологического или патологического факторов.

Первым, кто серьёзно подошёл к вопросу суицида, провёл сбор и анализ статистических данных в различных странах, был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Самоубийство, как считал исследователь, чисто социальный факт. Он не определяется географией и биологией личности.

Как полагал учёный, общество является неким полем, где в процессе общения между людьми возникают соглашения, ожидания или отрицания. Момент нарастания отрицания, отсутствия пути решения и полная изоляция в обществе толкают человека на действия суицидального характера.


На основании различного уровня влияния социальных норм на личность Эмиль Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств:

Во время проведения статистического анализа социолог обнаружил:


На основании проведённого анализа всех слоёв общества Эмиль Дюркгейм выяснил, что самоубийство, как правило, возникает вследствие ослабления социальных связей и изоляции человека.

Для современной социологии и статистического анализа как неотъемлемой её части, сыграл ключевую роль французский учёный конца девятнадцатого века Эмиль Дюркгейм. «Самоубийство» в отличие от ряда других работ учёного строилось на чётком статистическом анализе данных. В своей работе он предложил ввести термин «аномия» для выделения фактора, влияющего на рост самоубийств в период разрушения системы, её общественных правил и норм.

Заключение

Современная классическая социология появилась на основе теорий Эмиля Дюркгейма, поясняющих закономерности и взаимозависимости индивидуума и общества. Позже некоторые его работы были доработаны Робертом Мертоном и Эрихом Фроммом.

На сегодня социология считается вполне логичной и понятной наукой, однако так кажется только на первый взгляд. В области психологии личности и механизмов взаимодействия с обществом существует множество «тёмных» пятен. Возможно, со временем будет раскрыта новая социология, основанная на полном понимании не только форм взаимодействия, но и выяснения механизма организации мышления человека в связке с обществом.