Душа отличие от духа в славянской. В чем разница между духом и душой

Под духом в философии понимается идеальное объединяющее начало, придающее цельность, внутреннюю силу, творческие потенции душевному миру человека или какой-либо общности людей (например, «дух народа»). Согласно Н. Бердяеву дух есть Божественное начало в человеке, выражающееся в любви, справедливости, долге, свободе, творчестве. Душа глубинный внутренний мир человека, связанный с его телом, одухотворяющий его телесные потенции. Согласно Платону Д. содержит в себе три неравноценные составляющие: высшее – разумное начало, среднее – волевое и низшее, более всего приверженное телу – вожделеющее.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДУХ и ДУША

религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от материального Человек сравнительно легко познает материальную оболочку сотворенной природы, но у него нет легкого внешнего доступа к сущностям духа и души, что нередко вызывает, например, у материалистов и позитивистов, соблазн отрицать существование этих скрытых миров. Более ценно то, что менее доступно, материальные потребности рано или поздно удовлетворяются, духовными же исканиями человек никогда не пресыщается, а потому в тенденции становится существом универсальным. Древние представления о духе (атмане, пневме, спиритусе, рухе) и душе (пране, психе, аниме, нефсе) связывались с процессом дыханиядуша сопрягалась со вдохом, а дух - с выдохом. Считалось, что каждая вещь имеет собственную душу, способную перемещаться в пространстве и входить в иные тела, влиять на них; к этому взгляду восходят доктрины эйдосов, идей, образов, отражения мира человеком.

Философская онтология души и духа оперирует следующими их существенными различиями. Душа связана с конкретным целым (телом), будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая душа), а после смерти тела душа пребывает в особо легком теле - в "сома пневматикус", "астральном теле" и т. п. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любую границу; поэтому он способен доходить до вершин мироздания (т. е. быть совершенным), творить любую предельную целостность и привносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию. Душа сохраняет проект и внутреннюю форму своего тела, его системные свойства, лишь иногда (согласно некоторым учениям) на короткое время покидая свою обитель. Дух же всегда беспокоен, изменчив, мало где задерживается и творит все новые и новые свои определения. Душа несовершенна и ограничена, дух же совершенен и неограничен. Душа творится духом, дух же вечен и несотворим. Правда, христиане полагают, что разряды служебных духов сотворены Абсолютным Духом, Богом. Вместе с тем душа и дух имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды, ненаблюдаемы "извне". О духе обычно говорят как о "бытии" (безусловном, открытом, свободном, без границ, бездне бытия); связанное же существование души выражается понятием экзистенции, т. е. "бытия-между" плотью и духом. Не получая долгое время живительных импульсов духа, душа увядает и выпадает из общей структуры бытия; напротив, оплодотворясь духом, душа расцветает, раскрывается и совершенствуется. Т. о., взаимосвязь бытия духа и экзистенции души может быть конкретизирована понятиями духовности и бездуховности души. Духовность - оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность - отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы. Бездуховность может быть сопряжена либо с неразвитостью тяги души к духовному бытию, либо с усталостью преодолевать инерцию экзистенции и эгоизм. Альтернативные суждения о смертности и бессмертии души восходят к одному и тому же архетипическому представлению о том, что со смертью тела душа утрачивает функцию обеспечения целостности индивидуума: а) либо смерть тела вызывает качественную переориентацию души на пребывание в "сома пневматикус", б) либо утеря основной функции обслуживания тела и есть смерть души. Учения о смертности души основаны на приписывании душе только телесной функции, учения же о бессмертии души признают телесную и духовную функции и толкуют душу как временно связанный плотью момент Абсолютного Духа. Возрождающиеся ныне гилозоистические воззрения на структуру души ("бывают минеральные, растительные, чувствительные и разумные души") актуализируют проблему простоты и сложности души. Если душа проста, не имеет частей, то ей не на что распадаться, она бессмертна и может исчезнуть лишь по воле Бога. Но в таком случае она не может усложняться и совершенствоваться, а о ее атрибутах почти ничего нельзя сказать. Если же душа сложна, то ее строение созвучно структуре соответствующих тел. Например, человеческое тело состоит из атомов и молекул, клеток и органов, нервной системы и мозга; названные части сопряжены с минеральной, растительной, чувствительной и разумной душевностью. Представления о сложности души обобщаются в двух понятиях человеческой души - понятии иерархии минерального, растительного, животного и разумного уровней души и понятии души человека как эмерджента, т. е. уникального нового качества, возникшего при взаимоснятии всех указанных уровней.

В соответствии с первым понятием душа человека отличается от душ минералов, растений и животных лишь своим высшим (разумным) уровнем. Согласно второму понятию, человеческая душа проста как единое качество и обладает лишь свойствами (гранями, но не уровнями) отражения, раздражимости, чувствительности и разумности.

Языческие верования о четырех душах внутри каждого человека - архетип современных учений об эволюции форм отражения и посмертной судьбе души. Если душа сложна, то после смерти плоти, целостность которой она осуществляла, она постепенно и последовательно распадается, и прежняя связь между ее уровнями или гранями разрушается: минеральная душа уходит вместе с прахом в царство минералов, растительная и животная души остаются вблизи растений и животных или вселяются в них, разумная же душа восходит к Богу. Этот процесс исчисляют временными рамками: "после третьего дня", "девятый день", "сороковой день". Итак, суждения о бессмертии и смертности души, ее перевоплощении и очищении от низших составляющих, о единственности и множественности ее частей лишь внешне исключают друг друга, ибо имеют разные логические основания; по существу же эти суждения суть вариации на одну и ту же тему о количестве и взаимосвязи свойств и функций души. Равным образом не исключают друг друга идея перевоплощения души и идея совершенствования уникальной души каждого человека. В обоих случаях речь идет об изменении души и ее телесной оболочки: а) в одном и том же теле "я" (душа) совершенствуется или деградирует, б) "я" остается себетождественным в периодически изменяющейся плоти. Клетки нашего организма периодически обновляются; индивид живет вначале в утробе матери, потом, умирая для внутриутробной жизни, рождается как самостоятельный организм и, наконец, умирает как таковой, чтобы родиться в прозрачной для других душ телесности "сома пневматикус"; перевоплощение души в формах растений, животных или других людей обязано (согласно индуизму и буддизму) закону воздаяния - все эти интерпретации идеи реинкарнации (перевоплощения, метемпсихоза) суть варианты суждения об изменчивости души и плоти.

Душу описывают либо как лишенную метрики, либо как пребывающую в сердце, головном мозге, крови, легких (дыхание), либо живущей во всех закоул ках тела (т. е. как тотальный атрибут тела). Из различий этих описаний вытекают различия в понимании характера спаянности души и плоти в единое целое (в тело). С одной т. зр., душа слабо связана с плотью, легко ранима, боязлива, "уходит в себя", ее можно выкрасть, потерять и т. п. С другой т. зр., душа - принцип тела и ни на мгновение не перестает осуществлять свою витальную функцию; она не "рвется наружу" и не покидает тело на всем протяжении земной жизни индивида. Проблема гармонии души и плоти внутри тела имеет следующие основные решения: а) плоть владеет душой, б) душа владеет плотью как своим оружием, в) душа и плоть симметрично взаимоувязаны в теле. На вопрос о посмертном пребывании души отвечают по-разному: "тот свет" далеко - за морем, на острове, под водой, под землей, на небе, в раю или аду, в мире внепространственных абсолютных идей или в сфере "бездны духовного бытия".

Абсолютный Дух творит разряды служебных духов. Духи источают энергию, и, благодаря их действиям, вселенная есть не мертвый механизм, а беспредельный живой организм с мировой душой. Добрые и поддерживающие человека духи именуются ангелами, вознесенными святыми, великими бодхисаттвами, ками и т. д. вплоть до домовых духов. Падшие ангелы, или злые духи, как и добрые духи, имеют свою иерархию, могут навредить человеку и нередко предстают перед людьми под видом ангелов добра. Из культа изгнания злых духов из больных людей возникла светская медицина. Не всякий дух заслуживает доверия и выражает подлинную полноту бытия, добро и благо. Поэтому духовность (т. е. пребывание в душе человека того или иного духа) бывает истинной или ложной, доброй или злой. Неправомерно восхищаться "духовностью вообще" и всякий раз вкладывать в это понятие лишь положительный смысл. Например, одержимость злым духом - не бездуховность, но духовность безобразная, ложная и злая, подменяющая любовь к Богу притяжением к фальшивому идеалу полноты бытия или субстанции. О некоторых духах говорят как об ошибающихся, преследующих эгоистические цели, лживых и дезориентирующих людей. Многие Писания поэтому осуждают оккультную практику, т. е. получение знания от медиумов, колдунов, ведьм, астрологов и иных людей, проникающих в мир служебных духов - ведь может случиться, что эти люди вступили в связь с духами преисполни и обманулись, приняв их за духов добра. Христианство и ислам учат, что духов надо проверять посредством сличения собственных желаний и поступков с требованиями Богооткровенных Писаний.

Существуют две основные модели связи души и духа в теле человека: а) человек состоит из души и плоти; б) человек троичен, в нем увязаны дух, душа и плоть. Сторонники первой модели сближают понятия духа и души, толкуя дух как разумную часть человеческой души. Те же, кто разводят дух и душу, противопоставляют "человека духовного" "человеку душевному (плотскому)". Согласно первой модели, развитая душевность - умение приобретать эмпирическую информацию, управлять телом, заниматься интеллектуальной деятельностью и владеть навыками умозрения; духовность - развитая душевность. Вместе с тем далеко не все согласны со сближением интеллекта и духа и предлагают разграничивать духовное и душевное в религии, искусстве, науке, философии и других формах мироотношения. Согласно второй модели, душевность человека обеспечивается такими формами, как телесная чувственность, эмоциональность, воля и интеллект; духовность же сопряжена с развитостью совести, интуиции и со способностью мистически пребывать в тех или иных слоях духовного бытия. Ал. Павел, наиболее полно обосновавший триадичную модель человека, учил, что часто развитие сенсорики, воли и разума человека, обусловленное плотской фукцией души, препятствует становлению в том же индивиде "духовного человека". Плоть - дом и зеркало души, а душа - дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, мистическому соприсутствию, угрызениям совести, ибо сосредоточена на телесных отправлениях. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, духовная смерть - от прекращения связи души и духа; человек может быть живым душевно, но мертвым духовно из-за греха, отделяющего его от Бога.

Неполное определение ↓

(), (), душа почившего человека () либо человеческая вообще (); 2) высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души); 3) , нрав () (пример: человек сильный духом = человек с сильным характером); 4) настроенность (пример: воинственный дух); 5) суть (пример: дух произведения).

«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. )

Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».

По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.

«Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное – умственному и бесплотное – бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним», – говорит св. . В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.

Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе

«Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…

Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (; ). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (). Преподобный на вопрос: «Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?» – отвечает: «Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек» (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: «Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (; ), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого , он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе»

Свт. Феофан Затворник о человеческом духе

«Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.

Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.

2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.

3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?

Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…

Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце).

Принимаюсь за то, что было прервано, – именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.

Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни – мысленной, деятельной и чувствующей.

В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек – это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: «Что значит человек в общей совокупности творений?» Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, – и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.

Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это – Божеское.

В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше – стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и вредны бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.

В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе – воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными – назовем так – чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, – чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи – сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.

Сеанс гипнологов

Вопрос. Скажите пожалуйста, а в чем различие между Духом и Душой?
Ответ. Душа воплощается, изменяется, а Дух – он вечен.

В. В каком смысле «Душа изменяется»?
О. Душа, она пластична. Представь себе Звезду. Вот эти её лучи, это Дух, а тот свет, который идет от неё, это Душа. Дух – это основа, более жесткая, более незыблемая, Душа более пластичная. Если Дух представить в виде луча, то Душа будет его чуть размытым свечением, другими словами Дух — это луч, а Душа — это образ Духа и в ней свечение замкнуто.

В. Связан ли конкретный Дух с конкретной Душой? Является ли эта пара постоянной?
О. Да, связаны и они взаимно проникают друг в друга, только у одного Духа, как правило, несколько Душ. А по большому счету, всё есть проявление одного Духа.

В. В чем отличие Души человека от Души представителя какой-либо другой цивилизации?
О. Какого именно человека вы имеете введу? Люди тут разные и много разных цивилизаций воплощается в Людей.

В. У нас была информация о том, что всем воплощающимся на Земле в телах людей существам, если они прибыли откуда то со стороны, дается в пару Душа земного человека. Она может быть с опытом или ещё совершенно чистой матрицей, с записанным на неё базовым опытом… Это не так?
О. Практически так. Но только не то что «выдается в пару», а они как бы сливаются вместе, но при этом сохраняют индивидуальности. Получается единая Душа.

В. После прохождения Земного опыта эти Души разделяются, или они уже навсегда будут вместе?
О. Тут всё по их желанию, по задачам, смотря куда они собираются, тут много разных моментов.

В. В чем всё-таки отличие Земной Души Человека, от других Душ, есть ли какая-то специфическая особенность?
О. Да, можно назвать это особым ароматом… Мы надеемся, вы понимаете, что «аромат» в данном случае является метафорой.

В. Может быть только из Души Человека может получиться настоящий Творец?
О. Нет, каждая Душа может стать Творцом, только творят они по-разному.

В. Ну вот Души Рептилоидов, они тоже могут стать Творцами?
О. Они скорее разрушители, но в то же время они что-то создают, хоть и разрушают.

В. Так чем принципиально они отличаются?
О. Учителя вон уже угорают над нами, говорят «хвостом, хвостом»!)))
А если серьезно…. У них меньше Любви… Скорее даже у них это лучше назвать «забота», Любви у них нет. Отчасти это обусловлено их физиологией. На самом деле их Души тоже могли бы развить в себе это качество, и они как будто чувствуют это и несколько комплексуют из-за этого.
Т.е. вот эта Безусловная Любовь, которая присуща Душе Человека, является одним из ключевых отличий от Душ представителей других цивилизаций.

В. А какие ещё ключевые отличия есть?
О. Я это сейчас воспринимаю как голубой свет и ощущаю его смесью благородства и жертвенности, способностью действовать из принципа, порой даже во вред себе. Все остальные цивилизации достаточно практичны.

В. Есть ли где-то еще цивилизации с подобными характеристиками?
О. Есть, но только с подобными. Этот особый аромат Души Человека формируется целым комплексом особых ощущений, которые испытываешь, находясь рядом с этой Душой. Нет какого-то одного ключевого момента, есть сумма признаков.
Есть люди, которые не испытывают Безусловной Любви, но они всё равно люди.

В. Но почему же они не могут проявлять этой Любви?
О. Это вопрос к этим людям, а не к нам.

D_A добавлю от себя:

Дух человека — это та самая Искра Творца. Душа — это те прослойки, матрицы и тела, которые Искра «надевает» на себя, чтобы проходить опыт таких миров, как Земля. Матрица души непостоянна, их часто меняют, в зависимости от задач, уроков и решений, принятых во время воплощения. Это не значит, что полностью меняется сама душа, однако могут меняться (активироваться или «засыпать») её клетки, тем самым часто изменяя характер. Выходя из воплощения, Искра отдает большинство оболочек тем системам, которым был предназначен накопленный опыт (н.п. Земле, роду, родным цивилизациям). Одна коллега описала этот процесс так:

Когда моя бабушка перешла в мир иной, я видела, как она поднялась над планетой и там обрела облик цветка. Лепестки этого цветка начали распадаться и отходить, в итоге осталась только Искра, которая ушла в свое высшее измерение, у меня не было возможности проследить за ней дальше.

Из внешнего :

Что такое душа и дух

Душа – нематериальная сущность человека, заключенная в его теле, жизненный мотор. С ней тело начинает жить, посредством ее познает окружающий мир. Нет души – нет жизни.
Дух – высшая степень человеческого естества, влекущая и ведущая личность к Богу. Именно наличие духа ставит человека выше всех в иерархии живых существ.

В чем же разница между душой и духом?

Душа – это горизонтальный вектор человеческой жизни, связь личности с миром, область вожделений и чувств. Действия ее разделяются на три направления: чувствующие, желательные и мыслительные. Это все мысли, чувства, эмоции, желание чего-то добиваться, к чему-то стремиться, делать выбор между антагонистичными понятиями, все то, чем человек живет. Дух – вертикальный ориентир, стремление к Богу.

Душа оживотворяет тело. Как кровь проникает во все клетки человеческого организма, так душа пронизывает собою все тело. То есть, человек обладает ею, как обладает телом. Она – его сущность. Пока человек жив, душа не покидает тело. Когда умирает, то уже не видит, не чувствует, не говорит, хоть имеет все органы чувств, но они бездеятельны, потому что нет души. Дух не принадлежит человеку по его природе. Он может покидать его и возвращаться. Его уход не означает смерти человека. Дух оживотворяет душу.

Душа – это то, что болит, когда нет причин для физической боли (тело здорово). Это бывает, когда желания человека идут вразрез с обстоятельствами. Дух лишен чувственных подобных ощущений.

Из раннего

Во многих ситуациях «дух» и «душа» оказываются синонимами, но, несмотря на это, понятия представляют собой различные составляющие одной личности человека. По данной причине желательно понять, в чем же заключается разница.

Понятия «душа» и «дух»

Душа – это нематериальная сущность, которая должна быть заключена в теле человека. В каждом случае предполагается, что душа управляет жизнью и действиями личности. Она требуется не только для жизни, но и для познания окружающего мира. Если же души не будет, жизнь будет отсутствовать.

Дух – это высшая степень естества любого человека, которая прокладывает путь к Господу. Дух позволяет человеку разместиться выше всех в иерархии живых существ.

Душа и дух: сравнение понятий

В чем же заключается разница между душой и духом?

Душа – это основной вектор жизни любого человека , ведь именно она связывает личность и окружающий мир, позволяет проявляться желаниям и чувствам. Действия души могут быть чувствующими, желательными и мыслительными, но в каждом случае предполагается появление мыслительного процесса, эмоциональности, желания добиваться любой поставленной цели.

Дух – это вертикальный ориентир , который позволяет человеку стремиться к Богу. Действия зависят от страха Божьего, жажды Его и совести.

Душа может быть у любого воодушевленного предмета, причем человек не может владеть духом. Жизнь начинается только благодаря тому, что душа позволяет духу внедриться в физические формы жизни, а затем – пройти процесс усовершенствования. Душа может быть получена при зачатии или рождении (мнение относительно момента ее появления оказывается разным у богословов). Дух может быть получен только после прохождения многочисленных испытаний и наступления искреннего покаяния.

Душа должна оживотворять человеческое тело, пронизывая его в полной мере. Таким образом, человек должен обладать душой и телом, причем душа представляет собой сущность. В течение целой жизни тело продолжает оставаться одушевленным. Однако после смерти человек не может видеть, чувствовать, говорить, несмотря на то, что по-прежнему обладает всеми органами чувств. Отсутствие души приводит к бездеятельности всех органов чувств, в результате чего жизнь прекращается и познание окружающего мира оказывается невозможным процессом.

Дух не может принадлежать человеку по его естественной природе. По данной причине он способен покидать тело, а затем – возвращаться. Дух может оживотворять душу, способствовать активному развитию любого человека, но не может сигнализировать о человеческой смерти.

Душа может болеть даже, если физическое здоровье оказывается полноценным. Это происходит, если желания и обстоятельства человека оказываются не состыкованными. Дух всегда лишается любых ощущений, потому он не может чувствовать и испытывать какие-либо эмоции.

Дух представляет собой только нематериальную составляющую любого человека , но при этом предполагается тесная связь с душой, так как именно он представляет собой высшую сторону развития каждого человека. Душа может быть не только нематериальной, но и материальной, ведь она имеет тесный контакт с познанием мира, действиями тела, эмоциями и желаниями.

Среди чувственных сфер жизнедеятельности любого человека – это сильная тяга ко греху. Душа может повиноваться телу, в результате чего испытывает печальное столкновение с грехом. Дух должен олицетворять только Божественную красоту и закладывать основу для развития души, очищения мыслей, появлению бескорыстности в характере, искренности в чувствах. Душа не может оказывать какое-либо влияние на дух человека.

Чем отличается душа и дух: тезисы

  • Душа предполагает связь человека с окружающим миром, дух – устремление к Богу.
  • Душа может быть у любого живого существа, в том числе у домашних питомцев, диких зверей, птиц и рептилий. Духом может обладать только человек.
  • Душа должна оживотворять человеческое тело и предоставлять возможность для познания окружающего мира, возможности активной деятельности. Дух должен быть олицетворенным душой.
  • Душа всегда дается при рождении человека или другого живого существа. Дух можно получить только при искреннем покаянии.
  • Дух несет ответственность за разум, душа – за чувства и эмоциональную составляющую человека.
  • Душа может испытывать физические страдания, дух не готов к каким-либо чувственным, эмоциональным ощущениям, переживаниям.
  • Дух является нематериальным, потому предполагается контакт только с душой. В то же время душа может быть связна с духом и телом человека.
  • Человек может управлять душой, но какая-либо власть над духом полностью отсутствует.
  • Душа сталкивается с риском столкновения с грехом. Дух должен содержать в себе Божественную благодать, потому любой контакт с грехом успешно предотвращается.

Уровни развития души

  1. Молодая душа может быть сравнима с животным: человек управляется инстинктом и оказывается поглощенным борьбой за жизнь. Отсутствует умственное, культурное развитие, возможность оценки себя.
  2. Учебный класс души представляют люди не очень высокой культуры, но с наличием определенных интересов.
  3. На следующем уровне проявляется стремление к культуре и искусству, духовному развитию, углублению морали, появлению нравственности.
  4. На самом высшем уровне души присутствует возможность работы на эволюцию и углубленное влияние на историю всего человечества.

Развивая душу, каждый человек становится полноценной личностью.

На моих семинарах и вебинарах мне часто задают такой вопрос: «душа и Дух - это одно и тоже?» или «разве Душа человека и Дух человека - это не одно и тоже?»

Разумеется, душа и Дух - это не только не тождественные, но очень разные понятия, очень отличающиеся составляющие части человека.

Моё тело максимально проявлено, материально, объективно.
А мой Дух - это самая абстрактная, Абсолютная (Духовная) моя составляющая, моя самая глубокая, субъективная, осознающая часть.
Для связи этих двух противоположностей во мне - моего Духа («сознания») и моего тела («объективного мне») - нужна мне душа , то есть живой посредник («жива»), который в отличии от тела может чувствовать мой Дух.

1) Дух – это внутреннее, необъективное и нематериальное понятие, возникающее из осознанности, из ощущения собственного существования (ощущения «Я есть»), это есть Сила существования - Сила Бытия, которая всё объединяет, является началом и источником всего .

2) Душа – это представитель единого Духа в множественной сфере его проявлений . Душа хотя не материальна, но имеет индивидуальные проявления, ощущаемые как индивидуальные качества Сущности (индивидуального Духа). Каждая индивидуальная Душа связана со своим источником – с единым Духом (Богом).

Фундаментальное различие между Духом и душой не только можно понять благодаря науке Тантра-Джйотиш или системам Ведических философий или других философий. Даже философы европейских школ философии различали эти две отличающиеся Силы и описывали разницу между ними. Наиболее известен за свои исследования духа Людвиг Клагес.

Людвиг Клагес / Ludwig Klages (1872-1956) - немецкий мыслитель и философ, получивший европейскую известность в период 1920-1940-х годов.

Наиболее ценное, что я вижу в философском понимании Людвига Клагеса, это:

  • он видел разницу между Духом и душой;
  • он говорил, что Дух человека проявляется как его «воля» (Сила Духа/Бытия выражает себя в человеке как Сила воли/личности, то есть Сурья представлен Мангалой),
  • а душа человека проявляется как его «чувства», ощущения (Сила «души» / Воспринимающий Ум выражает себя в человеке как Сила ощущений, то есть Чандра представлена Шукрой);
  • жизнь составляет сущность Природы в целом.

Немецкий философ Клагес - метафизик традиции европейской философии. Для него Дух и душа - ключевые философские категории и реальные сущности (в отличие от «эго», «ничто» и прочего). Дух и душа / сознание и жизнь - главные понятия человеческого существования. Задача каждого философа - знать правильное осмысление их. Опознав Дух в качестве «противопоставления» души, он утвердил его фундаментальность для Бытия.

Клагес различал Дух и жизнь: человек развивается творчески в проявлениях жизни, но под целенаправленным систематизирующим Духом, что жизни принадлежат тело и душа, которые соединены, но эту «жизнь» Дух выстаивает по-своему. Вторжение Духа приносит противоречия между Духом и душой, присущие человеку; поиск их «гармонии» - задача философии. Выживание человечества зависит от Духа; Путь - обращение к Первооснове/Первоистоку, растворение личности (эго) ради Духа.

Клагес утверждал действительность ощущений человека, постулируя связь между «образами внешнего мира» (познаваемыми объектами) и «образами души» (восприятием) человека, которые представляют осмысленные объекты органов восприятия, реальные силы воспринимаемого мира, действующие на «душу» (Воспринимающий Ум) через внимание и выражение (экспрессию).

Клагес внёс большой вклад в исследование отношений между «Я» человека и окружающим миром, способствовал развитию знания о взаимодействии Духа и жизни/души в человеке. Выступая против механистического интеллекта, он показал внутренние связи между природой и культурой, явлениями и структурами, он будил интерес к жизни, защищал исконные жизненные ценности и отвергал всё враждебное существованию.

И тем более, с точки зрения всех систем Ведических философий (Санкхья, Йога, Веданта, Ньяя, Вайшешика и других) Дух и душа - это совершенно разные понятия. Это - Атман [Истинное «Я»] и Манас [Воспринимающий Ум] , то есть моё Существование (мой опыт Бытия {от слова «быть»}) и моё Восприятие (мой чувствование/ощущение, моё управляемое внимание {от слова «внимать»}).