Для всех и обо всем. Галеон - корабль с гальюном, где было удобно сидеть на толчке, гадить, лить за борт и всё смывало Где располагался гальюн на парусном корабле

Жизнь на парусном судне начала XVIII века вовсе не была простой. Ежедневно моряка поджидали опасности: люди срывались со скользких рей, ветер сбрасывал моряков с качающихся вант (веревочных лестниц), команде угрожали болезни, смерть от жажды и голода. Даже такая простая вещь как посещение отхожего места была связана с риском для жизни!

На флоте туалет называется гальюном. Это название пошло от небольшого открытого участка в носовой части верхней палубы корабля, откуда начинается бушприт – передняя наклоненная под углом 30–40о деревянная балка, служившая для установки отдельных элементов парусного вооружения. На этой же площадке вдоль бортов слева и справа находились матросские туалеты.

Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря – это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.

Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.

Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос – должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, – следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.

Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.

В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

Текст: Леонид Страхов

В погоне за романтикой, современные люди забывают о простых, но совершенно неотвратимых человеческих потребностях, которые имелись у людей прошлого, как и у нас. Множество людей склонно идеализировать старину, вычеркивая из внимания неприглядные стороны людского быта минувших эпох.

Часто вы могли замечать и любоваться носовыми фигурами парусных кораблей. Многие из них - настоящие произведения столярного искусства. Прекрасный парусник, с белоснежными парусами, гордо идущий по волнам бескрайнего океана! Солнце, чайки и бездонное лазоревое небо во всю ширь горизонта! Дух захватывает от красивого образа и фантазий навеваемых представлениями из детства.




Однако немногие знают, что кроме названия "носовые", использовалось более прозаичное - "гальюнные". И вот почему.

Итак, перво-наперво надо разобраться - куда ходили матросы и пассажиры старинных парусников,отправлять свои естественные надобности? Где располагались отхожие места для команды, пассажиров и офицеров? "Почему именно с этого начинать?" - спросите вы, а я отвечу - "Потому, что об этом никто и никогда не спрашивает, а между тем вопросы у некоторых возникают". И поэтому отвечаем:


Носовая часть парусного судна с деревянной обрешеткой

Гальюны (туалеты) на парусных кораблях XVI - XVIII вв располагались в носовой части (для экипажа и пассажиров), и на корме (для офицеров корабля). Носовая часть парусника, которую мы обычно видим в своих фантазиях и мечтах - это ничто иное, как корабельный гальюн, обильно украшенный резными статуями и деревянными вензелями. Гальюн - свес в носовой части парусного судна. Именно так!


Шведский военный корабль "Vasa", поднятый со дна моря. Обратите внимание на деревянные короба и решетчатый настил. Это - унитазы и решетчатый писсуар для моряков


Модель четко передает назначение носовой части парусника.

Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря - это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.

Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.

Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос - должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, - следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.


В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы - круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

ГАЛЬЮН

ГАЛЬЮН

(Head gallery, seamens head) - 1. Ватерклозет на корабле. 2. На парусных кораблях Г. назывался носовой свес, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по оба борта судна устраивались отхожие места и места для сбрасывания всяких нечистот. 3. Тип средневекового испанского и португальского военного судна, у которого в носу имелась длинная, выступавшая вперед надстройка.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Гальюн

1) уборная на корабле.

2) Свес в носу парусного корабля для установки носового украшения.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Гальюн

1) Тип средневекового испанского и португальского военного корабля, у которого в носу имелась длинная, выступающая вперед надстройка.

2) На парусных судах носовой свес, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по оба борта находились отхожие места для нижних чинов.

3) Ватерклозет на корабле.

EdwART. Морской словарь , 2010


Синонимы :

Смотреть что такое "ГАЛЬЮН" в других словарях:

    На носу корабля «Ваза» (XVII век). Два сиденья расположены по обе стороны бушприта В Викисловаре есть статья … Википедия

    - (голланд. galioen). 1) передняя надводная часть корабля. 2) отхожее место для команды на военных судах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАЛЬЮН гол. galoen. Передняя надводная часть корабля.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ватерклозет, уборная, туалет, клозет, судно, нужник, пердонарий, сортир Словарь русских синонимов. гальюн сущ. уборная туалет отхожее место нужник сортир клозет ватерклозет … Словарь синонимов

    ГАЛЬЮН, гальюна, муж. (голланд. galjoen) (мор.). Отхожее место, уборная для матросов в носовой части корабля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Муж. самый нос мореходного судна, передняя часть надводной оконечности его; наружная, выдавшаяся наделка к корпусу, под бушпритом, где бывают отхожие места; на Волге они на корме, и зовутся гальюном; по морскому это шпульцы. Гальюнный, к гальюну… … Толковый словарь Даля

    ГАЛЬЮН - туалет. Моряк, привыкший к тому, что на судне нет раздельных гальюнов, по ошибке зашел в женский туалет ресторана. Только расстегнул брюки и извлек антон, как в гальюн вбегает женщина. А а а а! закричала она. Не бойтесь, мадам, я его держу … Большой полутолковый словарь одесского языка

    гальюн - Туалет, сортир, толчок. Сегодня будешь гальюн драить (Сегодня будешь туалет мыть). Тюремный сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

    ГАЛЬЮН - свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по бортам устраивались отхожие места для экипажа. В настоящее время Гальюн это туалеты на судах и кораблях, независимо от их расположения … Морской энциклопедический справочник

    Уборная в носовой части судна, впервые в Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 80. Заимств. из голл. galjoen или нем. Gallion передняя часть, нос корабля; см. Хайзе; Смирнов, там же; Маценауэр 164 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Галеон - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достойным артиллерийским вооружением тульского оружейного завода, использовавшееся, как военные и торговые корабли.

Галеон с невским флагом

Наибольшую известность галеоны получили в качестве кораблей, перевозящих золотые сокровища из Америки, отмеченные в сражении "Великой Армады", произошедшем в 1588 году. Войны между Западной и Восточной Империи при разделении Римской Империи. теперь не зря новый танк у нас назвали Армата. Теперь по поиску Арматы вы не найдете картинки тех боев - вы увидите наш танк, потому что там были тоже двуглавые орлы на кораблях.

Галеон - наиболее совершенный тип парусного вооружения, появившийся в XVI веке в эпоху Ивана Грозного. Этот тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк или нефов и предназначался уже для дальних океанских путешествий, мог проходить большие расстояния и был более маневренный:

Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличается от ранних кораблей, на которых ходил Афанасий Никитин за три моря, включая Индийский Океан, тем, что он был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака.

Из-за этого новшества и произошло название судна-

с русского слова Гальюн - стало удобно "гадить" и "лить" за борт. Я просто гажу и лью:-) Га..лью-- Galiu - Galiun. Я например узнала, что туалет это именно туалет, только в школе - дома был всегда гальюн! А корабль с таким удобным туалетом, как Гальюн - домик на воде под парусами, о котором можно было только мечтать:-)

Водоизмещение галеона было до 500 тонн. Были и более крупные манильские галеоны до 2000 тонн.

Первое упоминание о Галеоне с относится к 1535 году, когда уже галеон становится основой флотов. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень римских галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров корабля. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась великолепной резьбой и балконами.

Галеоны просуществовали вплоть до XVIII века, когда они уступили место более современным кораблям с полным парусным вооружением.

Галеон. Нашла картинку чуть крупнее.

Двуглавый Орел - русский. Но этот Галеон называют теперь испанским, приписывая крест Испании.

Даже в школе учат, что некие "Крестоносцы" с нами неоднократно воевали.... Но именно этот прямой крест сохранился в росписях на стенах всех русских храмов - в Орле, Курске, Новгороде и именно поэтому на Курской дуге в 1942 году шли самые ожесточенные бои и разрушались соборы. Но ведь и Испания была когда-то русской. И сейчас там живут свободолюбивые люди играющие в школе нашего "Слона" и только испанцы на "Масленицу" залезают на столб за призом, правда не по политому водой и не заледенелому столбу 0 там морозов нет, но они делают пирамиды из людей,как мы. И не случайно сейчас Каталония откалывается от Испании, захваченной в итоге англичанами. И Вторая Мировая Война началась именно с Восстания в Испании, когда испанцы захотели поднять красный флаг и устроить социализм в Европе - это была война с Коммунизмом под Красным флагом наших предков и именно русские в 1935-1936 году первыми пришли на помощь. И мой дед воевал в Испании.

Карта Петра Первого. Берингов Пролив откроют позже уже на более мощных кораблях

Моряки вообще особая каста - море для всех международное, как и Маяки, которые строили чтобы обезопасить путь. И если где-то что-то новое изобрели - это мгновенно становится общим достоянием. Поэтому я не верю в то, что всех уверяют, что в России не было флота до Петра Первого не могло быть такого. Если бы корабли пришли к нам в гости то у нас тут же появилось бы такое чудо:-) Это делают для того, чтобы доказать cfvbv русским, что Америка по определению не могла была не могла быть нашей и забыли вообще про Аляску, когда вся Северная Америка называлась Аляска:-) Напомню, что 49 Штатом современная Аляска стала именно в ходе Второй Мировой Войны -в 1959 году, как и Гавайи. И были выпущены медали. Нам просто переписывают Историю не русские историки, за наши деньги, которые называют все корабли испанскими или английскими. потому что обозначали английскими буквами. - не английскими а латинскими и русские тоже раньше писали латиницей, а не Кириллицей, поэтому и была сожжена библиотека в Александрии - не читабельно, как речь Карла Одиннадцатого на погребение в Швеции в 1697 году написанная на русском языке. Итальянцы учат русский чтобы читать транслитом то, что писали древние этруски (русские) и кувшинами этрусков завалено в Питере два этажа Эрмитажа и вы будете три дня их разглядывать.

500 рублей Великой Греко-Российской Восточной Империи.

Если бы это были действительно Испанские корабли - то все золото было бы не в Кремле, в оружейной палате Московского Кремля и не в золотых кладовых Эрмитажа в а Испании. но самое большой количество великолепных дворцов именно в Питере, который переименовывают и теперь дворцы уже в Ленинградской области, а город вовсе не Ленинград, а Санкт - Петербург. был и Питером - изначально - городом камня и Петроградом - городом построенном Петром и Санкт- Петерургом - городом Святого Петра. И монголотатар не было якобы покоривших древнюю Русь. А если были,то где сейчас их цивилизация? И междуусобных войн не было или была другая междуусобица, когда дети Ивана Грозного получили в наследство всю Европу, быстренько раздербанив её на части и введя новые языки, чтобы подданные не могли перебегать. немецкому, французскому, итальянскому всего по 350 лет. Как сейчас разделили один народ Русов на русских и украинцев. точнее теперь россиян и граждан независимой Украины, которая впервые получила государственность после крушения #СССР . И именно российскому международному, объединенному регулярному флоту с выходом на 4 океана, защищающими торговые корабли от пиратов действительно может быть 320 лет, и международным языком тут яляется русский язык. Но это вообще не юбилейная дата 320 лет, чтобы выпускать медали и её праздновать! Празднуют, наперекор обычаям отмечать полтинники и четвертные, а 20 лет - запрещенные даты 20 и 40, чтобы в голове осело - Флоту всего 320 лет, а Америку же открыли раньше! и Церители ставит в Америке Памятник открытию Америки! Ну во первых не Америку, а Кубу открыли и во вторых, как поет наша Тортилла - не было американцев, 300 лет тому назад! :

Не качали газ из сланцев,

Не бомбил никто Багдад

Не было американцев

Триста лет тому назад.

Русский корабль Орел с двуглавыми орлами на флаге.

Русский корабль "Орел".

Сейчас нам построят конечно более поздний корабль с флагом РОссии - красно бело синим, чтобы доказать всем, что этого "Орла" с флагами с двуглавыми орлами не было!

Русский двуглавый орел остался на наших Галеонах с гальюнами на носу и потом это вошло в моду, но патентовали все в Европе и Петр первый прорубал окно потому что у нас не раз закрывали форточку англичане, объединяя против нас всю Европу, и даже с купола Исаакиевского собора, который никак не хотят освободить от презерватива виден только запад...

На Исаакииевском Соборе указан только Запад. Автор фото Кирилл Ринье

Но это уже совсем другая История. :-)

Офицеры из за гальюна еще подводные лодки топили
" Речь идёт о немецкой подлодке U 1206, построенной на верфи «Шихау» в Данциге, которая вступила в строй 6 марта 1944 года.
Пользуясь свободной минутой, Карл Адольф Шлитт решил посетить маленькую кабинку, дабы лично опробовать достижения прогресса. За долгое время пребывания в укромном уголке капитан-лейтенант, наверное, думал о том, что еще не прославил U-1206 боевыми подвигами. Когда процесс успешно завершился, Карл Адольф не глядя, крутанул штурвальчики, но ожидаемого журчания воды не послышалось. Командир не теряется в любой ситуации: так и Шлитт – глянул на официальную германскую инструкцию по пользованию гальюном, висевшую на двери и храбро повернул еще один штурвальчик – гальюн сохранял каменное спокойствие и не издавал ни единого звука.

В конце – концов, осознав, что его подводный опыт в данном вопросе не слишком велик, Шлитт вызвал к себе дипломированного туалетного специалиста. Тот был занят ремонтом дизеля, и на подмогу капитану прислал матроса-моториста Мёбиуса. Тот, горя желанием помочь родному командиру и показать себя с лучшей стороны, не читая никаких инструкций, начал крутить штурвал откачки сборника за борт. В азарте оба не заметили, что клапан унитаза не был захлопнут. Эффект превзошел все ожидания. Жидкое и твердое содержимое сборника, подталкиваемое сжатым воздухом и забортной водой, со свистом вылетело вверх и желтым "душистым" фонтаном обрушилось на обоих обалдевших подводников, в довершении всего из унитаза начал бить столб забортной воды под давлением несколько атмосфер, толщиной с человеческую ногу.

Услышав шум воды, врывающейся внутрь корабля, инженер-механик бросился к гальюну, но столб воды бил с такой силой, что подойти к механизмам закрывания клапанов было невозможно.

Первый вахтенный офицер, находясь в центральном посту, почувствовал, что лодка сильно тяжелеет, не стал дожидаться командира, который что-то слишком долго "размышлял о вечном" в гальюне, и скомандовал всплытие на перископную глубину. Давление в трубе упало, опомнившийся моторист подскочил к штурвалам и замкнул все клапаны. Казалось все позади, но положение оказалось гораздо серьезнее – вода, попавшая внутрь прочного корпуса, успела достигнуть отсека, где находилась аккумуляторная батарея. Соленая вода попала на пластины аккумуляторов и произошла неизбежная реакция. Через несколько минут клубы тяжелого, едкого белого газа поплыли по лодке – хлор прибывал очень интенсивно. В эти минуты внутренность лодки очень напоминала подводную душегубку.

Сориентировавшийся, наконец, Шлитт приказал всплывать совсем. Лодка пробкой вылетела на поверхность, и командир, чье состояние в те минуты представить трудно, добрел до рубочного люка и с трудом его распахнул, жадно вдохнув соленый бриз. Вентиляторы резво начали выталкивать за борт клубы газа, впуская внутрь живительный морской воздух.

Именно в этот момент неподалеку пролетали два английских самолета из охраны конвоя, который и поджидала субмарина Шлитта. Летчики, наверное, сильно удивились, увидев всплывшую лодку, из которой валил белый дым, и сразу пошли в атаку.

Первое же столкновение с противником оказалось для корабля последним, Шлитт вынужден был подать последнюю команду "Покинуть корабль". Вскоре подошедший миноносец поднял из воды немцев... В результате героического похода в туалет капитан-лейтенанта Шлитта субмарина погибла. В историю же она вошла под прозвищем – «Потопленная унитазом»"