Что такое приказ на руси. Виды и структура приказов

Приказы - органы централизованного управления Российским государством в XVII веке, которые подчинялись царю и Боярской думе.

Приказы, как органы отраслевого управления центральной власти Русского государства оформились в 1550 году, с началом реформ Ивана IV и Избранной рады. Почти через столетие, в XVII веке система приказов достигла своего совершенства.

В начале государственности на Руси функции центральной власти исполняла дружина. Позднее полномочия перешли к Боярской думе, которая, в свою очередь передала исполнительные функции «приказам». Великие князья, а потом и цари просто приказывали какому-нибудь боярину или другому «государеву человеку» ведать определёнными отраслевыми делами в государстве. Те, подчиняясь воле государя, создавали соответствующий управленческий аппарат, который, не мудрствуя, называли просто «приказом».

Первые приказы были введены в систему государственной власти ещё в 1512 году Иваном III. Тогда появились: житный, казённый, конюшенный, постельный, разрядный, холопий и Большого двора приказы. Василий III добавил к уже имеющимся: кравчий, ловчий и оружничий приказы. Судебник 1550 года закрепил и расширил систему приказов, придав им официальные функции исполнительной власти (своего рода правительства страны).

Структурные особенности системы приказов XVII века

Приказы осуществляли центральное управление Российским государством.

Направление деятельности

Название приказа

Общие функции

Общегосударственное

Посольский, приказ Тайных дел, Челобитный

Деятельность при непосредственном участии царя.

Административное и судебно-полицейское

Сыскных дел, Владимирский и Московский судных дел, Ямской, приказ, что на «сильных» челом бьют и др.

Регулировали правовую систему и специальные отрасли управления государством.

Военные дела

Бронный, Рейтарский, Ствольный, Городового дела, Каменных дел, Оружейная палата и др.

Ведали всеми вопросами, касающимися войска, вооружения и обеспечения.

Финансовые дела

Большой казны, Денежных сборов, Сбора стрелецких денег, Сбора запросных и пятинных денег, Сбора доимочных денег и др.

Наполнение государственной казны и распределение необходимых трат.

Дворцовые дела

Дворцовый судный, Конюшенный, Ловчий Постельничий, Сокольничий, Панихидный и др.

Ведал делами царского двора, дворцовых земель и имений.

Территориальное (областное) управление

Великой России, Малороссийский, Великого княжества Литовского, Великого княжества Смоленского, Лифлянский и др.

Ведали делами определённых территорий

К концу XVII века число приказов увеличилось до 55, кроме собственного названия «приказы», аналогичные управленческие службы носили и другие названия: палаты, избы, дворы, трети и четверти. В XVII веке — это была уже громоздкая, забюрократизированная, неповоротливая система государственного управления.

Состав, устройство и функционирование приказов

Всякий приказ делился на две части: одна непосредственно решала проблемы (судьи), другая вела делопроизводство (дьяки и подьячие). Назначение и увольнение судей, дьяков и подьячих было прерогативой верховной власти. Штаты приказов формировались в соответствии с направлением деятельности. Однако подведомственность приказов не имела строгих границ, иногда до такой степени, что порой название учреждение не совсем подходило к роду его деятельности.

Режим работы судей дьяков и других приказных был ежедневным, за исключением воскресных и праздничных дней. Во многих приказах канцелярия разделялась на «стол» под руководством дьяка и «повытье» под началом подьячего ведавших определённым родом дел, или ветвью управления. Взаимоотношения между указами происходили путём письмоводства «памятей» и в отдельных случаях «указов». Прошения и решения учреждений оформлялись в виде «челобитий» и «приказов» по особой форме.

Сложившееся в XVII веке приказное делопроизводство было преобразовано в новый канцелярский порядок реформами Петра I в начале XVIII века. А сами приказы царь-реформатор заменил коллегиями. Но не все, например Малороссийский приказ функционировал при Петре I под своим именем, а Ямской, только переиначили в канцелярию. В 1730 (до 1775 года) восстановили Сибирский приказ. Окончательно приказную систему управления ликвидировала Екатерина II в 1775 году.

Приказы как государственные учреждения, предположительно, возникли непроизвольно: какому-нибудь лицу или нескольким лицам поручается ведение некоторых дел, «приказывается» ведать этими делами - и возникает приказ , который иногда даже называется именем человека, кому приказано, например «Приказ (четь) дьяка Варфоломея».

Название избы и приказа употреблялось сначала смешанно, но затем за известными органами управления утвердилось название приказов, за другими - изб.

Название палата было более почётным, чем изба .

Дворами и дворцами назывались органы управления, заведовавшие преимущественно хозяйственной частью; иногда, впрочем, этим именем назывались и те органы управления, которые ведали отдельными областями государства.

Названия палата , двор , дворец заимствованы от помещений.

Происхождение названий трети и четверти стоит в связи с делением государства при Иоанне III на три части, при Иоанне IV - на четыре. Впоследствии название четверти стало присваиваться и другим приказам.

Появление и краткая история

Слово приказ в смысле учреждения в первый раз встречается в 1512 году , в грамоте великого князя Василия Иоанновича Владимирскому Успенскому монастырю .

Приказы при Иване III

Иван IV

Смутное время

После смерти Бориса Годунова до избрания на престол Михаила Фёдоровича Романова новых приказов не было учреждено, ввиду общей разрухи некоторые прекратили свою деятельность. Так, с потерей для России Смоленска был уничтожен Смоленский разрядный приказ, не встречаются также Дмитровский и Рязанский судные приказы.

Михаил Федорович

Алексей Михайлович

Федор Алексеевич

После правления царевны Софьи до учреждения коллегий

Расположение приказов

Состав приказов, их ведомство и устройство

Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие - письменной частью. Первые назывались судьями , вторые - дьяками и подьячими .

Судей в приказах было по одному, а в более важных - по два и более. Один из судей был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы , иногда же - стольник или дворянин . Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Исключением из общего правила являлся приказ тайных дел , который состоял только из дьяков и подьячих. Это объясняется особым характером этого приказа, являвшегося как бы собственной канцелярией царя.

Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи , во дворце - трубники , в других приказах - дети боярские , недельщики , деньщики, пушкари . Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.

Ведомства приказов не были строго разграничены; иногда в приказе сосредоточивалось столько разнородных дел, что он почти не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной; можно принять почти за правило, что приказ являлся судебным местом для тех лиц, которых он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами; жалобы на их решения приносились государю и рассматривались в царской думе.

Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям. Профессор В. И. Сергеевич полагал, что дела в приказах решались, по всей вероятности, единогласно; Неволин и профессор М. Ф. Владимирский-Буданов считали иначе. «Хотя по закону, - говорит первый, - в тех приказах, где было несколько судей, дела надлежало решать всем судьям вместе, но на самом деле первенствующий судья имел такую силу, что он делал что хотел» («Соч.», VI, 141). «Даже в случае множественности членов, - замечал Владимирский-Буданов, - присутствие не составляло коллегии и дела решались не по большинству голосов». Это мнение опирается на указ Петра I от 22 декабря 1718 года (Полн. Собр. Зак., 3261), который по поводу учреждения коллегий говорит, что в них дела не будут решаться так, как в старых приказах, где что боярин приказывал, то товарищи его исполняли. В руках подьячих, по словам Владимирского-Буданова, «находилось фактически все управление государством; они крайне злоупотребляли своим положением по причине отсутствия высшего и среднего образования и недостаточности определения в законе условий государственной службы».

Делопроизводство

Канцелярии некоторых приказов делились на повытья и столы , ведавшие определённый род дел или определённую ветвь управления. Дела в приказах производились на столбцах из простой бумаги. До издания «Уложения» не видно, чтобы дела по мере поступления заносились в какой-нибудь реестр. Докладывались они целиком или же особой запиской с присоединением нужных справок и узаконений. Решения судей писались на подлинных бумагах, или на записках, или заносились в особые книги. «Уложение» предписывало в каждом приказе иметь за подписью дьяка особую книгу, куда подьячие должны были записывать судные дела и судные казенные пошлины немедленно по окончании суда. В 1680 году было постановлено, чтобы в указах и вообще в делах приказа обозначался по имени один только главный судья. Скрепляли и помечали дела дьяки и подьячие; бояре и вообще судьи приказа нигде своих рук не прикладывали; только одни послы подписывали договорные записи при международных сношениях.

Сношения приказов между собой происходили путём памятей . Исключение составлял один Разряд: до 1677 года в приказ, где заседали думные люди, Разряд писал памятями, а в другие приказы - указами. В 1677 году было повелено, чтобы во все без исключения приказы Разряд писал только указами. Памяти и указы писались на имя судей, а впоследствии - на имя главного судьи с товарищами; имя самого приказа обозначалось только на конверте.

Указы, которые посылались из приказов в города к боярам, воеводам и приказным людям о разных делах, по словам Котошихина , писались по такой форме: «от царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, боярину нашему такому-то». Таким же образом писали и к средним воеводам: сначала обозначали чин, если то лицо, к которому писали, было князь, стольник или стряпчий, затем имя; обращаясь к простому дворянину, писали только имя его, отчество и прозвание. Если боярин, воевода, приказные люди, послы, посланники, гонцы и др. писали отписки по разным делам, которые они ведали, к царю в приказ, то для этого существовала такая форма: «государю царю и великому князю», затем следовал титул, а после титула: «холоп твой Янка Черкаской (Ивашко Воротынской) с товарыщи (если они были) челом бьют (челом бьёт)». В отписках лица эти своего титула и чина не означали. Отписки адресовались не в приказ, а таким-то лицам (судьям) или такому-то лицу (главному судье) с товарищами, в таком-то приказе.

Та же форма соблюдалась и в челобитьях в приказы. Простой человек писался в челобитье также полуименем, как и князь; посадские люди и крестьяне писались не холопами, а «рабами и сиротами». Точно так же писали себя полуименем и «рабами и сиротами» жены и дочери разных чинов, хотя отцов своих и мужей называли в челобитных полными именами, означая их прозвище и чин (Котошихин, гл. VIII, п. 5).

Взаимодействие приказов с городами до учреждения в 1666 году почты производилось посредством нарочных. В 1649 году , во избежание посылки нескольких гонцов по одному и тому же направлению, как это нередко бывало, было постановлено, чтобы приказы сносились друг с другом, прежде чем послать куда-нибудь гонца. Ответ на бумаги, присланные от воевод и не требовавшие скорого решения, посылался не с нарочным гонцом, а при случае. Точно так же и воеводы с приказными людьми не должны были отправлять неважные бумаги в Москву с нарочными гонцами, но ожидать гонцов из Москвы и через них уже передавать бумаги. Дела в приказах иногда, по особому распоряжению государя, подвергались ревизиям, но это происходило редко и только в особых случаях.

Судопроизводство в приказах

Отдельные приказы ведали судом тех лиц, которые были им подчинены. Если ответчик находил, что судья ему не друг или было у него с ним какое-нибудь дело, то он обращался к царю с челобитьем и последний назначал его дело к разбору в другом приказе. Ответчик должен был сделать это до суда; в противном случае его челобитье оставалось без результата и суд признавался правильным. Иск в приказ вчинялся посредством подачи истцом судьям приставной памяти, названной так потому, что она вела за собой посылку пристава для вызова ответчика в суд. Дьяки закрепляли эту память, записывали её в книги и затем посылали приставов к ответчику, чтобы он, его жена, сын или же поверенный («человек, которой ходит за делами», как выражается Котошихин) стали к ответу в приказе. Когда находили ответчика или его поверенного, то на нём и на истце брали поручные записи, что они явятся в срок к разбору дела. Срок этот назначался судьями или же истцом и ответчиком по взаимному соглашению. Если бы назначенный срок оказался для них почему-нибудь неудобным, то по их челобитью он мог быть отодвинут далее. Пока истец не представлял поручителей по долговому делу, оно не разбиралось; если же их не представлял ответчик, то его отдавали под надзор приставам или держали скованным в приказе впредь до представления им поручителей или же до окончания судного дела. Если бы в срок, назначенный для разбора дела, истец не явился, то ему отказывали в иске; если же не являлся ответчик, то он считался виновным без суда и дело решалось в пользу истца. Иногда с истца и ответчика брались поручные записи, чтобы они до окончания дела не уезжали из Москвы. В случае нарушения этой записи со стороны истца , он лишался иска, а царские судные пошлины брались на его поручителях; в случае отъезда из Москвы ответчика иск и пошлины без суда доправлялись с его поручителей, хотя бы ответчик и не был виновен. Когда наступал срок, назначенный для разбора дела, истец с ответчиком являлись в суд. Истец подавал судье челобитную; судья, прочитав её, спрашивал ответчика, готов ли он отвечать? Если он был не готов, то ему для этого давался известный срок, но челобитной истца в этом случае ему не читали и не давали её на руки. Если же истец заявлял, что он готов отвечать на челобитную истца, то последняя читалась ему и он должен был возражать против неё. Возражения он мог делать лично или через поверенных. Во время разбирательства подьячие записывали речи сторон, а по окончании судоговорения прочитывали им написанное, и стороны прикладывали свои руки к судному делу; за неграмотного подписывал тот, кому он верил. После этого истец и ответчик опять отдавались на поруки, а подьячие выписывали коротко, что кто говорил, а также узаконения, на основании которых можно было решить это дело, и судьи решали его; если же дела нельзя было решить в том приказе, где происходило судоговорение, то оно отсылалось к царю и боярам, которые и постановляли решение. Дела велено было решать по Уложению и царским указам, а в случае каких-нибудь затруднений обращаться за разъяснением в думу или к самому царю. Доказательствами в исках являлись крестное целование, свидетельские показания и письменные документы. В делах денежных, заемных, товарных и др., при которых могли применяться письменные доказательства, кабалы и записи, последние имели решающее значение (Уложение X, 169; XIV ст. 16), и если бы у кого кабалы или записи каким-нибудь образом уничтожились, то хотя бы он представлял, говорит Котошихин, и 20 человек свидетелей, свидетельство последних ставилось ни во что. Давностью для кабал и записей считалось 15 лет. Если иск был признан правильным, деньги взыскивались в пользу истца с ответчика; кроме того с него взыскивались царская пошлина, по 10 денег с рубля, и судебные издержки («проести, волокиты и убытки») в пользу истца. Если ответчик не уплачивал долга, его понуждали к этому путём правежа; затем, в случае несостоятельности ответчика и невозможности со стороны его удовлетворить сумму иска, он «выдавался головой» истцу, то есть отдавался на некоторое время на известных, определённых уложением, условиях в услужение истцу; царские пошлины в этом случае взыскивались с истца. По истечении времени, определённого для погашения долга, истец обязан был привести находившееся в его услужении лицо в тот самый приказ, который выдал ему это лицо «головой», и приказ отпускал его на волю. Никто не мог держать более определённого срока лиц, выданных головой. В делах о бесчестье с виновного взыскивались деньги в том размере, в каком обиженный получал жалованье от царя; за бесчестие жены взыскивалось вдвое, дочери - вчетверо, сына, не состоявшего на службе, - вполовину против отца. В случае несостоятельности виновного били кнутом. Дела в приказах велено было решать без задержки, но это никогда не исполнялось, и приказы были известны медленностью своих решений, вошедшей в поговорку под именем «московской волокиты». Если бы ответчик во время разбора дела заявил иск против своего истца, дело его должно было быть разобрано немедленно, не выходя из суда, хотя бы исков было два и три по разным челобитным. Каждый из этих исков составлял самостоятельное дело, и подьячие не могли соединять их в одно. Такой порядок разбора исков ответчика был установлен для уменьшения волокиты. В делах уголовных, ведавшихся в Разбойном и Земском приказах, приказами производился следственный процесс - розыск.

Перечень и система деления приказов

Общее число приказов пока с точностью неизвестно и определяется различно. Котошихин в 1660-х годах указывает 42 приказа, профессор Владимирский-Буданов насчитывает их только 39, другие исследователи - 40, 47 и более 60. Разница в счёте происходит, главным образом, от того, что учёные не условились, во-первых, относительно времени, для которого они хотят установить общее число приказов; во-вторых, одни считают за самостоятельные приказы такие, например, как приказ золотого и серебряного дела , царскую и царицыну мастерские палаты и т. п., а другие (Владимирский-Буданов) видят в них только хозяйственно-промышленные заведения; точно так же одни причисляют к общему числу приказы временные, которые скоро, по миновании надобности, и были уничтожены, а другие - не причисляют.

Так как ведомства приказов не были строго разграничены, то в системе деления приказов смешиваются вообще три основания: по роду дел, по классам населения и по территориям. Часто один и тот же род дел ведался множеством приказов (например суд); нередко один приказ заведовал известным городом в одном отношении, другие ведали его в других отношениях; один приказ ведал один разряд населения, другие приказы - другой и т. д. Это представляло массу затруднений; нередко подданные вовсе не знали, какому приказу они подведомственны по тому или другому делу. Несмотря на разнообразие и неопределённость ведомства отдельных приказов, новейшие учёные стараются для удобства обозрения свести приказы к нескольким определённым группам, принимая во внимание главнейшие предметы их ведомства. Ввиду искусственности такого деления каждый учёный обыкновенно создаёт свою собственную систему приказов. Проще деление это у М. Ф. Владимирского-Буданова («Обзор», стр. 177 и сл.), точнее - у Неволина. Последний различает два рода приказов: одни заведовали известным разрядом дел во всем вообще государстве или, по крайней мере, в значительной его части; другие ведали только определённую часть государства, притом или по разным ветвям управления, или лишь по судной части («Соч.» т. VI, стр. 143). В дальнейшем мы придерживаемся списка приказов, составленного Неволиным, как более полного.

Предваряя список приказов, отметим как основное и наиболее важное учреждение, венчавшее собой всю административную систему Московского царства :

По производству дел, подлежавших непосредственному рассмотрению царя

Дворцовые

  • Дворцовый судный приказ (1664-1709). Ведал судебными делами дворцовых людей.
  • Дворцовый каменный приказ

По управлению военными делами

  • Приказ немецких кормов - упоминается в записных книгах 1636-1638 гг. (по другим данным в 1632-1640 гг. ) О ведомстве его ничего не известно: вероятно, на обязанности его лежало содержание иностранцев, находившихся на русской службе. Некоторые исследователи полагают, что приказ был создан только на время Смоленской войны и ведал сбором хлебных запасов для наёмных войск . В 1626-38 гг. судьей приказа немецких кормов был Иван Огарев , сын Фомы-Нелюба Васильевича Огарева , самарского воеводы . Собственно сбор немецких кормов проводился и ранее, так в марте 1612 года Григорий Муравьев жалуется в челобитной на имя Якова Делагарди и князя И. Н. Большого Одоевского на крестьян из села Тесова, оказавшихся давать деньги на немецкие корма .
  • Приказ денежного сбора
  • Приказ денежной раздачи - неоднократно учреждавшийся приказ при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче, временно - для раздачи жалованья ратным людям.
  • Воинский морской приказ (с 1698 года)

По управлению государственными имуществами, доходами и расходами

Контрольно-ревизионные функции

По управлению делами государственного благоустройства

  • Приказ строения богаделен значится в записных книгах с по 1680 годы . Задачи его были чисто благотворительные.

Отраслевые

  • Приказ приказных дел - «Приказ, что на сильных бьют челом и приказ приказных дел» (1622-1660-е). Несколько раз выделялся из сыскного приказа и объединялся с ним. Являлся апелляционной инстанцией для судных дел Поместного и Холопьего приказов.

Территориальные

Четверти см. также: Земские приказы . Первоначально четвертями назывались крупные территориальные единицы великого княжества московского, в ведении которых состояли четыре округа: владимирский, новгородский, рязанский и казанский. Позднее, с ростом территории государства, количество учреждений увеличивалось, но сохранялось привычное название - четверть.

  • Новгородский приказ
  • Нижегородская четверть
  • Устюжская четверть

см. также:

  • четверть дьяка Щелкалова
  • четверть дьяка Вахрамеева
  • четверть дьяка Петелина

Приказы

  • Великого княжества Литовского

Сюда можно отнести также судные территориальные приказы :

  • Владимирский
  • Дмитровский
  • Рязанский

История и круг ведомства отдельных приказов

Панский приказ

Упоминается в 1620 году . Неволин думает, что «происхождение его скрывается в отношениях России к Литве и Польше, развившихся из событий, которые предшествовали вступлению на престол Михаила Феодоровича» («Соч.», VI, 173). Закрыт был, вероятно, после заключения мира с Польшей и Швецией.

Земские приказы или дворы

См. соотв. статью.

Новгородская четверть

носит это название с 1618 г.; в царствование Иоанна IV существовала под именем новгородского приказа Новгорода-Нижнего. С 1657 г. находилась под ведением Посольского приказа; в ней сидели посольский думный дьяк и дьяк простой. Заведовала городами Великим Новгородом, Псковом, Нижним Новгородом, Архангельском, Вологдой, поморскими и пограничными со Швецией городами. Доходов с этих городов собиралось до 100 тыс. руб. В 1670 г. новгородская четверть переименована в Новгородский приказ, при Петре Великом поступивший под управление Посольского приказа.

Устюжская четверть

появилась вместо существовавших в конце XVI в. четвертей дьяка Петелина, а несколько позже - дьяка Вахромеева. В первый раз встречается в 1611 г.; в записных книгах значится непрерывно с 1627 по 1680 гг. В ней сидели боярин и 2-3 дьяка; заведовала она городами Бежецким Верхом, Веневым, Вязьмой, Звенигородом, Клином, Можайском, Пошехоньем, Ржевой Володимеровой, Рузой, Солью Вычегодской, Старицей, Тотьмой, Устюгом Великим, Устюжной Железнопольской и др. Доходов с этих городов собиралось до 20 тыс. руб. В 1680 г. Устюжская четверть была переименована в приказ и подчинена Посольскому приказу.

Костромская четверть

См. соотв. статью.

Галицкая четверть

См. соотв. статью.

Владимирская четверть

существовала с 1629 г., хотя в записных книгах значится с 1642 г. В ведении её находились города Верея, Владимир, Волоколумск, Зарайск, Калуга, Крапивна, Лихвин, Михайлов, Орёл, Переяслав Рязанский, Путивль, Ряжск, Ржева Пустая, Сапожок, Таруса, Тверь, Торжок, Тула и др. В 1681 г. Владимирская четверть была отдана в ведение посольского приказа.

Смоленский приказ

или приказ Смоленского Княжества. Смоленский разряд упоминается с 1514 г., но затем он, с потерей Смоленска, был уничтожен. Смоленский приказ возник, должно быть, при Алексее Михайловиче, вместе с возвращением Смоленска под власть России; в делах Посольского приказа он значится с 1657 г. В 1680 г. Смоленский приказ подчинён Посольскому приказу.

Приказ Великого княжества Литовского

был учреждён в 1656 г. для заведования завоеванными от Польши городами - Вильной, Полоцком, Могилёвом и др. Так как большинство этих городов по Андрусовскому договору были опять возвращены Польше, то и сам приказ уничтожен уже в 1667 г., хотя по записным книгам дела его значатся ещё в 1669 г. В 1670 г. было повелено дела литовского приказа. отослать в приказ новгородский, в ведение которого поступили и все города, невозвращённые Польше и ведавшиеся до тех пор в литовском приказе.

Приказ лифляндских дел (или Городовой)

значится по записным книгам с 1660 по 1666 гг. и был учреждён, по всей вероятности, для заведования завоеванными в Лифляндии городами. После возвращения Швеции завоеванных городов приказ был уничтожен.

Малороссийский приказ

или приказ Малой России. Время учреждения его в точности неизвестно. В делах Посольского приказа он значится с 1649 года; по Вивлиофике, он учрежден при соединении Малороссии с Россией, то есть в 1654 г.; в записных книгах значится с 1663 г. В приказе этом сидел тот же боярин, что и в галицкой четверти, а с ним дьяк. Ведал приказ войско запорожское, города Киев, Чернигов, Нежин, Переяслав, Новобогородицк на Самаре, также дела по приезде из Малороссии духовных и светских людей и переписку с гетманами по пограничным делам польским, турецким и татарским. Доходов в этот приказ никаких не поступало. В конце XVII в. малороссийский приказ был поставлен под управление Посольского приказа. С учреждением коллегий он был подчинён коллегии иностранных дел, а в 1722 г. - Сенату.

Великороссийский приказ

Входил в качестве отделения в состав Посольского приказа. Великороссийский приказ, с 1688 управлял казацкими поселениям, не вошедшими в состав левобережной Малороссии и составлявшими особые полки слободские; все полки вместе составляли Слободскую Украину.

Сибирский приказ

После покорения Сибири заведование ею было поручено Посольскому приказу; затем для этого с 1596 по 1599 гг. существовала особая четверть дьяка Варфоломея Иванова , названная так по имени дьяка, который ею заведовал. С 1599 г. Сибирью управлял казанский дворец, а с 1637 г. в записных книгах значится Сибирский приказ. Им заведовал тот же боярин, что и казанским дворцом; с ним было 2 дьяка. Приказ заведовал Сибирью точно так же, как казанский дворец - казанским и астраханским царством; при посредстве его происходила ссылка в Сибирь на поселение; сюда шли меха, которые поступали от сибирских инородцев в виде ясака; отсюда выдавались грамоты для проезда в Сибирь, а позже - в Китай и вообще в пограничные с Китаем государства. При Сибирском приказе существовала особая Соболиная казна, в которой хранились меха, получаемые из Сибири. Для заведования ею, оценки и продажи мехов существовало особое управление из голов и целовальников. Первый выбирался из гостей, последние - из гостиной и суконной сотен. Сибирский приказ просуществовал всё царствование Петра Великого, но круг ведомства его был значительно ограничен. После смерти Петра Великого он был уничтожен, в 1730 г. восстановлен и окончательно закрыт до 1755 г.

Московский судный приказ

Названия судный приказ, судная изба, суд встречаются при Иоанне IV, Московский же судный приказ известен в разрядных книгах с 1598 г. В нём сидели боярин, стольник да 1 или 2 дьяка. Ведомству его были подчинены исковые дела жителей Москвы, Московского уезда и, может быть, некоторых других городов, за исключением дел об убийстве, разбое и воровстве с поличным. В 1681 г. он был соединён в один приказ с челобитным, холопьим и владимирским судным, но затем опять стал существовать отдельно, наряду с владимирским судным, а когда последний в 1699 г. был уничтожен, то предметы ведомства его перешли к московскому судному приказу. В 1714 г. приказ этот был переведён из Петербурга в Москву и с тех пор в актах не встречается.

Владимирский судный приказ

впервые упоминается в 1593 г.; ведал, должно быть, городом Владимиром с уездом на том же основании, как московский судный приказ - Москву. Состав его был такой же, как и последнего; с ним же тесно связана и его история в конце XVII в.

Дмитровский судный приказ

упоминается с 1595 г.

Рязанский судный приказ

Известен с 1591 г. О ведомстве этих приказов можно заключить только по аналогии с другими судными приказами. У Котошихина и в указах царя Алексея Михайловича они не упоминаются; вероятно, они уничтожены в первой половине XVII в.

Прочие приказы

Список этот, к которому можно прибавить ещё приказы сытный, кормовой, хлебный и житный, подчинённые Приказу Большого дворца, приказ денежного двора, состоявший в ведении приказа Большой казны, и недолго существовавший приказ верхней типографии - не может считаться полным списком приказов, когда-либо существовавших в московской Руси. Сюда не входят, например, патриаршие приказы (см. ), имевшие, впрочем, особое значение и особый круг ведомства. Соловьёв называет, кроме того, ещё приказ городовой, каменных житниц, купецких дел. Последний был учреждён в конце 1660-х гг. по проекту Ордына-Нащокина для заведования купцами и должен был служить «купецким людям во всех порубежных городах от иных государств обороною, и во всех городах от воеводских налог защитою и управою». Приказ этот значится и в списке подьячих по приказам 1675 г., помещённом в приложении к XIII тому «Истории России» Соловьева. В этом списке встречаются ещё приказы, не показанные в списке Неволина: приказ сбора стрелецкого хлеба, московской большой таможни, померной избы, отдаточный двор; мытная изба. Вообще число когда-либо существовавших в России приказов с точностью не установлено, и круг ведомства отдельных приказов мало известен.

», 1844, № 1, 2 и 3, и в «Собрании сочинений» (т. VI);. - 1870.

  • Г. Успенский, «Опыт повествования о древностях российских» (Харьков, 1818);
  • митр. Евгений, «Историческое обозрение российских законоположений» (СПб., 182 6);
  • Панов, «Московские приказы» («Московские ведомости», 1855, № 36, 79-82);
  • А. Лохвицкий, «Панский приказ», в «Журнале Министерства народного просвещения» (1857, т. 94);
  • Горчаков, «Монастырский приказ» (СПб., 1898);
  • Н. Калачов , «Дела сыскного приказа о раскольниках»;
  • А. Голубев, «Понизовая вольница» (из дел сыскного приказа, «Историческая библиотека», 1878, № 1);
  • H. Загоскин, «Столы разрядного приказа» (Казань, 1879);
  • H. Оглоблин, «Киевский стол разрядного приказа» в «Киевской старине» (1886, № 11);
  • H. И. Лихачев, «Разрядные дьяки XVI в.» (СПб., 1888);
  • H. A. Попов, «Вопрос о приказе купецких дел» («Журнале Министерства народного просвещения», 1889, № 1);
  • Ардашев H. H. К вопросу о коллегиальности приказа // Труды VIII археологического съезда (1890).
  • Голембиовский А. А. Столы Разрядного приказа в 1668-70 гг. // Журнал Министерства народного просвещения , 1890, № 7.
  • «Хрестоматия по истории русского права» проф. М. Ф. Владимирского-Буданова (вып. 2 и 3).
  • Бакланова Н. А. Обстановка московских приказов в XVII веке // Труды Государственного исторического музея. Вып. 3. М., 1926. С. 53-100.
  • Устинова И. А. Книги Патриарших приказов 1625-1649 гг.: Палеографическое описание // Вестник церковной истории . 2008. № 3 (11). С. 5-64.
  • Лушина И. А. Книги заемным кабалам Патриаршего казенного приказа 1-й половины XVII в. как исторический источник// Вестник церковной истории . 2007. № 2(6). С. 129-138.
  • Лисейцев Д. В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты. Тула, 2009.
  • Новохатко О. В. Записные книги Московского стола Разрядного приказа. М., 2001.
  • Сташевский Е. Д. К вопросу о том, когда и почему возникли «чети»?: (Очерк из истории московских приказов). - Киев, 1908. - 40 с.
  • Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и её роль в формировании абсолютизма. - М. : Наука, 1987.
  • Образование единого Русского государства принято относить к концу ХV века и связывать с именем Ивана III, в 1485году принявшего официальный титул «великого князя всея Руси». Создание единого государства потребовало формирования соответствующего аппарата государственного управления, необходимого для регулирования хозяйственной и политической жизни государства, качественных изменений системы государственного управления. Первое упоминание приказов обнаруживается в источниках с конца XV века, однако процесс образования собственно приказной системы управления был длительным.

    Первоначально, в конце XV - начале XVI века общегосударственными органами управления являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появляются специальные учреждения - «пути», отвечавшие за отдельные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они и стали именоваться приказами. В начале XVI века функционировало уже не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV века создавались «областные» дворцы - Тверской, Новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования приказной системы государственного управления растянулся на несколько десятилетий и занял всю первую половину XVI века.

    Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастаниемих функций. Создавались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организации и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществление отдельныхфункций единого Русского государства поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения, то есть приказы в буквальном смысле слова, приобретали постоянный характер, превращаясь в «пути» - своеобразные отрасли управления. Стоявшие во главе «путей» бояре именовались путными. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники - дьяки и подьячие. Так появлялись канцелярии - «избы». На последнем этапе примерно к середине XVI века возникают постоянно действующие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов.

    Во второй половине XVI века приказными становятся почти все отрасли государственного управления.

    На протяжении конца XV - XVII веков приказная система управления являлась важной составной частью механизма государства. Определение «приказное управление» акцентирует внимание на конкретно-исторических особенностях центрального управления конца XV - XVII веков. Они имеют важное значение в сравнении с иными системами центрального управления, например, более раннего или позднего периода истории России. В этом случае отличительные черты приказного управления будут, прежде всего, характеризовать особенности механизма государства конца XV - XVII веков.

    Появление первых приказов было вызвано распоряжениями монарха Ивана III. В равной мере это относится и к дальнейшей эволюции приказного строя управления. Основная причина появления новых органов государственной власти и трансформации старой системы управления заключалась в изменении условий общественной и государственной жизни, происшедших в последней четверти XV века в связи с созданием единого русского государства. Необходимость эффективного управления повлекла за собой изменения в структуре органов государственного управления. Указанные изменения не были итогом целенаправленной политики по реформированию механизма государства. Новые ведомства возникали по мере необходимости и в формах наиболее целесообразных в конкретных исторических условиях. В условиях партикуляризма как характерной черты средневекового права это не обязательно означало унификацию органов и принципов управления. Данное обстоятельство объясняет относительно длительный процесс формирования приказов как системы центрального управления на протяжении более чем полувека: с появления первых приказов в конце XV века до административных преобразований 50-х годов XVI века.

    Однако в этот период управление не составляло стройной системы и строилось на системе «поручений» - какой-либо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя. В отдельных случаях в ведении одного лица оказывалось несколько ведомств. С другой стороны, нередко в управлении одного ведомства одновременно участвовало несколько разных учреждений, что приводило к смешению их функций и неразберихе.

    Особенности приказов как органов государственной власти XVI-XVII веков заключались, в том, что уже в то время они функционировали в соответствии со следующими бюрократическими принципами: 1) должностные лица приносили присягу и должны были лично исполнять обязанности; 2) существовал порядок продвижения по службе; 3) велась подготовка кадров служащих приказов; 4) существовал единый порядок подготовки и рассмотрения дел; 5) в приказах было развитое делопроизводство; 6) существовала специализация структурных подразделений приказа и отдельных должностных лиц на выполнение определенных функций; 7) за исполнение должностных обязанностей было предусмотрено частичное государственное обеспечение. Многие из указанных принципов, лежали в основе деятельности приказов уже в XVI веке, но наибольшее значение они приобрели лишь в XVII веке, в эпоху расцвета приказного управления.

    С конца XV и в течение XVI века в России складывается новая (по сравнению с периодом феодальной раздробленности) система центрального управления -- приказная.

    Превращение Московского княжества в крупное централизованное государство, усложнение функций государственной власти должно было повлечь за собою крупные изменения в системе управления. Появился целый ряд дел и отраслей управления, которые не могли быть увязаны с системой дворцового управления. В практике Русского государства такие дела (отрасли) поручались («приказывались») какому-либо боярину или дьяку. Последние обзаводились помощниками и постепенно оформлялись приказы учреждения с вполне определившейся компетенцией.

    Окончательное развитие приказной системы произошло во второй половине XVI века. Во многом этому способствовали события, связанные с началом царствования Ивана IV. К середине века борьба за власть между боярскими группировками в малолетство Ивана дезорганизовала правительственный аппарат. Правительство молодого монарха было поставлено перед необходимостью изменения системы управления страной. Появляются центральные органы отраслевого управления - приказы. Таким образом, в развитии приказной системы можно выделить три этапа:

    I этап. XV - начало XVI века - расширяются функции дворцовых ведомств; они превращаются в органы общегосударственного управления.

    II этап. Первая половина XVI века - внутри дворцовых ведомств появляются самостоятельные учреждения, возглавляемые дьяками, получившими специальные поручения («приказ»).

    III этап. С середины XVI века - приказы становятся исключительными органами центрального управления, совмещавшими административные и судебные функции.

    Приказы как новые органы центрального управления возникали без законодательной основы, спонтанно, по мере надобности. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, другие дробились на части, превращавшиеся в самостоятельные приказы. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов. На протяжении XVII века зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40.

    Термин «приказ» понимался современниками как любое ведомство безотносительно его места в структуре органов государственной власти, ведущее своё делопроизводство и наделенное судебной властью. Термин «приказ» начинает использоваться на практике с 30х гг. XVI в. Анализ статей Судебника 1497 г. позволяет утверждать о существовании в конце XV в. учреждений приказного типа «суда боярина», в функции которого входило осуществление судопроизводства. По меньшей мере, четыре должности составляли его штат. «Суд боярина» характеризуется в соответствии с нормами Судебника 1497 г. следующими чертами: во-первых, суд боярина центральный суд; во-вторых, суд боярина является судом первой инстанции; в-третьих, суд боярина обладает определенной компетенцией по подсудности; в четвертых, следует говорить о нескольких судах бояр, независимых друг от друга в административно иерархическом отношении, но обязанных координировать свои действия.

    Появление первых приказов было вызвано распоряжениями монарха Ивана III, они упоминаются в источниках с конца XV в. В равной мере это относится и к дальнейшей эволюции приказного строя управления. Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в. Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций.

    Создавались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организации и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществление отдельных функций единого Русского государства поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения (приказы в буквальном смысле слова) приобретали постоянный характер, превращаясь в «пути» в своего рода отрасли управления. Стоявшие во главе «пути» бояре именовались путными. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники дьяки и подьячие. Так появлялись канцелярии «избы». На последнем этапе примерно к середине XVI в. возникают постоянно действующие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов.

    Основная причина появления новых органов государственной власти и трансформации старой системы управления заключалась и в изменении условий общественной и государственной жизни, происшедших в последней четверти XV в. в связи с созданием единого русского государства. Необходимость эффективного управления повлекла за собой изменения в структуре органов государственного управления. Указанные изменения не были итогом целенаправленной политики по реформированию механизма государства. Новые ведомства возникали по мере необходимости и в формах наиболее целесообразных в конкретных исторических условиях. В условиях партикуляризма как характерной черты средневекового права это не обязательно означало унификацию органов и принципов управления. Данное обстоятельство объясняет относительно длительный процесс формирования приказов как системы центрального управления на протяжении более чем полувека: с появления первых приказов в конце XV в. до административных преобразований 50х гг. XVI в.

    Важной особенностью почти всех новшеств середины XVI века были сугубый практицизм правительственных мер, слабость их идейного обоснования и несовершенство или отсутствие у них законодательной основы. Приказы не имели регламента, который определял бы структуру новых учреждений и регламентировал их деятельность.

    Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Служащие в приказах и княжеской администрации составляли костяк формирующегося дворянства.

    Вся приказная система была основана на предположении личного участия царя в управлении. Приказные судьи и дьяки только приказчики царя. С течением времени, по мере роста государства, умножения и усложнения дел, личное участие царя в делах становится все затруднительнее, пока не делается во многих отношениях фикцией.

    У московских царей не было постоянных контрольных учреждений, обычно они рассчитывали на частные изветы, жалобы пострадавших и обиженных, чем на сыскные и счетные приказы. Ревизии производились редко. Внутренний контроль в приказах не был предусмотрен определенными правилами и всецело зависел от предусмотрительности и служебного усердия судей и дьяков.

    Важным средством контроля над приказными были челобитья населения. Никто не был ограничен в праве подать лично царю челобитную с просьбой о какой-нибудь милости, с жалобой на любой судебный приговор или на любое действие приказных, на обидчиков вообще.

    Личный состав приказов был очень разнообразен. Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие.

    Дьяки, первые приказные люди, зародившись в пределах государева двора и для целей дворцового управления, малопомалу проникают во все важнейшие отрасли суда и администрации. Всего в 38 приказах, находившихся в городе Москве, в середине XVII века дьяков было до 70 человек. Дьяки были главными дельцами приказов. В противоположность дворянам, которые садились управлять приказом между военной и дворцовой службами, дьяки были специалистами дела. Большинство дьяков происходило из подьячих, выслужившихся после нескольких десятков лет приказной работы.

    Черную работу в приказах исполняли подьячие, набранные чаще всего из детей духовенства и посадских людей. Подьячие делились на старых и молодых. Молодые употреблялись для письма, а старые, как давно состоящие в должности подьячего и потому опытные и дело знающие, для более важных назначений.

    В приказах имелись также приставы и сторожа, а в некоторых приказах (Посольском и Казанского дворца) переводчики и толмачи.

    Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.

    Деление приказов на столы и количество столов было различным. К примеру, денежный и судный столы встречаются в большинстве приказов.

    Эта структура была довольно устойчивой. Так, на протяжении XVII века в Поместном приказе было 4 территориальных стола: Московский, Псковский, Рязанский, Ярославский (Владимирский), хотя состав подчиненных им городов со временем изменялся. К концу века в этом приказе появились чисто функциональные столы: Вотчинных дел и др. Менее устойчивой была структура Разрядного приказа. В разные годы здесь существовали территориальные столы: Белгородский, Казанский, Московский, Новгородский, Смоленский и функциональные: Денежный, Приказной, Хлебный. Сибирский приказ был разделен только на территориальные столы: Ленский, Тобольский и Томский. Во многих приказах, даже крупных, деление на столы отсутствовало.

    Повытья в основном создавались по территориальному принципу. Они получали названия по местности, делами которой занимались, либо назывались по фамилии стоявших во главе их подьячих. К примеру, в Московском столе Разрядного приказа было 8 повытий, в ведении каждого из которых было от 4 до 26 городов.

    Обычно приказ помещался в просторной избе, его обстановку составляли простые деревянные столы и скамейки. Общегосударственные приказы чаще всего размещались в Кремле. В царствование Бориса Годунова между архангельским собором и Спасскими воротами было построено длинное двухэтажное здание, и каждый приказ занимал в нем по дветри комнаты. В одной из них работали дьяки, в другой подьячие, а третья предназначалась для хранения денег и документов. Просители ожидали решения вопроса в прихожей или на улице. Рабочий день в приказах продолжался по 12 часов и более. Нечеткое распределение функций между приказами, медлительность в решении дел изза болезни, например, судьи, утраты документов изза продолжения работы над ними в домах судей и дьяков, непонимание многими служащими приказов новых задач, стоявших перед органами центрального управления, привели к отказу от приказной системы управления.

    Однако в этот период управление не составляло стройной системы и строилось на системе «поручений» какойлибо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя. В отдельных случаях в ведении одного лица оказывалось несколько ведомств. С другой стороны, нередко в управлении одного ведомства одновременно участвовало несколько разных учреждений, что приводило к смешению их функций и неразберихе.

    Особенности приказов как органов государственной власти XVIXVII в. заключались, в том, что уже в то время они функционировали в соответствии со следующими бюрократическими принципами:

    • 1) должностные лица приносили присягу и должны были лично исполнять обязанности;
    • 2) существовал порядок продвижения по службе;
    • 3) велась подготовка кадров служащих приказов;
    • 4) существовал единый порядок подготовки и рассмотрения дел;
    • 5) в приказах было развитое делопроизводство;
    • 6) существовала специализация структурных подразделений приказа и отдельных должностных лиц на выполнение определенных функций;
    • 7) за исполнение должностных обязанностей было предусмотрено частичное государственное обеспечение. Многие из указанных принципов, лежали в основе деятельности приказов уже в XVI в. Наибольшее значение они приобрели лишь в XVII в., в эпоху расцвета приказного управления.

    Система государственного делопроизводства начала складываться на Руси в период формирования централизованного государства - с середины XVв. Управление Московским государством сложилось из удельного княжества, а последнее было не столько государство, сколько хозяйство князя, в котором различные части управления поручались отдельным боярам, составляя прообразы будущих административных ведомств.

    По мере того, как Московское княжество превращалось в великорусское государство и усложнялись административные задачи, отдельные части управления, находившиеся по приказу князя в ведении того или иного лица, превращались в постоянные присутственные места - "избы" или "приказы". Происхождение приказов связано с практикой личных поручений (приказов) великого князя ближайшему окружению - князьям и боярам по разрешению отдельных вопросов государственного управления. Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением - Боярской Думой. Московским великим князьям удалось создать сильную централизованную систему управления, в которой все важнейшие функции административного управления выполняли Боярская Дума и приказы. Именно поэтому период становления и развития государственного делопроизводства принято называть приказным периодом - по названию первых государственных учреждений - приказов. Этот период охватывает время с XV по XVII вв. В целом система органов государственного управления в этот период выглядит так: (Рис. 1)

    Часть приказов являлась органами территориального управления, а часть ведала отдельными отраслями. Общее количество приказов, существовавших на Руси, точно не установлено; в XVII в., по мнению исследователей, функционировало от 40 до 70 приказов.

    Во главе приказа стоял приказной судья, назначаемый из думных чинов. В его подчинении находились 1-3 дьяка; к концу XVII в. в крупных приказах их было 6-10. На службе состояли также подьячие, в зависимости от знаний, стажа и опыта, разделявшиеся на "старых" (старших), "средней руки" (средних) и "молодых" (младших). В больших приказах подьячие объединялись в "столы", или структурные подразделения приказов; деление на столы производилось не по роду дел, а по территориальному принципу.В деятельности приказов принципы коллегиального и единоличного управления четко не разграничивались. Точно можно сказать, что распорядительная деятельность полностью принадлежала приказным судьям, роль дьяков была более скромнее. Они вместе с подьячими занимались организацией и ведением делопроизводства. Через их руки в приказ поступали челобитные, доклады, доношения местных правителей, они хранили дела и вели письмоводство. Старшим подьячим, наиболее опытным и уважаемым, и подьячим "средней руки" доверялась сложная работа, связанная с подготовкой решений по делам, хранением дел, опечатыванием архивных сундуков, а младшие подьячие не пользовались особым доверием. Многие царские указы XVII в. обращают внимание на необходимость строго контролировать их работу. За ошибки, допускаемые в официальных документах, подьячих строго наказывали: били батогами, лишали жалований

    На местах в ведении приказов состояли воеводы, управлявшие территориями и выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою "канцелярию" - приказную избу и помощников - "меньших" воевод и дьяков. В приказной избе хранилась государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство. Приказная изба делилась на столы. Например, Нижегородская съезжая изба в 1663 г. состояла из четырех столов: денежного, где хранилась казна и приходно-расходные книги; судного, занимавшегося делопроизводством по вершенным и невершенным судебным делам; сыскного, поместного и ямского, хранившего царские грамоты о поместных делах. Приказы и приказные избы представляли собой одновременно и присутствие, и канцелярию, и архив. Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные - в сундуках-ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и прием посетителей.

    В XV в. дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально также привозили из западноевропейских стран, а со второй половины XVII в. - своя, отечественная. Первую бумажную "мельницу" (фабрику) построили на реке Пахре по приказу патриарха Никона, затем в Москве на реке Яузе. Но только в XVIII в., после строительства нескольких бумажных мануфактур, удалось удовлетворить внутренний спрос на бумагу в России. Первоначально бумага изготавливалась из тряпья, а чернила делались из солей железа и дубильных веществ, добываемых из чернильных орешков - наростов на дубовых листьях. Тряпка представляла собою массу волоконцев, скрученных в пряжу и, за тем, переплетенных в ткань (Рис.2)

    Сочетание железистых чернил и тряпичной бумаги делало текст особенно стойким, он почти не выцветал. Поэтому документы этого периода, хранящиеся в архивах, достаточно хорошо читаются.

    В качестве инструментов письма до второй половины XIX в. использовали гусиные перья, позднее - металлические. С возникновением так называемой скорописи, характеризуемой начертанием округлых букв и использованием большого количества графических сокращений, чтение текстов стало затруднительным, требовались знания и навыки.

    В делопроизводстве приказов продолжали использовать столбцовую форму документов. Важные государственные акты имели большие размеры, например, Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Пскорскому монастырю на земли имеет длину более метра, а Соборное уложение 1649 г. насчитывает 309 метров.

    Текст в столбцах писали только с одной стороны, оборотная использовалась лишь для проставления помет, резолюции, адреса. Документы хранились свитках или рулонах, иногда для особо важных документов изготавливались специальные футляры, но чаще они хранилось просто в ларях или сундуках. Пользоваться такими документами было сложно: много времени уходило на развертывание и свертывание столбца, сама склейка не была достаточно прочной. Все это быстро приводило к ветшанию и износу документа. Столбцовая форма делопроизводства была отменена Петром I.

    Наряду со столбцовой формой документов в приказах начали применять тетрадную. Тетрадь- лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли книги. В форме книг велись списки, финансовые, учетные, регистрационные записи и др. Известно более 300 разновидностей книг: ужинные, умолотные, денежные и др.

    Видовой состав документов приказного делопроизводства не был особенно разнообразным: грамоты, приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные. Грамоты - это царские указы, посылаемые из приказов на места боярам, воеводам, приказным людям. Отписки- документы, поступавшие в приказы от воевод. Царю приказы представляли отписки или доклады, воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы, приказы между собой сносились памятями, обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных. Внутри каждого вида документов существовало множество разновидностей.

    Одним из признаков официального документа является формуляр - совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул) документа, расположенных в определенной последовательности. Известно, что в документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделилось из текста: обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др., включая содержание документа, представляли собой сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа.

    Царские указные грамоты, например, начинались обозначением автора и адресата (от кого - кому), после чего излагалось существо вопроса:

    "От царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России самодержца, боярину нашему и воеводе князю Якову Куденетовичу Черкасскому..." или: "...князю Ивану Алексеевичу Воротынскому с товарищами...".

    Челобитные и отписки начинались с обращения:

    "Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом холоп твой..." или: "Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой России самодержцу, бьет челом сирота твой Ивашко Михайлов...".

    В заключительной части указной грамоты проставлялась дата и место составления: "Писана в царствующем граде Москве в наших царских палатах. Лета 7166 года, марта в 16 день".

    Челобитная заканчивалась заверительной надписью дьяка: "К сей челобитной Демьянко Блисов руку приложил", а также указывались имена послухов (свидетелей), место и время составления.

    Можно также фиксировать некоторые стабильные элементы текста для каждой разновидности документа в приказном делопроизводстве. Например, изложение просьбы в челобитных начиналось традиционной формулой - "...вели государь мне дать...", а заканчивалось - "...царь-государь смилуйся-пожалуй...".

    Подготовка документов в приказном делопроизводстве включала следующие этапы: поступление документа, передача его на рассмотрение, подготовка дела к "докладу", рассмотрение и решение дела, оформление документа, содержащего решение.

    При поступлении документа на нем проставлялась дата, и дьяк делал помету "Выписать", что означало "Навести справки". Дела в приказе рассматривались по инициативе царя по жалобе, доносу, челобитной, отписке. Если приказ располагал нужными сведениями, "отпуск" (решение) готовилось сразу, если же нет- начинался сбор необходимых материалов. В случае, когда для решения дела требовалась переписка с другими приказами, она велась без соблюдения особых формальностей короткими "памятями" или записками подьячих одного приказа подьячим другого приказа.

    Подготовкой дел к докладу занимались столы, где дьяк или по его поручению старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект ответного документа. Роль докладчика по делу принадлежала дьяку, решение вопроса- думным дьякам. Решение принималось после его обсуждения. Если думные дьяки вносили свои коррективы в подготовленный проект, после вынесения решения дьяк исправлял документ, а младший подьячий переписывал набело. Подьячий сверял беловик с черновиком, удостоверял его своей подписью- "справой", которая означала соответствие беловика черновику. Юридическую силу документ получал после "приписи" (подписи) дьяка.

    Руководители приказов - судьи и приближенные к ним лица, участвовавшие в принятии решений, своих подписей на документах не ставили. Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами.

    ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ!

    Подпись дьяка была своеобразна: если документ состоял из нескольких листов, дьяк "приписывал" документ на каждой склейке, проставляя по одному слогу своей фамилии на каждой склейке, так чтобы буквы захватывали оба листа, что было узаконено Судебником 1550 г. Это предохраняло документ от фальсификации и подлога.

    В московских приказах впервые наметилось обособление оконченных дел от текущих. Наряду с хранением документов в кулях, мешках, сундуках в некоторых приказах (например, в Поместном) появились шкафы для хранения документов, а затем и меры по охране документов, например, снабжение сундуков замками.В Уложении 1649 г. и ряде указов, принятых позже, были введены нормы письменного оформления различных договоров, благодаря чему установилось внешнее единообразие в деятельности приказов.

    Таким образом, в приказной период сложилась система государственного делопроизводства центральных и местных учреждений, сформировались кадры делопроизводственных служащих, были выработаны устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако государство, принимая частные меры, не вводило общих административных правил и, систематического порядка в организации учреждений и их делопроизводстве. Только с середины XVII в. были предприняты некоторые общие меры для наведения порядка в делопроизводстве, появились отдельные законодательные акты, установившие порядок документирования и составления частных актов.

    приказ грамота документирование акт