Что случается с душой умершего через полгода. Что чувствует и видит человек после смерти

Что будет происходить после смерти?

Согласно сообщениям очевидцев, первое, – это то, что дух уходит из тела и живет совершенно раздельно от него. Он как правило наблюдает за всем происходящим, в том числе, и за принадлежавшим ему при жизни физическим телом, и стараниями врачей его оживить; он ощущает, что пребывает в положении безболезненной теплоты и воздушности, как если бы он плавал; он совершенно не в состоянии повлиять на свое окружение речью или прикосновением, и от этого чувствует огромное одиночество; его мыслительные процессы традиционно становятся гораздо стремительней, чем когда он находился в теле. Вот некоторые из коротких рассказов о такого рода опыте:

«День был очень холодный, но пока я был в этой черноте, я ощущал лишь теплоту и предельное спокойствие, какое я когда-либо испытывал… Помнится, я подумал: «Наверное, я умер».

«У меня появились изумительные чувства. Я не ощущал ничего, кроме мира, спокойствия, воздушности – просто покой».

«Я наблюдал за тем, как меня пытались оживить, это было в действительности необычно. Я был не очень высоко, словно на каком-то возвышении, немного выше их; просто, возможно, смотрел сверху на них. Я старался говорить с ними, но ни один из них меня не слышал».

«Со всех сторон люди шли к месту автокатастрофы… Когда они подходили совсем близко, я пытался уклониться, чтобы сойти с их пути, но они попросту проходили сквозь меня».

«У меня не получалось ни к чему прикоснуться, я не мог поговорить ни с кем из окружающих меня. Это жуткое чувство одиночества, чувство полной изоляции. Я знал, что я совершенно один, наедине с самим собой».


Имеются удивительное объективное доказательство того, что человек в действительности находится в этот момент вне тела – порой люди пересказывают разговоры или сообщают точные подробности событий, происходивших даже в соседних комнатах или еще дальше, пока они были мертвы.

Д-р Кюблер-Росс рассказывает об одном удивительном случае, когда незрячая видела и после этого отчетливо передала все то, что происходило в комнате, где она «умерла», правда, когда ее вновь вернули к жизни, она снова была слепа, – это убедительное доказательство того, что видит не глаз (и думает не мозг, потому как после гибели умственные способности возрастают), а скорей душа, а пока тело живо, она исполняет эти действия через физиологические органы.

Подобного рода примеров множество.

Андрей М. из Архангельска вспоминал об автокатастрофе, в которую он попал в 2007 году. После того как рванувший на встречную полосу джип очутился перед его машиной, Андрей почувствовал вначале мощный удар, а потом резкую, но недолгую боль. И неожиданно, к своему изумлению, увидал собственное тело, окруженное группой медиков, которые пытались его реанимировать. Совсем скоро Андрей ощутил, как его начинает уносить куда-то вверх, при этом он казался себе необычно свободным и спокойным. Скоро он понял, что его тянет к молочно-белому свету, горевшему где-то впереди.

Он промчался довольно огромное расстояние, пока не понял, что некая сила старается его вернуть. Осознание этого в первое мгновение разочаровало молодого человека, так как он знал, что впереди его ожидает свобода: от суеты и волнений. А еще спустя миг Андрей обнаружил, что его неподвижно лежащее тело быстро к нему придвигается. Вот оно, словно тисками, сдавило его со всех сторон, мощная боль пронизала его каждую клеточку, и в последующую секунду Андрей открыл глаза.

Добрые, злые духи и планы бытия

Прежде всего, если дух состоит из психической энергии – говоря по другому, если дух и разум представляют из себя единое целое – то получается, что мы относим к духам то, что в действительности считается частью физического мира. Это вещественная материя, какой бы незаметной она ни представлялась, потому как энергия в любой форме сочетает часть физиологической вселенной. Мы не способны увидать атом водорода, но, несмотря на это, он представляет из себя физическую величину. Мы знаем его настоящий вес.

Очевидно, что материальный мир считается одним из особо плотных миров на нижних планах существования и по собственной непроницаемости гораздо превышает . Если культурные духи имеют все шансы опускаться на более низменные ярусы существования, они абсолютно годны быть в физическом мире. Астральные туловища усопших могут пребывать на земном плане только на протяжении короткого промежутка времени, и дух имеет возможность сойти на более низкий ярус и быть какое-то время, если он сам того пожелает. Это означает, что после распада астрального тела бессмертный дух, пребывающий вместилищем сознания, при желании способен возвратиться на Землю.

Если это так, то что в силах воспрепятствовать опять быть в материальном мире, чтобы доставлять боль людям? С иной стороны, по-видимому, также имеют все шансы возвращаться на Землю, чтобы помочь своим близким и всему человечеству в преодолении сложностей и становлении человеческого существа. Эти ошеломительные предсказания базируются на рассказах людей, которым пришлось испытать опыт общения как со злыми, так и с добрыми духами-вдохновителями.

Если дух, обитающий в Астральном мире, сможет наладить контакт с нашим физическим миром, то он имеет возможность оказывать влияние на наши мысли и действия. И такое воздействие может быть как позитивным, так и негативным, в зависимости от яруса становления определенного духа. По этой причине многие из церковных и мистических школ поучают, что в момент принятия значимого решения нам необходимо убедиться в том, что это только наше решение, совпадающее с нашими личными убеждениями. В то же время необходимо избегать импульсивных действий, которые могут быть продиктованы противодействием .

Итак, базируясь на изученных академических доказательствах и паранормальных явлениях, мы можем сделать следующее выводы.

Возможно, что человека инстинкты и эмоции, составляющие его астральное тело, продолжают некоторое время существовать вместе с воспоминаниями и основными свойствами личности. С течением времени это астральное тело постепенно разрушается. Между тем, сознательная личность, или эго, называемое духом, отдыхает какое-то время в Астральном мире, а потом переходит на соответствующий ментальный или , в зависимости от уровня своего развития.

Там дух обитает, трудится, порой создавая произведения искусства, похожие на те, что он создавал при жизни в физическом мире. Порой эти произведения проявляются в физическом мире благодаря людям, которые становятся объектами непосредственного воздействия со стороны духа.

В астральном мире жизнь кажется столь же реальной, как и на земном плане, потому что любое физическое или духовное существо отождествляет себя с тем планом, на котором оно обитает. Поскольку материя каждого плана соответствует вибрациям находящихся на нем существ, они воспринимают этот план как подлинную реальность.

Таинственный и непостижимый астральный мир открывается нам во всем своем великолепии в сновидениях. Именно потому фантасмагорический мир снов представляется таким реальным, когда мы спим. Просто мы путешествуем при помощи своего тонкого тела в астральном мире, которому и принадлежит наш дух. В состоянии сна мы перемещаемся между подпланами астрального мира, испытывая радостные или пугающие переживания. Только помогают понять, что мы спим и способны видоизменять обстоятельства или события астрального мира по собственному желанию.

Согласно древним учениям, жизнь духа в астральном мире является подлинной жизнью, тогда как жизнь на физическом плане представляет собой только театр, обучение, временное состояние, своего рода странствие, в которое дух отправляется на определенный период времени, по окончании которого возвращается к себе домой, в астральный мир.

Встречи на той стороне

Те, кто побывал в ином мире, часто рассказывают, что встречались там с покойными родственниками, приятелями и друзьями. Как правило люди видят тех, с кем были близки в земной жизни или были в родстве.

Такие видения нельзя считать законом, скорей, это отклонения от него, какие происходят не очень часто. Обычно такого рода встречи выступают в качестве назидания тем, кому еще рано умирать, и кому необходимо возвратиться на землю и изменить собственную жизнь.

Порой люди видят то, что хотели бы увидеть. Христиане наблюдают ангелов, Деву Марию, Иисуса Христа, святых. Люди нерелигиозные видят некие храмы, людей в белом, а иногда ничего не замечают, но ощущают «присутствие».

По рассказам некоторых людей, они при своих околосмертных переживаниях прошли через темный тоннель, в конце какого встречали ангела или самого Христа. В иных случаях им встречались покойные друзья и родственники, чтобы сопроводить их к месту нового обитания духа. Это область обитания находится в астральном мире, сотканном из электромагнитных колебаний разной плотности и величины. После смерти каждый дух находится на определенном энергетическом ярусе существования, какой совпадает с уровнем его развития и вибраций. После гибели душа очень недолго сохраняется в изначальном положении одиночества.

Раймонд Моуди, автор книги получившей широкую известность, под названием «Жизнь после жизни», приводит несколько фактов, когда даже перед гибелью люди неожиданно видели уже усопших родственников и друзей. Вот несколько выдержек из его книги.

«Врач сказал родным, что я умер… Я понял, что все эти люди были там, их было много, они парили под потолком комнаты. Это люди, каких я знал в земной жизни, но они скончались раньше. Я видел бабушку и девчонку, какую знал еще учеником, и многих других родных и друзей… Это было очень радостное явление, и я ощущал, что они прибыли оградить и проводить меня».

Этот опыт встречи с усопшими друзьями и родственниками в начале клинической смерти не считается небывалым открытием в наши дни. Почти столетие назад он стал объектом маленький диссертации пионера нынешней парапсихологии и психологических исследований, сэра Уильяма Баррета («Видения на смертном одре»).

Д-р Моуди приводит пример встречи умирающего не с родственниками или возвышенным существом, а с совершенно посторонним лицом: «Одна дама поведала мне, что во время выхода из тела наблюдала не только родное чистое духовное тело, но еще и тело другого лица, усопшего совсем незадолго. Она не ведала, кто это был». («Жизнь после жизни»).

Углубляясь в это исследование опыта погибающих и самой смерти, мы обязаны запоминать о немалом отличии между всеобщим опытом погибающих, то, что теперь вызывает такое огромное внимание. Это сможет помочь нам лучше осознать многие таинственные стороны смерти, какие отслеживаются в реальное время и изображены в литературе. Осознание этого отличия, например, сможет помочь нам идентифицировать явления, какие наблюдают погибающие. Правда ли родственники и друзья прибывают из царства мертвых, чтобы прийти к умирающему? И отличаются ли сами эти действа от последних явлений святых праведных людей?

Чтобы дать ответ на эти вопросы, припомним, что доктора Осис и Харалдсон сообщают, что многие погибающие индусы наблюдают богов близкого индуистского пантеона (Кришну, Шиву, Кали и т. д.), а не близких родственников и друзей, как обычно бывает.

Они считают, что уподобление существ, с какими происходит встреча, в основном считается итогом личной интерпретации, основанной на церковных, цивилизованных и частных предпосылках; это мнение кажется разумным и подходящим к основной массе случаев.

Изложив основанное на Священном Писании православное учение о том, что «души умерших находятся в таком месте, где они не видят того, что происходит, и случается в сей смертной жизни», и свое собственное мнение, что случаи кажущихся явлений умерших живым как правило оказываются или «делом Ангелов», или «лукавыми видениями», наводимыми бесами, к примеру, с целью создать у людей ложное представление о загробной жизни, блаженный Августин переходит к различению между кажущимися явлениями мертвых и истинными явлениями святых.

Действительно, возьмем один пример. Святые отцы недавнего прошлого, такие как старец Амвросий Оптинский, учат, что существа с которыми общаются – бесы, а не души умерших; и те, кто глубоко изучал спиритические явления, если они имели для своих суждений хоть какие-то христианские мерки, приходили к тем же выводам.

Следовательно, не приходится сомневаться, что святые в действительности являются праведным во время смерти, как это и описывается во многих житиях. Обыкновенным же грешникам часто бывают явления родных, друзей или «богов» соответственно тому, что умирающие ожидают или готовы увидеть.

Точную природу этих последних явлений определить трудно; это, вне всякого сомнения, не галлюцинации, а часть естественного опыта смерти, как бы знамение умирающему, что он находится на пороге нового царства, где законы обыденной физической реальности больше не действительны. В этом состоянии нет ничего экстраординарного, оно, по-видимому, неизменно для различных времен, мест, религий. «Встреча с другими» обычно происходит непосредственно перед смертью».

Вопрос состояния души после смерти волнует всех. Есть ли жизнь после смерти ? Если есть душа, что видит и слышит душа после смерти? Что делает душа после смерти человека? Я поработал над многими материалами о душе после смерти и попытался поискать ответы на эти волнующие вопросы.

Душа после смерти видит и слышит

В «сборнике» рассказов людей, переживших клиническую смерть, мы можем увидеть то, что делает, испытывает, видит и слышит душа после смерти — после ее отделения от тела. Во время процесса умирания, когда человек достигает своего предельного состояния, он слышит, как врач признает его мертвым. Затем он видит своего двойника, как безжизненное тело, лежа под ним, в окружении врачей и медсестер, которые пытаются его оживить. Эта неожиданная сцена потрясающая для человека, который в первый раз видит себя вне своего тела. Именно в этот момент он начинает понимать, что все его способности — видеть, слышать, думать, чувствовать и т.д. — продолжают работать, но теперь совершенно независимо от его внешней оболочки.

Найдя себя парящим над людьми в комнате, человек инстинктивно старается, чтобы они знали о его присутствии, коснувшись пером кнопки или обращаясь к одному из них. Но, к его ужасу, он полностью отрезан от всех. Никто не слышит его голоса и не обращает внимание на его прикосновения. В то же время, он находится в недоумении от его чувства облегчения, мира и даже счастья. Нет больше той части себя, что «я», которое страдает, которая нуждается и всегда на что-то жаловалось. Пережив такую легкость, душа после смерти, как правило, не хочет вернуться в свое тело.

В большинстве зафиксированных случаев временной смерти, после нескольких минут наблюдения, душа возвращается в тело и, таким образом, завершает свое знание жизни. Но иногда бывает, что душа продолжает перемещаться дальше в духовный мир. Некоторые описывают это состояние как путешествие через темный туннель. После этого некоторые души попадают в мир большой красоты, где они иногда встречают умерших родственников. Другие попадают в царство света и встречают существо света, от которого испытывают чувства Великой любви, излучения, согревающие душу. Некоторые утверждают, что это-наш Господь Иисус Христос, в то время как другие говорят, что это-ангел, но все согласны с тем, что это кто-то, полный добра и сострадания. Но некоторые другие попадают в мир темноты, где они видят отвратительные и жестокие существа.

Иногда после смерти встреча с таинственным светом сопровождается «обзором» жизни, когда человек вспоминает свое прошлое и дает нравственную оценку своим поступкам. После этого некоторые люди видят что-то подобное вроде барьера или границы. Они чувствуют, что, перейдя его, они не смогут вернуться в физический мир.

Не все люди, пережившие временную смерть, испытывают все этапы, описанные выше. Значительный процент людей, возвращенных к жизни, ничего не может вспомнить, что случилось с ними «на другой стороне». Указанные выше явления размещаются в порядке частоты их от наиболее к наименее вероятным. По данным некоторых исследований, только один из семи людей, которые покидали свои тела, рассказывали о видении света и разговаривали с существом света.

Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной процедурой во многих современных клиниках. Прежде, она почти не применялась. Следовательно, существуют различия между рассказами о жизни после смерти в древней, традиционной и современной литературе. Религиозные книги старой эпохи описывали явления душ умерших, которые рассказывали, что они видели рай или ад, и имели потусторонние встречи с ангелами или демонами.

Эту первую категорию можно рассмотреть как описания «дальнего космоса», так как они рассказывают нам о духовном мире, далеком от нашего собственного. Вторая категория зафиксированная врачами, описывает главным образом «ближний космос», то есть первый опыт души после смерти, которая только что покинула тело. Они интересны тем, что они дополняют первую категорию и дают нам ясное представление о том, что ждет каждого из нас на другой стороне. Между этими двумя категориями-эта история. Опубликованное архиепископом Никоном в «Троице Страниц» в 1916 году произведение под названием «Невероятное для многих, но истинное происшествие», охватывает оба мира- «близко» и «далеко». В 1959 году эта история под названием «Свято-Троицкий Монастырь» переиздана в виде брошюры, ее элементы будут приведены здесь в сокращенном виде. Она включает в себя элементы как более древних, так и современных явлений загробной жизни.

Все мы в час нашей смерти должны увидеть и пережить многое, к чему мы не привыкли. Цель данной брошюры — расширить и уточнить наше понимание неизбежной разлуки с бренным телом. Некоторые считают, что смерть-это сон без сновидений. Закрыть глаза, заснуть и ничего больше, просто мрак. Сон заканчивается утром, а смерть-это навсегда. Многие очень боятся неизвестного и их мучает вопрос: «что со мной будет?» Они стараются не хотеть думать о смерти. Однако, глубоко внутри нас всегда есть понимание неизбежности и сопровождающее ее чувство тревоги. Каждому из нас придется пересечь эту границу. Мы должны подумать об этом и подготовиться.

Некоторые говорят: «а что тут думать и готовиться? Это вне нашего контроля. Наше время, придет, и мы умрем, и все. Пока есть время, мы должны сделать все от нас зависящее от жизни. Есть, пить, любить, добиться власти и славы, денег заработать, и т.д. Не думать ни о чем неприятном, или расстраиваться и, конечно, не думать о смерти.» Так многие и делают.

Еще на раз каждый из нас может задавать более тревожные вопросы: «а что, если это не так? Что, если смерть- это не конец? А что, если я оказываюсь в совершенно новом месте с моей способностью видеть, слышать и чувствовать? И, самое главное,- что, если наше будущее за этим порогом частично зависит от пути, по которому мы жили в этой жизни, и то, чем мы были прежде, прежде чем мы переступили порог смерти?»

К. Икскуль был типичным молодым интеллектуалом дореволюционной России. Он был крещен в детстве и вырос в православной среде, но, как это было принято среди интеллигенции, был равнодушен к религии. Иногда он заходил в церковь и праздновал Рождество, Пасху, и даже принимал святое Причастие раз в год, но относил много православия к старомодным предрассудкам, в том числе учение о жизни после смерти. Он был уверен, что смерть-конец существования человека.

В один момент в его жизни, он заболел воспалением легких. Он был серьезно болен в течение длительного времени и в итоге был госпитализирован. Он не думал о своей грядущей смерти. Вместо этого он рассчитывал на восстановление быстро, так что он может вернуться к своей обычной рутинной жизни. Однажды утром он вдруг почувствовал себя намного лучше и подумал, что его, наконец, болезнь отпустила. Однако, к его удивлению, из-за этого врачи даже стали больше озабочены. Они даже принесли ему кислородный баллон и вскоре он почувствовал, как последовала полная диссоциация его от своего окружения. (Читайте следующую страницу, нумерация — ниже )

Добавьте статью в закладки, чтобы вновь вернуться к ней, нажав кнопки Ctrl+D .Подписку на уведомления о публикации новых статей можно осуществить через форму "Подписаться на этот сайт" в боковой колонке страницы. Если что непонятно, то, читайте .

Со времен сотворения мира каждого на этой планете человека мучает сакральный вопрос: а есть ли жизнь после смерти? На него пытаются ответить лучшие умы человечества: ученые и эзотерики, маги и скептики до мозга костей – хотя бы единожды вопросом возможности бессмертия задавался каждый.

В этой статье

Как долго умирает человек

Быстрая смерть – высшее благо, к сожалению, не любому дано им воспользоваться. В зависимости от причины гибели процесс угасания функций организма может произойти мгновенно или растянуться на часы, дни и даже месяцы.

Ни один специалист не назовет точного времени гибели головного мозга: классические учебники по физиологии указывают на интервал в 3–4 минуты. Но на практике удавалось «воскрешать» людей и через 10–20 минут после остановки сердца!

Существует целая наука, посвященная ритуалам и особенностям прощания с жизнью – танатология. Танатологи выделяют 3 типа смерти:

  1. Клиническая смерть – сердце и дыхание человека уже остановились, но у организма остается резерв для медицинского вмешательства, из этого состояния можно выйти.
  2. Биологическая смерть – смерть мозга, сегодня это необратимое явление, хотя ряд функций организма сохраняется, еще не исчезла клеточная память.
  3. Информационная смерть – окончательная точка невозврата, тело полностью умерло.

Сегодня врачи в состоянии вернуть человека из клинической смерти, а новейшие разработки ученых уже через 10 лет достигнут такого уровня развития, что человека выведут и из смерти биологической. Возможно, когда-нибудь смерть перестанет считаться необратимым явлением.

Человека из состояния клинической смерти могут вывести врачи, если прошло не слишком много времени

Чувства каждого перед последним вздохом исключительно индивидуальны. Человек остается наедине с самим собой и своими мыслями: мы приходим в мир в одиночестве, и уходим из него одни. Каждый переживет свои, ни на что не похожие ощущения, но стадии до окончания жизни примерно одинаковы.

Процесс физической смерти по стадиям, их длительности и симптомам приведен в таблице.

Стадии смерти Что происходит с телом Симптомы наступления Длительность
Предагоническое состояние Тело пытается снизить мучения организма, вызванные причиной умирания Нарушаются функции ЦНС, дыхание становится частым и нерегулярным, притупляется боль, возможна потеря сознания От нескольких минут до нескольких часов, в некоторых случаях фаза отсутствует
Агония Последняя попытка организма выжить, сосредоточение всех сил на борьбе за жизнь Учащенное сердцебиение, сознание возвращается к человеку, тяжелое дыхание От 5 до 30 минут
Клиническая смерть Тело не подает видимых признаков жизни, но еще живо Прекращение биения сердца, кислород больше не поступает к мозгу От 5 до 15 минут в зависимости от причин смерти и возраста пациента
Диагностирование смерти Тело мертво Остановка дыхания и сердцебиения, ЦНС не подает признаков жизни 5–10 минут

О процессе смерти и биологического умирания, отделения души от тела расскажет Лама Оле Нидал: кроме того, он поделится полезной практикой, которая сделает сложный процесс легче.

Человек чувствует свою смерть

Многие люди действительно способны почувствовать ледяное дыхание смерти за годы и месяцы до ее физического наступления. Но чаще смерть предсказывают за несколько дней, это можно объяснить простыми изменениями в организме:

  1. Во внутренних органах отсутствуют болевые рецепторы, но они могут дать знать о себе, сигнализируя о скором прекращении функционирования.
  2. Человек ощущает даже надвигающуюся простуду, неудивительно, что он может почувствовать нечто более серьезное.
  3. Организм во многом мудрее сознания, а его нежелание угасать колоссально.

Не стоит паниковать из-за внезапного ухудшения здоровья и сразу писать завещание. А вот поход к доктору окажется как нельзя кстати.

За несколько часов до ожидаемой кончины можно предсказать скорый исход по следующим симптомам:

  • боль в груди, дышать тяжело и от недостатка воздуха грудную клетку как будто разрывает изнутри;
  • головокружение – человек становится частично невменяем, за свои действия и слова он больше не отвечает;
  • страх – даже если человек полностью готов к происходящему, чувство страха витает где-то рядом;
  • жар – температура тела не увеличивается, но человеку кажется, что в комнате душно.

Некоторые художники и поэты предсказали свою гибель в творчестве задолго до ее фактического наступления: например, А.С. Пушкин описал гибель своего литературного прототипа Ленского на дуэли за 11 лет и 11 дней до рокового выстрела Дантеса.

Знаменитости, которые предсказали свою смерть

Психологический аспект смерти

Смерть относится к тем явлениям, ожидание которых гораздо страшнее самого процесса: многие люди отравляют свое существование постоянными мыслями об ужасах перехода в мир иной. Особенно тяжело пожилым людям и тем, кто смертельно болен: постоянные мысли о физической смерти способны привести к тяжелой депрессии.

Не стоит паниковать и чрезмерно много сил посвящать вопросам об изучении механизмов смерти. Это способно привести к панике и общему ухудшению самочувствия.

Смерть – неизбежный процесс, это часть жизни, поэтому надо относиться к ней спокойно. Нельзя расстраиваться из-за того, чего нельзя изменить. Если не получается смотреть на смерть с оптимизмом, хотя бы стоит постараться сохранить присутствие духа. В итоге никто с полной уверенностью не может сказать, что ждет человека за пределами жизни. Но многие показания переживших клиническую смерть настраивают на позитивный лад.

Что после смерти

Сказать с уверенностью о том, что ждет человека, невозможно, однако большинство сходится во мнении, что смерть – это далеко не конец. Это лишь расставание с физической оболочкой и переход его на новый уровень.

Отделение души от тела

Разница во взглядах на смерть и ее последствия религии и науки отражена в сводной таблице.

Вопрос Ответ религии Ответ ученых
Смертен ли человек? Тело физическое смертно, но бессмертна душа Человек не существует вне своей физической оболочки
Что ждет человека после смерти? В зависимости от деяний при жизни душа человека продолжит бытие в раю или аду Смерть необратима и является концом бытия
Реально ли бессмертие? Бессмертие обретет каждый – единственный вопрос в том, будет ли оно полно радости или мучений Единственное возможное бессмертие в оставлении потомства и воспоминаниях близких
Что есть земная жизнь? Земная жизнь лишь миг перед бесконечной жизнью души Жизнь физическая – все, что есть у человека

После смерти физической душа не сразу отправляется в мир иной: некоторое время она привыкает к новой форме и продолжает находиться в человеческом мире. В это время сознание практически не меняется, эфирная душа продолжает ощущать себя той же личностью, что и при жизни. Лишь на 3-й день душа окончательно отделяется от тела и готова к переходу в мир иной.

Что с душой после смерти в разных религиях

Развивавшиеся в культурной изоляции народы демонстрируют удивительно похожие системы организации загробной жизни: для праведников есть место вечного блаженства – Рай, для грешников приготовлены бесконечные страдания в Аду. Такая пересекаемость сюжетов говорит о чем-то большем, чем бедное воображение: древние могли обладать более обширными сведениями о загробном царстве, чем современный человек, а их записи могут оказаться не просто сказкой, а реальностью.

О тайнах потусторонней жизни подробно расскажет фильм телеканала Рен ТВ – оказывается, существуют подтверждения того, что Рай и Ад реальны:

Христианство

Концепция Рая напоминает настоящее государство – не зря его называют Царством Небесным, у ангелов есть своя иерархия, во главе священной обители Отец, Сын и Святой дух. Попавшие в рай души находятся в состоянии блаженного покоя и радости. Противоположный Раю мир – Ад – это место для тех, кто много грешил и не раскаивался в этом.

Иудаизм

Древняя религия не обладает единой концепцией загробной жизни. Но описания из Священного Талмуда говорят о том, что это место совершенно отлично от реальности. Люди, удостоенные райских кущ, не знают человеческих чувств: между ними нет раздоров и ссор, зависти и влечения. Они не знают жажды и голода, единственное занятие праведной души – наслаждение истинным светом Бога.

Ацтеки

Верования сводятся к трехуровневой системе организации Рая:

  1. Низший уровень – сюда попадают те, кто грешил. Больше всего напоминает земную реальность. Души покойных не знают нужды в пище и воде, много поют и танцуют.
  2. Средний уровень – Тлиллан-Тлапаллан – рай для жрецов и постигших истинные ценности. Здесь больше ублажают дух, а не тело.
  3. Высший уровень – Тонатиухикан – в Дом Солнца попадают только самые просветленные и праведные, они проведут вечность бок о бок с божествами, не зная забот о материальном мире.

Греки

Душу, покинувшую физическое тело, ожидало мрачное царство Аида: вход туда даже можно отыскать на безбрежных просторах Эллады. Попавших не ждало ничего хорошего: лишь бесконечное уныние и стенания о прошедших прекрасных днях. Иная участь постигала души героев и облеченных славой и талантом людей. Они попадали на знаменитые Елисейские поля для бесконечных пиров и бесед о вечном.

Харон перевозит душу в царство мертвых

Буддизм

Одна из наиболее популярных религий в мире благодаря идее реинкарнации. Чтобы определить, какого тела заслуживает конкретная душа, Яма Раджа заглядывает в зеркало истины: все злые дела отразятся в виде черных камней, а добрые – в виде белых. Исходя из количества камней, человеку дается та телесная оболочка, которую он заслужил.

Буддизм не отрицает концепции Рая – но попасть туда можно только после длительного процесса реинкарнации, когда душа достигает наивысшей точки развития. В Раю нет места скорби и печалям, а все желания удовлетворяются мгновенно. Но это непостоянная обитель души – отдохнув в райских кущах, она вернется на землю для дальнейших перерождений.

Индийские мифы

Индия – страна яркого солнца, вкусной пищи и «Камасутры». Именно из этих составляющих складывается представление о загробной обители для храбрых воинов и чистых душ. Вождь мертвых – Яма – доставит достойных в Рай, где их ждут бесконечные чувственные удовольствия.

Нордическая традиция

Скандинавы пророчили райские кущи только прославленным воинам. Души павших в битвах мужчин и женщин собирали прекрасные Валькирии и уносили прямиком в Вальхаллу, где обретшего вечную жизнь ждали бесконечные пиры и наслаждения, недоступные при жизни.

Представления скандинавов о загробном царстве примитивны и основаны на доминирующей части быта древних племен – военных действиях.

Египетская культура

Появлением в мировых религиях описания страшного суда человечество обязано именно египтянам: знаменитая «Книга мертвых», датированная 2400 г. до н. э. подробно обрисовывает этот леденящий душу процесс. После смерти физической душа египтянина попадала в Зал Двух Истин, где ее взвешивали на двусторонних весах.

Фрагмент Книги Мертвых – суд в Зале Двух Истин

Если душа оказывалась тяжелее пера богини Справедливости Маат, ее пожирало чудовище с головой крокодила, а если грехи не тянули душу вниз – ее забирал с собой Осирис в царство вечного блаженства.

Египтяне рассматривали жизнь как суровое испытание и практически ждали своей смерти с первых дней существования – именно там предполагалось постичь настоящее блаженство.

Мусульманство

Чтобы человеческая душа обрела вечный покой и вкусила радости эдема, ей предстоит пройти суровое испытание – пересечение моста Сират. Мост этот настолько узок, что по толщине не достигает и человеческого волоса, а его острота сопоставима с самым острым земным лезвием. Осложняет дорогу шквальный ветер, без устали дующий навстречу эфирному телу. Только праведнику удастся преодолеть все препятствия и перейти в райское царство, грешник же обречен на падение в адскую бездну.

Зороастризм

Судьбу вечной души по этому религиозному мировоззрению решит справедливый Рашну: ему предстоит разделить все поступки человека на дурные и достойные уважения, а затем уже назначить испытание. Душе покойного предстоит перейти Мост Разделения для того, чтобы попасть в царство вечного блаженства: но тем, чьи прегрешения были велики, этого сделать не удастся – неправедные души подхватит демоническое существо по имени Визарш и унесет в место вечных мучений.

Может ли душа застрять в этом мире

После смерти эфирное тело человека находится в состоянии стресса, а перед ним открывается много путей. Иногда душа не решается отправиться по одному из них и остается между мирами, что равносильно бесконечным страданиям и мукам, по сравнению с которыми ад – увеселительное заведение.

Оказаться заключенным между миров и испытывать страшные муки до скончания времен может даже самый ярый праведник, если его дух недостаточно крепок.

Физическая смерть продолжается отделением души от телесной оболочки: несколько дней уходит на прощание с материальным миром. Но этим все не заканчивается, а душе предстоит начать путешествие по миру невидимому. Но если человек был безынициативным, вялым и нерешительным при жизни, ему и после смерти не удастся измениться: именно такие души рискуют не сделать выбор и остаться между миров.

Мир и спокойствие

Люди, которым удалось продолжить земной путь после клинической смерти организма, много рассказывают о том, что им удалось пережить за считанные минуты пребывания по ту сторону. Более половины спасенных говорят о знакомстве с некоей нематериальной сущностью, имеющей человеческие очертания. Кто-то уверяет, что это Творец Вселенной, кто-то говорит об ангеле или Иисусе Христе – но одно остается непреложным: рядом с этим существом охватывает полнейшее понимание смысла бытия, всеобъемлющая любовь и безграничное умиротворение.

Звуки

В момент отделения эфирной сущности от физической оболочки человек может слышать неприятные и тревожные звуки, похожие на шум разбушевавшегося ветра, назойливое жужжание и даже звон сродни колокольному. Дело в том, что эфирное тело в момент отделения от физической оболочки отправляется в совершенно иное пространство по тоннелю: иногда перед смертью человек к нему подключается бессознательно, тогда умирающий говорит о том, что слышит голоса родственников, которых нет в живых и даже ангельскую речь.

Свет

Фраза «свет в конце тоннеля» может служить не только красивым оборотом речи, именно ее использует каждый, кто пережил состояние клинической смерти и фактически вернулся с того света. Эфирная сущность реанимированных людей видела ослепительный поток, созерцание которого сопровождалось необыкновенным спокойствием и умиротворением, принятием новой формы существования.

После смерти человек видит ярко освещенный тоннель

Никто не скажет точно, есть ли жизнь после смерти физического тела: но многочисленные свидетельства людей, побывавших по ту сторону, внушают оптимизм и надежду на то, что земной путь – это лишь начало длинного путешествия, срок которого – бесконечность.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Иногда хочется верить, что покинувшие нас близкие приглядывают за нами с небес. В этой статье рассмотрим теории о посмертии и выясним есть ли зерно истины в утверждении, что умершие видят нас после смерти.

В статье:

Видят ли нас умершие после смерти - теории

Для того чтобы с точностью ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть основные теории о том, . Рассматривать версию каждой из религий будет достаточно сложно и трудоёмко. Так что существует неофициальное разделение на две основные подгруппы. Первая говорит о том, что после смерти нас ждёт вечное блаженство в «другом месте» .

Вторая - о полном , о новой жизни и новых возможностях. И в обоих вариантах существует возможность того, что умершие видят нас после кончины. Сложнее всего понять это, если вы считаете верной вторую теорию. Но стоит задуматься и ответить на вопрос - как часто вас посещают сны о людях, которых вы никогда в жизни не видели?

Странные личности и образы, которые общаются с вами так, словно давно вас знают. Или вообще не обращают на вас внимания, позволяя спокойно наблюдать со стороны. Некоторые считают, что это - просто люди, которых мы видим каждый день, и которые просто непонятным образом отложились в нашем подсознании. Но откуда тогда берутся те стороны личности, о которых вы не можете знать? Они разговаривают с вами определённым, незнакомым вам образом, используют слова, которых вы никогда не слышали. Откуда это берётся?

Легко апеллировать к подсознательной части нашего мозга, ведь никто не сможет с точностью сказать, что именно там происходит. Но это - логический костыль, ни более и не менее. Ещё существует возможность, что это память о людях, которых вы знали в прошлой жизни. Но часто обстановка в таких снах поразительно напоминает нашу с вами современность. Как ваша прошлая жизнь могла выглядеть так же, как ваша нынешняя?

Самая благонадёжная, по многим суждениям, версия говорит о том, что это - ваши мёртвые родственники, посещающие вас во снах. Они уже перешли в другую жизнь, но иногда тоже видят вас, а вы - их. Откуда они говорят? Из параллельного мира, или из другой версии реальности, или из другого тела - однозначного ответа на этот вопрос нет. Но одно можно сказать точно - таков способ общения между душами, которые разделены пропастью. Всё-таки наши сны - удивительные миры, где подсознание гуляет свободно, так почему бы ему не заглянуть на огонёк? Тем более, что существуют десятки практик, которые позволяют спокойно путешествовать во снах. Многие испытывали подобные ощущения. Это - одна версия.

Вторая касается мировоззрения, в котором говорится, что души умерших уходят в другой мир. На Небеса, в Нирвану, мир эфемерный, воссоединяются с общим разумом - таких взглядов существует превеликое множество. Их объединяет одно - человек, перешедший в другой мир, получает огромное количество возможностей. А так как он связан узами эмоций, общих переживаний и целей с теми, кто остался в мире живых - естественно он может общаться с нами. Видеть нас и пытаться как нибудь помочь. Не раз и не два можно услышать истории о том, как мёртвые родственники, или друзья, предупреждали людей о больших опасностях, или советовали, как поступить в сложной ситуации. Как такое объяснить?

Существует теория, что это - наша интуиция, появляющаяся в момент, когда подсознание более всего доступно. Оно принимает близкую нам форму и пытаются помочь, предостеречь. Но почему оно принимает форму именно мёртвых родственников? Не живых, не тех, с кем у нас прямо сейчас существует живое общение, а эмоциональная связь сильна как никогда. Нет, не их, а именно умерших, давно, или недавно. Бывают случаи, когда людей предупреждают родственники, которых они почти забыли - виденная всего несколько раз прабабушка, или давно умерший двоюродный брат. Ответ может быть только один - это прямая связь с душами умерших, которые в нашем сознании приобретают ту физическую форму, которая была у них при жизни.

И есть третья версия, которую можно услышать не так часто, как первые две. Она говорит о том, что первые две верны. Объединяет их. Получается у неё вполне неплохо. После смерти человек попадает в иной мир, где благоденствует, пока ему есть кому помогать. Пока его помнят, пока он может проникнуть в чьё-нибудь подсознание. Но память человеческая не вечна, и наступает момент, когда умирает последний родственник, который хотя бы изредка вспоминал его. В такой момент человек и перерождается, чтобы начать новый цикл, обзавестись новой семьёй и знакомыми. Повторить весь этот круг взаимопомощи между живыми и мёртвыми.

Что видит человек после смерти

Разобравшись в первом вопросе, нужно конструктивно подойти к следующему - что видит человек после смерти? Как и в первом случае, никто не сможет с полной уверенностью заявить, что же именно встаёт перед нашими глазами в этот скорбный момент. Существует множество рассказов людей, переживших клиническую смерть . Рассказы о туннеле, ласковом свете и голосах. Именно из них, как считают самые авторитетные источники, и складывается наш посмертный опыт. Для того чтобы пролить побольше света на эту картину, нужно сделать обобщение всех историй о клинической смерти, найти пересекающиеся сведения. И вывести истину, как некий общий множитель. Что же видит человек после смерти?

Прямо перед смертью в его жизни наступает некое крещендо, самая высокая нота. Предел физических страданий, когда мысль начинает понемногу затухать и в конце концов тухнет совсем. Часто последнее, что он слышит - как врач объявляет об остановке сердца. Зрение затухает окончательно, постепенно превращаясь в туннель света, а потом покрываясь окончательным мраком.

Второй этап - человек словно появляется над своим телом. Чаще всего он висит в несколько метрах над ним, имея возможность рассмотреть физическую реальность до последней детали. Как врачи пытаются спасти ему жизнь, что они делают и говорят. Всё это время он находится в состоянии сильного эмоционального шока. Но когда буря эмоций успокаивается, он понимает, что с ним таки произошло. Именно в этот момент с ним происходит изменения, которые никак не обратить. А именно - человек смиряется. Смиряется со своим положением и понимает, что даже в таком состоянии всё равно есть дорога вперёд. Точнее - вверх.

Что видит душа после смерти

Разбираясь с самым важным моментом всей истории, а именно с тем, что видит душа после смерти, нужно понять важный момент. Именно в ту секунду, когда человек смиряется со своей участью и принимает её - он перестаёт быть человеком и становится душой . До этого момента его духовное тело выглядело точно так же, как в реальности выглядит тело физическое. Но, поняв, что оковы физического больше не держат его духовное тело, оно начинает терять свои первоначальные очертания. После чего вокруг него начинают появляться души его мёртвых родственников. Даже здесь они стараются помочь ему, дабы человек перешёл дальше, на следующий план своего существования.

И, когда душа двигается дальше, к ней приходит странное существо, которое невозможно описать словами. Всё, что можно понять абсолютно точно - от него исходит всепоглощающая любовь, желание помочь. Некоторые побывавшие за гранью говорят, что это наш общий, первый предок - тот, от кого произошли все люди на земле. Он спешить помочь ещё ничего не понимающему мертвецу. Существо задаёт вопросы, но не голосом, а образами. Оно прокручивает перед человеком всю его жизнь, но в обратном порядке.

Именно в этот момент он осознает, что приблизился к некому барьеру. Его не видно, но его можно ощутить. Словно некая мембрана, или тонкая перегородка. Рассуждая логически, можно прийти к выводу, что это - именно то, что отделяет мир живых от . Но что происходит за ней? Увы, такие факты не доступны никому. Всё потому, что человек, который пережил клиническую смерть, так и не перешагнул за эту черту. Где-то рядом с ней врачи вернули его к жизни.

Все мы обязательно умрем, раньше или позже. Это, пожалуй, единственное, что уравнивает абсолютно всех людей, живущих на Земле, независимо от их национальности, социального положения и материального достатка. Но что же происходит после смерти с душой человека? Рассказать о православном понимании этого непростого и важного вопроса мы попросили профессора Московской духовной академии А. И. Осипова.

Что такое смерть?

О, если бы кто мог ответить на это! Помню еще с детства, у нас дома над дверью в комнату висела картина «Сего никто не избежит », на которой была изображена она, костлявая с косой. Это было и интересно, и страшновато. Но уже тогда этот незамысловатый сюжет закладывал в подсознание ребенка важнейшие для человека вопросы: что такое смерть, зачем я живу?

Как христианство отвечает на них? Оно говорит о двухсоставности человека. Важнейшей его частью, тонко материальной, как об этом пишут наши святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (признавший это в конце жизни), является душа, имеющая три уровня. Высший уровень, присущий только человеку - дух (или ум), носитель самосознания, личности. Он бессмертен. Другие два уровня - чувствующий и растительно-питающий - общие с животным и растительным миром и часто вместе с телом именуемые плотью, или душевным телом, как писал апостол Павел: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор 15 :42-44). Это душевное тело, или плоть, умирает и разлагается вместе с телом биологическим. Смерть есть разрыв между духом и плотью, или проще - между душой и телом. И только вера в бессмертие дает полноценный ответ на вопрос: зачем я живу? Достоевский особенно подчеркивал значение для человека веры в бессмертие: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле» .

2. Что происходит с душой человека в первые сорок дней после смерти?

По смерти плоти душа человека переходит в мир вечности. Но категория вечности неопределима в понятиях времени, она относится к тем простым вещам, о которых еще древнегреческий философ Платон писал, что «простые вещи не поддаются определению ». Поэтому на данный вопрос церковная традиция вынуждена отвечать на языке применительно к нашему сознанию, погруженному в поток времени. В церковном предании есть интересный ответ ангела прп. Макарию Александрийскому (IV в.) о происходящем с душой в эти дни: «… в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет.., как птица, ища гнезда себе… В третий же день… вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих.

После повелевается от Него показать душе… красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней… По рассмотрении… она опять возносится ангелами на поклонение Богу.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим различным местам мук душа носится тридцать дней… В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

В эти дни душа как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.

3. Мытарства - что это такое, и почему они так называются?

Слово «мытня» означает место, где взималась пошлина, брались налоги, штрафы. На церковном языке словом «мытарство» выражается производимое с девятого по сороковой день по кончине человека своего рода следствие по делу его земной жизни.

Мытарств обычно называют двадцать. Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов.

В житии, например, преподобного Василия Нового блаженная Феодо ра рассказывает о них в следующем порядке: 1) празднословие и сквернословие, 2) ложь, 3) осуждение и клевета, 4) объядение и пьянство, 5) леность, 6) воровство, 7) сребролюбие и скупость, 8) лихоимство (взяточничество, лесть), 9) неправда и тщеславие, 10) зависть, 11) гордость, 12) гнев, 13) злопамятство, 14) разбойничество (избиения, ударения, драки…), 15) колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания…), 16) блуд, 17) прелюбодеяние, 18) содомство, 19) идолослужение и ересь, 20) немилосердие, жестокосердие.

Все эти мытарства описываются в житии в ярких образах и выражениях, которые нередко принимаются за саму действительность, порождая искаженные представления не только о мытарствах, но и о рае и аде, о духовной жизни и спасении, о Самом Боге. Потому схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания». А иеромонах Серафим (Роуз) объясняет: «Всем, кроме детей, ясно, что понятие «мытарства» нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти… Но сами рассказы - это не «аллегории» и не «басни», а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке… В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни «восточной астрологии», ни «чистилища».

О причине столь неадекватного описания того мира свт. Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает: «…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными».

Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров): «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать… душа сама бросается в ад».

Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю - Лк 23 :43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена». Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5 :24).

4. Зачем нужно молиться за умерших?

Апостол Павел написал удивительные слова: вы - тело Христово, а порознь - члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12 :27, 26). Все верующие, оказывается, составляют один живой организм, а не мешок гороха, в котором горошины толкаются между собой, да еще больно ударяют друг друга. Христиане - клетки (живые, полуживые, полумертвые) в Теле Христовом. И все человечество - одно тело. Но как на всем организме и на любой его клеточке отзывается каждое изменение состояния отдельного органа или клетки, так и в человеческом обществе. Это универсальный закон нашего бытия, который открывает завесу и над тайной молитв за умерших.

Молитва по своему действию есть дверь для вхождения в душу благодати Христовой. Поэтому молитва, совершаемая с вниманием и благоговением (а не бессмысленным ее вычитыванием), очищая самого молящегося, оказывает исцеляющее действие и на усопшего. Но одна внешняя форма поминовения, даже богослужебная, без молитвы самого молящегося, без его жизни по заповедям, является не более, как самообманом, и оставляет усопшего без помощи. Святитель Феофан откровенно писал об этом: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня… Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?!»

Молитва особенно действенна, когда она сопрягается с подвигом. Господь ученикам, не сумевшим изгнать беса, ответил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф 17 :21). Этим Он указал на духовный закон, по которому освобождение человека от рабства страстям и демонам требует не только молитвы, но и поста, то есть подвига и тела, и души. Святой Исаак Сирин писал об этом: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души». То есть действенность молитвы за усопшего прямо обусловлена степенью жертвенности и борьбы со своими грехами самого молящегося, степенью чистоты его клеточки. Такая молитва способна спасти любимого человека. Ради этого, чтобы изменить посмертное состояние человека, она и совершается Церковью с самого начала своего существования!

5. Что такое - Божий суд, можно ли на нем оправдаться?

Вы спрашиваете о Последнем суде, который часто называется Страшным?

Это последний акт в истории человечества, открывающий начало его вечной жизни. Он последует за всеобщим воскресением, в котором произойдет восстановление всей духовно-телесной природы человека, в том числе и полноты воли, а, следовательно, ивозможности окончательного самоопределения человека - быть ему с Богом или навсегда уйти от Него. По этой причине Последний суд именуется Страшным .

Но Христос на этом суде не окажется греческой Фемидой - богиней правосудия с завязанными глазами. Напротив, перед каждым человеком во всей силе и очевидности откроется нравственное величие Его крестного подвига, Его неизменная любовь. Поэтому, имея печальный опыт земной жизни и ее «счастья» без Бога, опыт «экзаменов» на мытарствах, трудно предположить, чтобы всё это не тронуло, точнее, не потрясло сердец воскресших людей и не определило положительного выбора падшего человечества. В этом, по крайней мере, были убеждены многие Отцы Церкви: Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Амфилохий Иконийский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин и другие. Они писали о том же, что слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Эта мысль повторяется во множестве богослужебных тестов Православной Церкви.

Но, возможно, найдутся и такие, ожесточение которых станет сущностью их духа, и тьма ада - атмосферой их жизни. Бог не нарушит и их свободы. Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, находится «в глубине сердца человеческого». Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не смог выйти.

Об этом я достаточно подробно пишу в своей книге «Из времени в вечность: посмертная жизнь души».

6. Что такое рай, в котором будут спасшиеся?

А что ответили бы вы на вопрос: что такое семимерное пространство? Пикассо, например, попытался нарисовать скрипку в четырехмерном пространстве и получилась абракадабра. Так и все попытки изображения рая (и ада) всегда будут такой же скрипкой Пикассо. О рае лишь одно подлинно известно: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2 :9). Но это самая общая характеристика рая в передаче нашего трехмерного языка. А по существу все его описания являются лишь самыми слабыми изображениями вещей небесных.

Можно лишь добавить, что скучно там не будет. Как влюбленные могут бесконечно общаться друг с другом, так в неизмеримо большей степени спасенные в раю будут пребывать в вечной радости, наслаждении, счастье. Ибо Бог есть Любовь!

7. Что такое ад, в который попадают погибшие?

Слава Богу, я его пока не знаю и знать не хочу, ибо на библейском языке знание означает единение с познаваемым. Но слышал, что в аду очень плохо, и что он тоже находится «в глубине сердца человеческого», если в нем нет рая.

С адом связан серьезный вопрос: конечны или бесконечны адские мучения? Сложность его заключается не только в том, что тот мир закрыт от нас непроницаемой завесой, но и в невозможности выразить нашим языком понятие вечности. Знаем, конечно, что вечность это не бесконечная продолжительность времени. Но как это понять?

Проблема усложняется еще тем, что Священное Писание, святые Отцы, литургические тексты говорят как о вечности, так и конечности мучений нераскаянных грешников. При этом Церковь на своих соборах никогда не осудила ни одного из Отцов ни той, ни другой точки зрения. Тем самым она оставила этот вопрос открытым, указав на его тайну.

Поэтому прав был Бердяев, когда сказал, что проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации».

Конечно, трудно не обратить внимание на мысль святого Исаака Сирина:

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там - такой человек думает невыразимо богохульно о Боге… Такой … клевещет на Него». Но он же и предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней».

Но одно бесспорно. Поскольку Бог есть любовь и премудрость, то очевидно, что для каждого человека вечность будет соответствовать его духовному состоянию, его свободному самоопределению, то есть будет для него наилучшей.

8. Может ли измениться посмертная участь человека?

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то Церковь не призывала бы с самого начала своего существования молиться за усопших.

9. Что такое - всеобщее воскресение?

Это воскресение всего человечества к вечной жизни. В последовании утрени Страстной Пятницы слышим: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим ». Учение об этом является главнейшим в христианской религии, ибо только оно оправдывает смысл жизни человека и всей его деятельности. Апостол Павел даже так пишет: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15 :13-14, 19). Он сообщает и о том, как оно произойдет: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор 15 :52).

А вот что пишет в своих знаменитых «Словах подвижнических» о силе воскресения святой Исаак Сирин: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?… Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость - воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости - привести нас в бытие, когда мы не существовали».