Авель - монах-предсказатель. Предсказания монаха Авеля о России и её будущем

Оригинал взят у 1613 в

Оригинал взят у dmitri_obi в Пророческие иконы вещего АВЕЛЯ. Икона св. Царя Николая, написанная за 70 лет до его рождения!!!

Пророческие иконы вещего АВЕЛЯ. Икона св. Царя Николая, написанная за 70 лет до его рождения!!!

Относительно иконы, завещанной Павлом I вместе с посланием "Моему потомку, в день Иова Многострадального родившегося, вскрыть в сотую годовщину моей смерти". Она не была уничтожена. Большевики, не зная пророчеств и не придав ей особого значения, продали ее в частную коллекцию. Так она три раза переходила из рук в руки, пока не умер в 2005 году в Москве последний коллекционер.
Это две пророческие иконы, написанные в конце XVIII века по предсказаниям праведного Авеля-Тайновидца.

Эта икона написана келейником провидца Авеля иконописцем Лазарем в марте 1796 года, за 8 месяцев до кончины Екатерины II. Пророчества размещены на полях иконы. Икона писана по заказу Императрицы. После этого Авель вместе с иконописцем был сослан в Петрокрепость, что на Ладоге.

Надпись сверху: "Рождество Пресвятыя Богородицы"

Слева: "В лето 5035 воссия деже на престоле чадо твое велиже творитися лета 4 и 4 месяца и дни 4 года".

Внизу: "5263 взыде на престол имаше родивый благословенный по войне зело престрашней. В год же 6019 прииде окончание мира сего тленнаго сугубо зело грешнаго бысть потому. Аминь"

Справа: "Во дни праздника Святыя иконы сия прииде до дар святых яко царь, двухкрат имя его, до дар святых".

Часть этого пророчества еще при жизни Екатерины II о времени царствования ее сына Павла Петровича сбылось день в день: 4 года, 4 месяца и четыре дня.

Летоисчисление приведено от 5035 года. Если вычесть 1796 год - когда взошел на престол Павел I, разница в годах получается - 3239 лет.

Следовательно, нижнее пророчество о приходе на престол Царя благословенного по войне зело престрашней: 5263 - 3239 = 2024 год.

Небольшое пояснение. Даты писаны странным образом, сейчас так не пишут. Можно и так - и так расшифровать. Толкование их, поэтому, затруднено. Либо 214 лет назад были иные правила написания дат, либо Авель сознательно не хотел раскрывать пророчества, тем более - конца Света: Сам Иисус Христос не раскрывал этот час, говоря, что об этом знает только Его Отец.

Фото иконы для печати >>>

Эта икона написана иконописцем Лазарем по просьбе Павла I по пророчеству Тайновидца Авеля о Последнем Православном Царе.

Послание Павла I гласило: "Моему потомку Николаю, в день Иова Многострадального родившегося, вскрыть в сотую годовщину моей смерти".

К посланию была приложена эта икона, написанная в мае 1798 года, за 70 лет до рождения Николая II.

Разъяснения по этим иконам.

1. Почему слова предсказаний написаны именно на иконе Рождества Богородицы? Внизу на иконе написано, что будущий Царь явится в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, т.е. 21 сентября. Там еще написано: по войне зело престрашней.

2. Относительно иконы, завещанной Павлом I вместе с посланием "Моему потомку, в день Иова Многострадального родившегося, вскрыть в сотую годовщину моей смерти". Она не была уничтожена. Большевики, не зная пророчеств и не придав ей особого значения, продали ее в частную коллекцию. Так она три раза переходила из рук в руки, пока не умер в 2005 году в Москве последний коллекционер.

Его обокрали, и через питерскую таможню попробовали вывезти заграницу. Их поймали, иконы конфисковали, позвонили в антикварный магазин (угол Литейного и Владимирской в Питере) и предложили владельцу приехать с экспертом в таможню. С их стороны тоже был эксперт - сговаривались о допустимых ценах.

Определили срок написания этой иконы - конец XVIII века. А вот относительно стоимости ее - пожали плечами. По их мнению это была икона-фантазия. (Позволяли раньше богатые себе тогда такую роскошь). Выставили в продажу за бросовую цену - никто ее покупать не захотел. Тогда-то и вспомнили о Царской Часовне.

Фото иконы для печати >>>

На старинной иконе, написанной в 1798 году по свидетельству монаха Авеля изображен Николай II - абсолютная копия любого его портрета, над головой - надпись: "Великомученик Николай". Икона писана за 70 лет до рождения нашего Царя. Икона пророческая, по полям - житие нашего Царя и история монархии в России. Пророк Авель предвидел всё.

Хоть и плохой снимок, но видно:

Внизу слева направо:

1). Царь отдает корону СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЮ. Это пророчество о том, что именно духовенство в начале двадцатого века было повинно в падении монархического строя. Именно они уже на третий день после непродуманного действия Великого князя Михаила Александровича (отдал всё на усмотрение законодательного собрания, которое так и не было созвано) начали на литургии вместо "Боже, царя храни", возглашать "Боже, храни благочестивое Временное Правительство", всё сплошь масонское. По уставу же они должны были провозглашать здравницу Грядущему Царю из царствующего рода "его же имя Ты, Господи, веси".

Россия тогда была на 70 % крестьянская. Радио и телевидения не было, крестьянам не до газет было, потому все новости получали от священников. Тогда 5(18) марта (шел Великий Пост и все собирались в церкви) народ был потрясен известием, что Царя уже нет, нет и монархии, что надо молиться за благочестивое Временное Правительство. Священники деловито всем объясняли, что Царь был слабый, кровавый, довел Россию до войны, теперь наступает новая жизнь без эксплуататоров (взято из воспоминаний прихожан Псковской губернии).

Блж. Паша Саровская и преп. Серафим Саровский завещали Николаю II самому сойти с престола. Это самое и изображено на иконе за 119 лет до этого грустного события. Внизу надпись: "Предательство".

2) Царская Семья находится в заточении в Тобольске (или в Екатеринбурге).

3) Его расстреливают. Убийство Царя этими же силами. Внизу можно рассмотреть надпись: "Расстрелян с семьей".

4) И последнее - могила. Внизу надпись: "захоронен в неизвестном месте". Место действительно надежно скрыли. И сейчас многие со сладостным упоением поют о "лжемощах", попирая здравый смысл.

Вверху: либо события связанные с юношескими годами Царя Николая, либо это показана жизнь Цесаревича Алексия (рождение, болезнь, и т.п.).

Слева третье сверху: у полевых шатров, какими они были в то время, лежит поверженный воин. Это - проигранная Первая Мировая война.

Справа третье сверху: больше похоже на "Крестный путь" Царской Семьи.

И самое примечательное, справа второе сверху: Всадник на коне в царских одеждах - Грядущий Царь-Победитель.

________________________________________ _____________________________


По понятным причинам сохранены "реформированные" имена. (правильно - Исус, Никола и т.д.)

Не во всем согласен по поводу "самосхождения" с Престола.

Остальное - крайне важно.

Нострадамуса и его пророчества знает каждый россиянин. Хотя в действительности этот средневековый поэт и лекарь не являлся предсказателем, и его так называемые «пророчества» известны, скорее, из-за их раздутой популярности, а не благодаря реальной ценности. Истинный предсказатель, способный не только предвидеть будущее с удивительной достоверностью, но и писавший целые книги пророчеств, жил у нас в России. Этим человеком был Василий Васильев, прославившийся как монах Авель. Его предсказания предрекли гибель многих российских императоров.

Предсказания монаха Авеля для властителей - статья особая. С древнейших времен у каждого правителя обязательно был свой придворный провидец. Особенно пользовались спросом предсказатели будущего на востоке, ведь даже сам основоположник медицины Авиценна составлял гороскопы и изучал влияние планет на судьбы людей.

В России тоже хватало пророков, но самым удивительным и, пожалуй, самым известным является монах Авель. По свидетельствам исторических записей и архивных документов, все его предсказания монаха Авеля об императорах России сбылись с невероятной точностью. Однако фигура монаха Авеля так обросла мифами, что неизвестно - являются некоторые факты о его жизни правдой или вымыслом.

Биография

Вот в биографическом словаре Брокгауза и Эфрона стоит: «Авель монах-предсказатель, родился в 1757 году. Происхождения крестьянского. За свои предсказания дней и часов смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы многократно попадал в тюрьмы, а всего провел в заключении около 20 лет. По приказанию Императора Николая I он был заточен в Спасо-Ефимьевский монастырь, где и умер в 1841 году». Короткая сухая справка, за которой стоит едва ли не судьба России.

Родился будущий пророк в селе Акулово Тульской области. И жил себе, как все крестьяне того времени, не блистая талантами, до 28 лет. Ближе к середине жизни Василий вдруг бросил семью и ушел в Валаамский монастырь, где принял постриг под именем инока Адама. Причиной ухода послужило то, что родители насильно женили Василия, который сам никакого желания обзавестись женой не имел и вообще считался человеком нелюдимым (что не помешало ему завести троих детей).

Год Адам прожил в монастыре, а потом отпросился у настоятеля и ушел в скит. И вот там-то, спасаясь в молитвах и одиночестве, Адам получил дар пророчества. Он сам писал в своих книгах, что ему были видения, будто некий голос позвал его на небо и показал ему там книгу, в которой содержались многие тайны земного мира. Адам прочитал оттуда то, что касалось династии Романовых и России - до самого конца, а затем голос велел ему донести прочитанное до императора, точнее, до императрицы Екатерины Великой, которая тогда правила Россией.

Чтобы исполнить волю неведомых сил, Адам пошел по России, а когда оказался в Николо-Бабевском монастыре, написал там свою первую книгу, в которой прямым текстом говорил о том, что Екатерина будет править всего 40 лет (а уже как раз и наступил сороковой год ее царствования), что престол наследует не ее любимый внук Александр, а сын Павел, и все в таком духе.

Когда об этом узнала Екатерина, она пришла в ярость и приказала монаха изловить, расстричь и посадить в Петропавловскую крепость. Адама действительно расстригли и заключили под стражу. Под арестом он был до тех пор, пока предсказания монаха Авеля не стали сбываться и в предсказанное им время не скончалась императрица…

Конечно, Павел I, который вообще верил во всяческие мистические явления и пророчества, заинтересовался вещим монахом. Князь Куракин после смерти Екатерины стал генерал-прокурором Сената - он-то и принес императору книгу предсказаний этого новоявленного пророка. В итоге состоялась беседа правителя и тульского монаха-расстриги.

О чем они говорили, никто не знал в точности и тогда, а уж сегодня это и вовсе неизвестно. Но считается, что Адам прямо назвал Павлу дату его смерти: «Коротко будет царствование твое. На Софрония Иерусалимского (святой, день памяти которого совпадает с днем смерти императора) в опочивальне своей будешь удушен злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. Сказано бо в Евангелии: «Враги человеку домашние его», - так цитируют это откровение некоторые источники. И еще: якобы монах открыл царю все будущее его потомков и всей России.

Однако, скорее всего, это - красивая выдумка. Если бы монах Авель предсказал Павлу такую смерть, то вряд ли Павел издал 14 декабря 1796 года высочайший рескрипт, повелевавший по желанию Адама постричь его снова в монахи.

При повторном постриге Василий Васильев и получил имя, под которым его знают как одного из самых зловещих и точных предсказателей на Руси. После этого монах отправился в странствия - пожил сначала в Санкт-Петербурге, затем оказался в Москве, где некоторое время прорицал и предсказывал за деньги всем желающим, а потом ненадолго вернулся на Валаам, где написал свою вторую книгу.

В этом сочинении он предсказал смерть пригревшего его императора. И тут же показал свое творение настоятелю. Тот испугался и отослал книгу Петербургскому митрополиту Амвросию. Амвросий передал книгу кому следует, и вот - она оказалась в руках Павла. В книге была указана не только смерть императора и подробное ее описание и время, но и сказано, за что ему уготована такая кончина - за невыполненное обещание построить церковь и посвятить ее архистратигу Михаилу. Жить Павлу, по словам монаха, осталось столько, сколько букв должно быть в надписи над воротами Михайловского замка, строящегося вместо обещанной церкви.

Павел, разумеется, возмутился такой неблагодарности и приказал снова заточить его в ту самую крепость, откуда его и выпустил. И он провел там столько же, сколько при предыдущем заточении - десять месяцев и десять дней. Ровно до тех пор, пока не сбылось и это предсказание монаха Авеля… Правда, считается, что Павел, хоть и был зол на монаха, но все же повелел записать все его пророчества относительно династии Романовых и запереть в ларце, который дозволялось вскрыть ровно через сто лет после дня гибели царя.

Самого же монаха Авеля под конвоем доставили в Соловецкий монастырь и запретили ходить по России и смущать умы. Но он и не собирался бродить - он засел за новую книгу, в которой описал пожар 1812 года и прочие ужасы войны с французами. Эти предсказания монаха Авеля настолько потрясли тех, кто их прочел, что третья книга попала в руки третьего императора - Александра I. Молодой царь тоже не обрадовался такому пророчеству и приказал заточить Авеля в тюрьму на Соловках и не выпускать оттуда, пока не сбудется предсказанное.

А оно сбылось. Тогда Александр повелел, чтобы пророк прибыл к нему в Петербург, прислав даже деньги на проезд и паспорт. Правда, игумен Илларион, который очень плохо обращался с заключенным в тюрьму монахом, опасаясь царской немилости никак не хотел того отпускать. И только получив предсказание монаха Авеля о гибели своей и всех других монахов обители, испугался и спровадил предсказателя. Правда, это не помогло и пророчество сбылось - странная болезнь унесла и самого Иллариона и его подопечных.

А предсказатель прибыл в Петербург и имел беседу с князем Голицыным. Неизвестно, что он там ему наговорил, но Голицын поспешил отправить предсказателя в паломничества по святым местам и всеми силами препятствовал его встрече с императором. Более того, был издан указ, которым монаху Авелю запрещалось публично пророчествовать и вообще творить предсказания. За ослушание грозила тюрьма.

Поэтому Авель довольно долго ничего не предрекал, а только путешествовал по святым местам и переписывался со знатными дамами и вельможами, которые не теряли надежду получить от него какое-либо ценное пророчество.

Однако за годы жизни в Серпуховском Высоцком монастыре, предсказатель все-таки написал еще одну книгу «Житие и страдание отца и монаха Авеля», намекнув названием на свою святость. В книге было много сложных и непонятных мистических рисунков, описание сотворения мира и подробный рассказ о его жизни, встречах с царями, о видениях и странствиях.

Александру I, конечно же, докладывали о новых предсказаниях монаха Авеля, которые говорили о смерти императора, но император никаких карательных мер относительно него не принял. Может быть, потому, что получил сходное прорицание от Серафима Саровского. Оба «прогноза», как известно, сбылись.


Поэтому Авель мог спокойно пророчествовать и дальше, что он и делал. На этот раз он во всеуслышание говорил о судьбе нового императора - Николая I. Но наученный горьким опытом монах - после того, как предсказание монаха Авеля облетело Москву и Санкт-Петербург - скрылся из монастыря и ударился в бега.

Однако Николай I юмора не понимал и предсказателей не боялся. Авеля довольно быстро поймали - в его родной деревне, куда он вернулся после многих лет, и заключили в арестантское отделение Суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря.

Оттуда он уже не вышел. Погребен этот удивительный человек за алтарем монастырской Никольской церкви. Ни одна из его книг - а неизвестно даже точно, сколько он их написал три или пять - не сохранилась. Записи предсказаний, которые были в ларце, доставшемся Николаю II, также исчезли. Все пророчества «русского Нострадамуса» известны только из писем и документов, обрывками и неточными цитатами.

До нас дошли малочисленные сведения о самой страшной книге, написанной предсказателем - книге о приходе Антихриста. Якобы монах указал точную дату конца света. Но где сейчас эта книга и кто ее читает - неизвестно. Может быть, это и к лучшему - и так хватает черных предсказаний и недобрых пророчеств в нашем неблагополучном мире.

К государственным тайнам принято относиться бережно. Их хранят в секретных подземных бункерах, депозитариях неприступных швейцарских банков, в герметичных подводных тоннелях.

Гатчинский дворец Романовых сложно было отнести к хорошо защищенным, «режимным», сооружениям. Однако здесь, в одной из зал покоился довольно объёмный ларец, в котором на протяжении всего XIX столетия хранилось «будущее Русской державы», предсказанное неким старцем Авелем.

Ларец был заперт на ключ и опечатан. Вокруг него на четырех столбиках, на кольцах, был протянут толстый красный шелковый шнур, преграждавший к нему доступ. Конечно, вряд ли это было серьезным препятствием для любопытного человека. Однако все знали, что ларец содержит некий конверт с наложением личной печати императора Павла I и с его собственноручной надписью: «Вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины», и, как люди воспитанные смиренно дожидались даты.

Павел I был убит офицерами в собственной спальне в ночь на 24 марта 1801 года. Утром 24 марта 1901 года в Гатчину прибыл император Николай II. Прибыл воодушевленный, в хорошем настроении. Покидал же царь Гатчинский дворец в совсем другом расположении духа. Правда, о содержимом ларца Николай никому ничего не рассказал.

Людей, говорящих правду в глаза правителей, не любят ни в одном государстве. Их либо ликвидируют, либо надолго «консервируют» в тюрьмах, либо, если государь человек цивилизованный, просто лишают гражданства и отправляют говорить правду другим государям. Собственно, это понятно. Ну, а что делать с людьми, которые знают судьбы самих правителей? С людьми, которые владеют предсказаниями с указанием точного дня смерти, да ещё к тому же совсем не царском месте - туалете.

«Во дни великой Екатерины в Соловецком монастыре жил-был монах высокой жизни. Звали его Авель. Был он прозорлив, а нравом отличался простейшим, и потому что открывалось его духовному оку, то он и объявлял во всеуслышание, не заботясь о последствиях. Пришел час и стал он пророчествовать: пройдет, мол, такое-то время, и помрет Царица, - и смертью даже указал какою. Как ни далеки Соловки были от Питера, а дошло все-таки вскорости Авелево слово до Тайной канцелярии. Запрос к настоятелю, а настоятель, недолго думая, Авеля - в сани и в Питер; - а в Питере разговор короткий: взяли да и засадили пророка в крепость».

Вот так поступают в пророками в своём отечестве. За точные предсказания Авель был заключен в Шлиссельбургскую крепость «под крепчайший караул». Правда, суть пророчества, к сожалению, это не изменило.

После того, как предсказание Авеля, что называется, вступило в силу, – Екатерина Великая умерла именно в тот день и в том самом месте, - монах был амнистирован самим Павлом I.

Император пожелал встретиться со старцем и выслушать от него новые прогнозы. Авель в подробностях расписал смерть императора, а заодно и незавидное будущее династии Романовых. Павел I все это проглотил, приказал старцу дать предсказание в письменной форме; так появился запечатанный конверт в Гатчинском дворце.

Авель же был с миром отпущен в Невский монастырь, для нового пострижения в монахи. Именно там, при втором пострижении, он и получил имя Авель.

Но не сиделось пророку в столичной обители. Уже спустя год после разговора с Павлом он появился в Москве, где за деньги давал предсказания местным аристократам и богатым купцам. Подзаработав, монах отправился в Валаамский монастырь. Но и там Авелю не жилось покойно: он снова взялся за перо и написал книги предсказаний, где и раскрыл скорую кончину императора. Привычкой писать в стол монах не обладал, поэтому о содержании «центурий» русского Нострадамуса быстро узнал весь монастырь.

Уже через некоторое время, по распоряжению императора, Авеля в кандалах привезли в Санкт-Петербург и закрыли в Петропавловской крепости - «за возмущение душевного спокойствия его величества».

Сразу же после смерти Павла I освободителем вещего монаха уже становится Александр I. Новый император предупредительно отсылает монаха подальше, в Соловецкий монастырь, без права покидать стены обители.

Там монах написал ещё одну книгу, в которой предсказал взятие Москвы Наполеоном в 1812 году и сожжение города. Предсказание дошло до царя, и тот приказал утихомирить воображение Авеля в Соловецкой тюрьме.

Но вот наступает 1812 год, русская армия сдает Москву французам, и Белокаменная, как и предсказывал монах, чуть ли не сгорает дотла. Впечатлённый Александр I приказывает: «Авеля из Соловецкого монастыря выпустить, дать ему паспорт во все российские города и монастыри, снабдить деньгами и одеждой».

Оказавшись на свободе, Авель решил более не нервировать царскую семью, а отправился в путешествие по Святым местам: побывал на Афоне, Иерусалиме, Константинополе. Затем он поселяется в Троице-Сергеевой Лавре. Какое-то время ведёт себя тихо, пока, уже после воцарения Николая I, его снова не прорывает. Новый император церемониться не любил, поэтому, «для смирения», отправил монаха в заточение в Суздальский Спасо-Ефимовский монастырь, где в 1841 году Авель и представился Господу.

В течение 60 лет это имя не досаждало Дому Романовых, пока одним прекрасным утром Николай II не распечатал конверт Павла I.

В православных изданиях ХIХ–ХХI веков можно встретить жизнеописания монаха Авеля (в миру крестьянина Василия Васильева), жившего в конце XVIII - начале XIX века. Во многих из них монах Авель предстаёт перед нами как истинный христианин-подвижник, обладавший даром пророчества и страдавший от властей за свои предсказания. Ряд источников относит его к подвижникам благочестия и даже к преподобным отцам . Некоторые авторы считают, что его предсказания имели и продолжают иметь важное значение для исторических судеб России .

Что же достоверно известно нам об этом человеке? Прежде чем пытаться отвечать на этот вопрос, не рассматривая сочинений тех авторов, которые писали об Авеле, опираясь на разного рода сведения о нём, рассмотрим опубликованные первичные источники информации о жизни монаха Авеля.

Монах Авель

1. Опубликованные первичные источники сведений

1) Воспоминания современников Авеля

Это краткие воспоминания А. П. Ермолова, записанные с его слов неким его родственником , известного поэта и героя войны 1812 года Д. Давыдова , воспоминания известного историка М. В. Толстого , “Записки” И. П. Сахарова , а также воспоминания Л. Н. Энгельгардта . Отдельно нужно указать на краткое упоминание о предсказаниях Авеля святителя Игнатия (Брянча­ни­но­ва) .

2) Документы и их фрагменты

А) Статья под названием “Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе”, опубликованная в журнале “Рус­ский Архив” в 1878 г. , представляет, по словам анонимного автора, “извлечение из” архивного “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находящемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, и потом названном Авелем, и о сочиненной им книге. Начато марта 17 ого 1796 года, 67 листов”.

В статье приводятся: 1) Извлечения из секретного письма генерал-губернатора Заборовского к генерал-прокурору графу А. Н. Самойлову в связи с арестом монаха Авеля от 19 февраля 1796 г. 2) Протокол допроса Авеля от 5 марта 1796 года в Тайной экспедиции. Следователь А. Макаров. 3) Судебное решение о заключении Авеля в Шлиссельбургскую крепость. 4) Рескрипт императора Павла генерал-прокурору князю А. Б. Куракину об освобождении Авеля из Шлиссельбургской крепости от 14 декабря 1796 г. 5) Выдержки из писем Авеля императору Павлу, князю А. Б. Куракину, митрополиту Амвросию. 6) Выдержки из писем митрополита Петербургского Амвросия генерал-прокуро­ру Обольянинову от 19 марта и 29 мая 1800 года и из других писем и документов.

Необходимо отметить, что данный автор, излагая жизненный путь монаха Авеля, некоторые сведения о нём приводит без ссылок на документы. Достоверность этих сведений представляется проблематичной вследствие того, что они не всегда безошибочны. Так, автор неверно указывает год смерти монаха Авеля - 1841 г. (С. 365).

Б) В другой анонимной статье “Предсказатель монах Авель” в журнале “Русская старина” за 1875 г. опубликованы следующие сочинения монаха Авеля: 1) “Житие и страдание Отца и монаха Авеля” (с купюрами, содержащими “некоторые мистические измышления” (С. 415–416)), написанное, по словам автора статьи, по-видимому, им самим. Заметим, что принадлежность авторства “Жития” Авелю у ряда историков, писавших об Авеле, не вызывало сомнений . 2) Фрагмент из трактата “Жизнь и житие отца нашего Дадамия”, которое представляет собою вариант изложения “Жития” монаха Авеля. Дадамий - имя, которым Авель иногда подписывал свои письма . Это новое имя (“Дадамей”), по словам Авеля, было дано ему “духом” . По словам автора статьи, принадлежность Авелю данного сочинения в этом случае у него сомнений не вызывает. 3) Выдержка из трактата Авеля “Книга бытия” - толкование на первую книгу Библии. 4) Автор указывает на находящуюся в его распоряжении тетрадку, принадлежавшую Авелю, где “на 28 страницах находятся разные символические круги, фигуры с буквами славянской азбуки и счёта, при них находится краткое толкование” . Две из подобного рода символических таблиц из другой подобной тетрадки в 64 страницы опубликованы на С. 428–429, а толкование Авеля к ним - на С. 427 в сноске.

Автор указывает также на находящиеся в его распоряжении трактаты Авеля: 1) “Сказание о существе, что есть существо Божие и Божество”, 2) “Бытия книга первая”, 3) “Церковные потребы монаха Авеля”, а также 12 писем Авеля к графине П. А. Потёмкиной за 1815–1816 годы и письмо Авеля к В. Ф. Ковалёву, управляющему фабрикой графини П. А. По­тём­киной в Глушкове. Выдержки из писем к графине П. А. По­тёмкиной приводятся.

В) Другой номер журнала “Русская старина” публикует документы, собранные Н. П. Розановым: 1) Изложение содержания справки Консистории святителю Филарету, митрополиту Московскому о монахе Авеле от 1823 года. 2) Распоряжение святителя Филарета об определении монаха Авеля в Высоцкий монастырь в Серпухове от 6 окт. 1823 г. 3) Копии писем Авеля некой Анне Тихоновне и духовному отцу Доримедонту, 1826 год. 4) Изложение донесения о побеге Авеля из Высоцкого монастыря и изложение содержания других документов.

3) Публикации историков, основанные на анализе документов

А) Книга М. Н. Гернета “История царской тюрьмы” (Т. 1), в которой излагаются некоторые сведения об Авеле, извлечённые из “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находившемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре” (Архив эпохи феодализма и крепостничества. VII. № 2881) (С. 109) и документальные данные из архивов Спасо-Евфимиевого монастыря в Суздале (С. 174).

Б) Важные сведения о дате кончины Авеля приводятся в работе А. С. Пругавина, впервые опубликовавшего секретные документы о заключённых Спасо-Евфимиевого монастыря в Суздале .

Что касается неопубликованных документов, укажем помимо “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находившемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре”, и на выдержки из “Книги бытия” Авеля (Центральный Государственный архив Ок­тябрьской революции. Ф. 48. Ед. хр. 13) .

2. Аресты и предсказания. Документальные данные

О жизни монаха Авеля из опубликованных документов известно немногое. Согласно исследованию М. Н. Гернета , построенному на анализе документов, «он (монах Авель) происходил из крестьян и был крепостным Нарышкина. Получив вольную, он постригся в монахи, совершил паломничество в Царьград. Он был не только грамотным, но и сочинителем мистических религиозных рукописей. На допросе он показывал, что имел видение: он видел на небесах две книги и записал их содержание <…> В рукописи, “списанной с небесной книги”, нашли и отступление от Православия, и преступление против “величества”. Приговор и указ Екатерины указывают, что сочинитель рукописи подлежит смертной казни, но, по милосердию императрицы, отправляется на вечное заточение в Шлиссельбургскую крепость. Отсюда его освободил Павел. Время от мая 1800 г. по март 1801 г. он провёл в Петропавловской крепости, откуда был сослан в Соловецкий монастырь, но в том же году (17 октября 1801 г.) был переведён из арестантов в монахи». Наконец Николай I “заточил Авеля в Спасо-Ефимьевский монастырь” . Таким образом, по данным, приводимым Гернетом, Авель был как минимум трижды заключаем в тюрьмы, при этом заключение его совершалось как минимум дважды по высочайшему повелению.

Наиболее подробно опубликованы документы, связанные с обстоятельствами первого заключения Авеля в 1796 году . Некоторые важные для нас материалы дела 1796 года специально будут рассмотрены ниже. Важно отметить, что, согласно данным историков , в это время не известно ни одного случая фальсификации следственных материалов со стороны органов безопасности, аналогичной известным фальсификациям НКВД-КГБ в ХХ веке.

Что касается последующих заключений, то опубликованные документальные материалы, касающиеся причин и обстоятельств этих событий, как и вообще жизни Авеля, весьма скудны. Приводим то, что нам известно из опубликованных документов в связи с обстоятельствами этих арестов.

Вторичное заключение Авеля в мае 1800 года последовало вследствие обнаружения у него при скандальных обстоятельствах во время присутствия его в Валаамском монастыре некоей “книги” и “листка”, написанных им самим (доклад митрополита Санкт-Петербургского Амвросия генерал-прокурору Оболь­­я­нинову ). После ознакомления с содержанием этого листка Обольяниновым последовало высочайшее повеление (со стороны Павла I) о заключении Авеля в Петропавловской крепости . Как пишет анонимный автор статьи в “Русском архиве” - “Ве­роятно к этому времени и относится предсказание Авеля о кончине Павла Первого” . Свидетельства об этом предсказании и информация об истинных причинах привоза Авеля из Валаамского монастыря в Санкт-Петербург и о его заключении в этот раз в опубликованных документах отсутствуют.

В марте 1801 г. (после смерти Павла I и воцарения Александра I) Авель переводится по распоряжению митрополита Амвросия в Соловецкий монастырь для заключения, где не позже 17 октября того же года по указу Святейшего Синода освобождается и переходит в число монашествующих этого монастыря . На основе опубликованных документов нельзя определить, ни когда Авель ушёл из Соловецкого монастыря, ни обстоятельств ухода. По словам того же анонима, “выпущенный на волю, Авель написал третью книгу с предвещанием взятия Москвы неприятелем, за что его снова заточили на многие годы в Соловецкий монастырь” . К сожалению, эту информацию анонимный автор не подкрепляет никакими документальными ссылками.

Далее он пишет, что в 1812 году Авеля извлекает из соловецкого заключения обер-прокурор Святейшего Синода князь Голицын . Освобождение Авеля последовало вследствие распоряжения императора Александра I от 17 ноября 1812 г. , после чего, как пишет этот аноним, тот начинает вести скитальческую жизнь, “проживал в Курской губернии у известного богача Никанора Ивановича Переверзева, поселялся то в Москве, в Шереметьевской больнице, то у Троицы Сергия” .

Помещённый по распоряжению святителя Филарета, митрополита Московского, в Серпуховской Высоцкий монастырь 24 октября 1823 г. , Авель в 1826 г. бежит из него , проживает опять в миру, что и послужило причиной его насильственного заключения в тюрьме Спасо-Ефимиевого монастыря “для смирения” по распоряжению Николая I в том же году ; здесь монах Авель скончался в 1831 году (о проблеме, связанной с датой его смерти, см. далее).

Если резюмировать в целом имеющиеся опубликованные документы, то среди них отсутствуют какие-либо достоверные данные о предсказаниях Авеля, которые сбывались. Такого рода информация, впрочем, могла в XIX веке изыматься при публикации по цензурным соображениям.

3. Предсказания и аресты. Воспоминания современников

Воспоминания современников дают нам следующую картину жизни и предсказаний монаха Авеля.

1) Предсказание о смерти императрицы Екатерины II и деталях её кончины. Первый арест

В рассказах А. П. Ермолова читаем: “Находясь однажды за столом у губернатора Лумпа, Авель предсказал день и час кончины императрицы Екатерины с необычайной верностью” . В воспоминаниях Д. Давыдова также говорится о точном предсказании (дня и часа!) смерти Екатерины II . Текст Давыдова слово в слово повторяет текст рассказов Ермолова. В воспоминаниях М. В. Толстого читаем: “После того он (Авель) оставил остров Валаам и перешёл в Никольский Бабаевский монастырь, здесь он составил и написал первое своё пророческое сказание: в нём предсказал он кончину императрицы Екатерины II, за что немедленно был вытребован в Петербург и заключён в каземат Петропавловской крепости. Предсказание скоро сбылось” . Аналогичную информацию о предсказании Авелем смерти Екатерины II и о последующем в связи с этим помещении его в Петропавловскую крепость находим в воспоминаниях Л. Н. Эн­гельгардта, с той лишь разницей, что, по словам Энгельгардта, арест произошёл после личной встречи с императрицей . Никаких прямых свидетельств об этом предсказании в воспоминаниях современников мы тем не менее не находим. Как мы выясним далее, Авель в связи со своим предсказанием о дате смерти Екатерины II был посажен в Шлиссельбургскую крепость, а не в Петропавловскую. Само же это предсказание, как выяснится далее, по своему содержанию было ложным и не сбылось, или мы имеем дело с несколькими его предсказаниями о времени смерти государыни, исключающими друг друга по содержанию.

2) Предсказание о кончине Павла I. Второй арест

В рассказах Ермолова читаем: “Возвратившись в Кострому, Авель тоже предсказал день и час кончины и императора Павла. Добросовестный и благородный исправник, подполковник Устин Семенович Ярлыков <…> поспешил известить о том Ермолова. Всё предсказанное Авелем буквально сбылось” . Дословно то же самое читаем в мемуарах Д. Давыдова . В мемуарах Энгельгардта читаем: “По кончине государыни (Ека­терины), император повелел, освободя его, представить к нему; тогда он ему предсказал, сколько продолжится его царствие, государь в ту же минуту приказал его опять заключить в крепость” . Обстоятельства второго заключения Авеля были совершенно иными, как мы видели выше при разборе документальных материалов. В мемуарах М. В. Толстого - “За обедом у костромского губернатора Лумпа Авель предсказал время и подробности кончины императора Павла. Заключённый в Шлиссельбургскую крепость прорицатель был скоро выпущен с прежними правами” . Как выяснилось выше из документов, Авель был при Павле Iпосажен в Петропавловскую крепость и оттуда отправился не на свободу с прежними правами, а в заключение в Соловецкий монастырь, где пребывал ещё какое-то время, возможно - около полугода в заключении.

Прямые свидетельства очевидцев о предсказаниях Авеля в материалах воспоминаний об обстоятельствах второго ареста отсутствуют. Противоречия содержания воспоминаний друг с другом и с документальными фактами очевидны.

3) Предсказание о войне с Наполеоном. Третий арест

“Через несколько лет Авель снова высказал пророчество о вступлении наполеоновских полчищ в Россию и о сожжении Москвы. За это предсказание он был заточён в Соловецкий монастырь, но оттуда ему удалось выйти на свободу, пользуясь покровительством князя А. Н. Голицына, постоянного покровителя квакеров, иллюминатов, масонов и других мистических лиц”, - писал М. В. Толстой . Л. Н. Энгельгардт: “За год до нападения французов Авель предстал пред императором и предсказал, что французы вступят в Россию, возьмут Москву и сожгут. Государь опять приказал посадить его в крепость. По изгнании неприятелей он был выпущен” . Как следует из документов, Авель был выпущен в 1812 году не из крепости, а из Соловецкого монастыря. “Монах Авель, предсказавший взятие Москвы французами, говорил, что наступит время, когда монахов сгонят в несколько монастырей, а прочие монастыри уничтожат”, - писал святитель Игнатий (Брянчанинов) . Наконец, ещё раз повторим, что, согласно анонимному автору статьи , Авель предсказывал взятие Москвы французами задолго до нашествия, за что был отправлен в Соловки на многолетнюю отсидку (см. выше). Снова в воспоминаниях современников не находим ни одного прямого свидетельства о предсказании и обнаруживаем противоречия в приводимых сведениях и несоответствие фактам приводимых сведений.

4) Предсказание о кончине Александра I, восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. и воцарении Николая I

“Он (Авель) подал прошение о принятии его в Серпуховской Высотский монастырь, куда и поступил 24 октября 1823 года. Вскоре разгласилось по Москве новое предсказание Авеля - о скорой кончине Александра I, о восшествии на престол Николая Павловича и о бунте 14 декабря. На этот раз прорицатель остался без преследования. Последнее его пророчество сбылось, как и прежние” - писал М. В. Толстой . По словам Энгельгардта, “с 1820 года уже более никто не видал его (Авеля), и неизвестно, куда он девался” . Упоминания об этом предсказании в воспоминаниях Давыдова и Ермолова отсутствуют. Снова видим противоречия в сведениях и отсутствие прямых свидетельств.

5) Предсказание о годах царствования Николая I

«Авель находился в Москве во время восшествия на престол Николая; он тогда возвестил о нём: “Змей проживёт тридцать лет”» , - писал Д. Давыдов . У прочих писателей мемуаров этот факт не упоминается.

6) Предсказание об одном обстоятельстве коронации Николая I

«Весною 1826 года он (Авель) был в Москве. Готовилась уже коронация Николая I. Графиня А. П. Каменская спрашивала его; будет ли коронация и скоро ли <…> Авель отвечал ей: “Не придётся вам радоваться коронации”. Эти слова разнеслись по Москве, и многие объясняли их в том смысле, что коронации вовсе не будет. Но значение их было совсем иное: графиня Каменская подверглась гневу Государя за то, что в одном её имении крестьяне вышли из повиновения, возмущённые жестокостию управителя, и графине воспрещён был приезд на коронацию», - писал М. В. Толстой .

Наконец в “Записках” И. П. Сахарова указывается лишь на то, что Авель записывал свои “видения на маленьких тетрадках, которых очень много по свету гуляет” .

Таким образом, среди воспоминаний современников мы не находим ни одного прямого свидетельства о предсказаниях Авеля. Противоречивость сведений, приводимых современниками Авеля, и напротив - повторение ими друг друга слово в слово и несоответствие сведений реальным фактам свидетельствуют о низком уровне достоверности этих источников.

Из всех известных по мемуарам предсказаний только одно, последнее, не имело отношения к судьбам предержащей власти. Все они, кроме двух последних, публиковались во время кризисных ситуаций в истории России: 1796 г. - конец царствования Екатерины II; 1800 г. - конец царствования Павла I; канун нашествия Наполеона (возможно - за год до вторжения, по словам Энгельгардта ); 1823–1825 гг. - канун восстания на Сенатской площади. Вопрос - чему должны были способствовать такие пророчества, звучавшие накануне драматических событий - умиротворению в государстве или сеянию смуты?

Как мы видели из воспоминаний современников и из опубликованных документов, о предсказаниях монаха Авеля и в целом о его личности достоверно известно немного. И тем не менее на основе наиболее подробно опубликованных материалов дела Тайной экспедиции 1796 года, его сочинений и некоторых других материалов, можно составить достаточно точное представление о личности этого человека.

4. Истинное лицо

Я не вор и не шпион, я вообще-то - дух.

В. Высоцкий

Я - зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором “Освободителе”, при Александре Третьем “Миротворце”, при Николае Втором “Кровавом”… Я беру недорого: сто двадцать рублей в месяц на свободе и двести - в тюрьме. Сто процентов прибавки на вредность.

И. Ильф и Е. Петров

Материалы воспоминаний свидетельствуют в основном в пользу того, что Авель был наделён даром предсказания и, возможно, был угодником Божиим. Однако его собственные писания и некоторые документы говорят об иной картине.

1 . Бесовская прелесть. Свои откровения Авель, согласно его заявлениям , получал “свыше”, слыша голоса или видя видения. Какого характера они были? При первом аресте во время допроса в Тайной экспедиции от 5 мая 1796 г. Авель высказывал сомнения в Божественности их природы и в конце допроса даже признал, что глас, повествовавший ему о царствовании Екатерины II и Павла I, был демоническим . Тем самым можно утверждать, что даже по его словам принятие им на веру упомянутого “откровения” и пророческие предсказания, которые он делал на его основе и распространял, было с его стороны как минимум проявлением легкомыслия. Впрочем, за подлинность и Божественность по крайней мере одного из своих “откровений” на допросе он стоял горой (см. ниже).

Однако в “Житии монаха Авеля”, написанном самим Авелем, судя по всему, значительно позже, отношение к откровениям, в связи с которыми он первый раз попал под следствие, снова меняется на противоположное - утверждается, что он написал книгу “мудрую и премудрую”, которая и послужила причиной его первого ареста и заключения . Заметим, что “откровения”, полученные от голоса и записанные в этой книге, действительно были причиной ареста .

О прелестном характере “откровений” Авелю высказывался и митрополит Санкт-Петербургский Амвросий, беседовавший с ним 29 мая 1800 года: “…Из разговора (с ним) я ничего достойного внимания не нашел, кроме открывающегося в нём помешательства в уме, ханжества и рассказов о своих тайновидениях, от которых пустынники даже в страх приходят. Впрочем Бог весть” .

Как известно из православно-аскетической литературы, бесконтрольное, некритическое принятие на веру демонических видений и голосов и даже просто контакты с ними часто заканчиваются для подвижника умоповреждением . Об умоповреждении Авеля говорит и цитированная выше докладная записка митрополита Амвросия. На ненормальное поведение Авеля в Петропавловской тюрьме указывает донесение коллежского советника Александра Макарова генерал-прокурору Обольянинову от 26 мая 1800 г. .

Об особенностях мышления Авеля - его умоповреждении, красноречиво свидетельствуют многочисленные опубликованные фрагменты его произведений. Приведём лишь несколько.

1 ) Фрагмент из “Жития Дадамия” - это ничто иное, как изложение своей биографии, поскольку новое имя Дадамей, по словам Авеля, было дано ему “духом”, назвавшим его также “вторым Адамом” . Наличие фантастического бреда величия, переплетённого с еретическими искажениями веры - налицо. «Он (Дадамий) находится во всех твердях и во всех небесах, во всех звездах и во всех высотах, в самом существе в них ликуя и царствуя, в них господствуя и владычествуя” <…> после этого он “воцарится на тысячу годов”, и будет тогда “по всей земли стадо едино и пастырь в них един, потом мёртвые воскреснут”» .

2 ) Грустную картину смешения грубой ереси и бредовых построений человека, потерявшего чувствительность к логическим противоречиям, видим в тексте толкований Авеля на книгу Бытие (“Книга бытия”) :

“В начале сотворены тверди и тверди, миры и миры, державы и державы, царствы и государствы, а потом и протчая вся: и творяша тако и размышляша девять годов сущих и два-десять и един духовных. В сущих годах вся размысли и вся расположи, а в духовных вся сотвори и вся утверди <…> Потом сотвори человека и выше человека и выша во всяком мире человека; и число всех сотворённых человек, елико есть число всех миров: сотвори Богочеловека по образу своему и по подобию. Сотвори их мужа и жену, имя им положи: гог и магог, Адам и Ева; гог и Адам муж есть: а магог и Ева жена его; гог и магог прежде сотворен: а потом Адам и Ева сотворены. Гог и магог и семя их до Адама жили на земли три тысячи и шесть сот годов; гогова земля и всего рода его вся старая Америка и вся новая Америка. Адамова земля и всего рода его вся Азия и вся Европа и вся Африка - сия убо земля <…> Сам гог и магог жил на земле всех лет живота своего четыреста и два года и четыре месяца, потом умре и погребён бысть. Детей всех было у них сто и двадесять и два, пол мужеск и пол женск; и жили они на земли всей жизни, как выше сказано двенадцать тыщь годов: житие их простое на подобие скотов и зверей. Закон им дан естественный, вся творяху по совести: но токмо сей род просветятся при конце века верою и благочестием. Потом же весь род гогов и весь род адамов скончаются. А восстанут другие веки и другие роды, и будут тако жить всегда и непрестанно, и тому не будет конца, ей тако. Аминь”. Заметим, что, согласно современной психопатологии, такого рода тексты говорят о наличии тяжёлого, так называемого парафренного бредового нарушения мышления.

Впрочем, судя по переписке Авеля с графиней Потёмкиной и другим письмам, мы не находим в его письмах ничего подобного . Не исключено, что мы имеем дело с письмами, написанными в состоянии ремиссии процессов, называемых в психиатрии шубообразной, или рекуррентной шизофренией. Для этих форм расстройств типично чередование светлых промежутков и периодов достаточно грубо выраженного обострения симптомов. При рекуррентной форме в светлые промежутки человек, страдающий такой формой психического расстройства, может вести себя как абсолютно здоровый человек.

Как представляется, менее вероятным, хотя и не исключённым объяснением вышеописанных особенностей мышления мо­наха Авеля, отражавшихся в его писаниях, может являться попытка целенаправленного создания им образа себя как провидца-юродивого. Наличие подлинного юродства исключается наличием грубых еретических искажений учения Церкви как в приведённых выше фрагментах, так и в других его писаниях.

2 . Лжепророчества. Мы имеем достоверные свидетельства в пользу того, что Авель был лжепророком, то есть давал именем Божиим пророчества, которые не сбывались. Приведём примеры.

1 ) В обоих вариантах автобиографии - в “Житии и страдания отца и монаха Авеля” и в тексте “Жизни и жития отца нашего Дадамия”, написанных им самим, имеется точное указание на то, что Авель-Дадамий должен прожить 83 года и 4 месяца . В исследованиях историков М. Н. Гернета и А. С. Пругавина , анализировавших архивные данные о заключённых Спасо-Ев­фи­миевого Суздальского монастыря, приводится точная дата смерти Авеля, указанная в документах монастыря - 1831 г. Дата рождения Авеля - 1757 год . Таким образом, он прожил 74 года, а не 83, как говорил он в своих пророчествах .

2 ) Генерал-прокурор князь Куракин в письме на имя императора Павла I писал о том, что митрополит Санкт-Петер­бург­ский Гавриил упрекал Авеля за его предсказания о своём будущем архиерействе .

3 ) Согласно протоколу допроса в Тайной экспедиции от 5 марта 1796 г., Авель показывал, что ему были открыты “гласом, яко боговидцу Моисею” следующие подробности царствования императора Павла I, которые ему было повелено довести до сведения императрицы и которые он, похоже, внёс и в свою пророческую книгу, содержание которой распространял: “Егда воцарится сын ея (Екатерины II) Павел Петрович, тогда будет покорена под ноги его вся земля Турецкая, и сам султан, и все греки, и будут они его данники; а 2-е, скажи ей, егда сия покорена будет и вера их лжива истребится, тогда будет единая вера и един пастырь по всей земле, тако бо есть писано в Священном Писании <…> Посемже иди и рцы смело Павлу Петровичу и двум его отрокам, Александру и Константину, что под ними будет покорена вся земля” . Целью написания книги было донести содержание указанного “пророчества” до императрицы и наследника. Противоречия его содержания историческим событиям, имевшим место позже, самоочевидны.

4 ) Во время допроса в Тайной экспедиции от 5 марта 1796 года было выяснено, что Авель предсказывал письменно о том, что “на ню (Екатерину II) сын (Павел I) восстанет”. Попытки подследственного доказать, что он писал одно, а имел в виду другое, ни к чему не привели , “пророк” оказался в итоге в Шлиссельбургской крепости, а “пророчество” не выполнилось.

5 ) В протоколах того же допроса 1796 года указывается пророчество Авеля, содержание которого было получено им “свы­ше”; на Божественности этого “откровения” он особенно настаивал даже перед лицом грозного следователя Тайной экспедиции. Цитируем Авеля: “Процарствует мати его (Павла I), Екатерина Алексеевна, всемилостивейшая наша Государыня 40 лет: ибо так мне открыл Бог” . Между тем хорошо известны годы её царствования 1762–1796 - то есть всего 34 года царствования.

Таким образом, мы видим признаки той ситуации, которая в ветхозаветные времена каралась смертной казнью. Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?”. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его (Втор 18:20–22).

3 . Ересь. Согласно донесению об Авеле генерал-поручика Заборовского графу А. Н. Самойлову от 19 февраля 1796 г., “сде­­лан был ему допрос, но без великого успеха, кроме тёмного показания о некоем еврее Феодоре Крикове, которого Авель признавал Мессиею и котораго он видел в Орле” . При допросе, осуществлённом несколько ранее преосвященным Павлом, епископом Костромским и Галичским, Авель называл себя “пред­течей Гоговым” . Епископ Павел также свидетельствовал о вере Авеля в уже состоявшееся пришествие ожидаемого иудеями Мессии в лице некоего еврея Феодора Крикова и о путешествии его для свидания с Криковым в г. Орел . Епископом Павлом взгляды Авеля были квалифицированы как ересь.

Таким образом в целом отношение Авеля к христианству предстоит пред нами как неопределённое, а какая-то связь его воззрений с иудаизмом становится почти очевидной. Проводниками и распространителями квази-иудейских идей в то время, как известно, были масоны. Заметим, что среди творений, сочинённых Авелем, находилась таблица “Планет человеческой жизни” - судя по названию, можно предполагать, что занятия астрологией были ему не чужды. На какое-то сходство взглядов Авеля и взглядов масонов указывается и в статье о нём в “Русском биографическом словаре” .

Очевидно еретический характер имеют вышеприведённые его комментарии Ветхозаветной истории происхождения человечества. Очевидно грубое повреждение догмата о первородном грехе. Эсхатологические пророчества Авеля также расходятся с православной традицией - налицо хилиастические идеи в разных вариантах. Взгляды монаха Авеля на происхождение человеческого рода и грядущие судьбы человечества напоминают некоторые талмудические предания.

4 . Антиправительственная ориентация предсказаний. Предсказания монаха Авеля, имевшие широкую огласку, согласно воспоминаниям современников (см. выше), звучали достаточно редко, при этом относились почти исключительно к грядущим событиям в политической жизни государства. При этом не может не бросаться в глаза временная связь появления этих пророчеств с кризисными ситуациями в истории России. Антиправительственный характер его предсказаний, которые могли послужить оружием в психологической антиправительственной борьбе, не может не бросаться в глаза. В 1796 г. или несколько ранее им была опубликована в самиздате в форме пророчества прямая политическая провокация против Екатерины II (“на ню (Екатерину II) сын (Павел I) восстанет”) и предсказание о грядущем благоденствии и торжестве Православия при Павле I (см. выше). Во время допроса в Тайной экспедиции 5 марта 1796 г. обсуждалась и, как тогда считали, крамольная версия о падения Петра III в результате заговора со стороны Екатерины II (“паде III император от жены своей”), изложенная в “книге” Авеля, которую тот распространял .

Если верить воспоминаниям Д. Давыдова, в 1826 г. он называет Николая I словом “змей”. Всё это заставляет предполагать, что Авель мог быть использован заинтересованными лицами для создания определённых настроений в обществе - “пророчест­вовал” ли он сам или целенаправленно распространялись слухи о его “пророчествах” до событий или постфактум.

Именно этот политически ориентированный характер его предсказаний весьма беспокоил представителей власти. Например, во время допроса 5 марта 1796 г. и даже после вынесения приговора ещё раз снова подробно обсуждалось всё, касающееся вышеупомянутого провокационного предсказания Авеля и неоднократно ставился вопрос о связях Авеля с другими лицами . Активная деятельность со стороны масонов в то время по оказанию влияния на Павла I и их ставка на него в политических планах хорошо известны (дело Новикова). Об активном участии масонов во всех политических кризисах, во время которых и в связи с которыми распространялись предсказания Авеля, свидетельствуют историки

Пророк в своем Отечестве

Авель (Василий Васильев)
18.03.1757, д. Акулово, Тульской губернии – 29.11.1841,
Спасо-Евфимьевский монастырь, церковная тюрьма, Суздаль

«Жизнь его прошла в скорбях и теснотах, гонениях и бедах, в крепостях и в крепких замках, в страшных судах и в тяжких испытаниях...»
«Житие и страдания отца и монаха Авеля», 1875.

«Оные мои книги удивительные и преудивительные, и достойны те мои книги удивления и ужаса»
Из письма монаха Авеля графине Прасковье Андреевне Потемкиной.

Пророки в нашем отечестве были и есть, да только: «как известно, Парнас наш – Елабуга, а Кастальский ручей – Колыма». Так что русским Нострадамусам приходилось тяжко. Но даже среди них таинственностью, трагизмом и удивительно точными и страшными предсказаниями выделяется монах Авель, получивший прозвище «Вещий».

Художник Андрей Шишкин

Жизнь этого монаха не умещается в обычные рамки дат рождения и смерти. Да это и не просто жизнь, а самое настоящее житие. Как сам он дерзновенно определил ее, написав в 20-е годы XIX века, лет за двадцать до смерти, «Житие и страдание отца и монаха Авеля». Дерзость в том, что жития принадлежат святым. Так что, называя так свое жизнеописание, монах как бы приравнивал себя к святым. Первым дерзнул свое бытописание назвать житием мятежный и неистовый протопоп Аввакум. Но он сознательно шел против церковных реформ и тем самым противопоставил себя церкви. Монах Авель церкви себя не противопоставлял, более того, всегда оставался глубоко верующим человеком, чтившим церковь.
Объединяли же протопопа и монаха-предсказателя твердая уверенность в своем предназначении, готовность следовать до конца по пути, определенному свыше, принимая муки и лишения. Аввакум – посылая мучителям проклятия и громовые анафемы, Авель – безропотно и терпеливо. Но оба ни на шаг, ни на слово не отступились от своих пророчеств. А за это приходится расплачиваться во все времена. Не случайно же появилось это словосочетание «житие и страдание». Пророчества Авеля касались русской истории на огромный временной отрезок – от правления Великой Екатерины до Николая II. А возможно, и далее. По некоторым утверждениям - до самого что ни на есть конца...

Но обо всем по порядку. И для начала откроем пухлый том словаря биографий Брокгауза и Эфрона: «Авель – монах-предсказатель, родился в 1757 году. Происхождения крестьянского. За свои предсказания дней и часов смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы многократно попадал в тюрьмы, а всего провел в заключении около 20 лет. По приказанию Императора Николая I Авель был заточен в Спасо-Ефимьевский монастырь, где и умер в 1841 году». Вот что писал сам о себе Авель в «Житии», напечатанном в журнале «Русская Старина» за 1875 год.


Императрица Екатерина II
художник Карл Христинек

«Сей отец Авель родился в северных странах, в Московских пределах, в Тульской губернии, Алексеевской округи, Соломенской волости, деревне Акулово, в лето от Адама семь тысяч и двести шестьдесят и пять годов (7265), а от Бога Слова в одна тысяча и семьсот пятьдесят и семь годов (1757). Зачатие ему было и основание месяца июня и месяца сентября в пятое число; а изображение ему и рождение месяца декабря и марта в самое равноденствие: и дано имя ему, якоже и всем человекам, марта седьмаго числа. Жизни отцу Авелю от Бога положено восемьдесят и три года и четыре месяца; а потом плоть и дух его обновится, и душа его изобразится, яко Ангел и яко Архангел».
«...В семье хлебопашца и коновала Василия и жены его Ксении родился сын – Василий один из девятерых детей». Даты рождения указаны самим Авелем по юлианскому календарю. По григорианскому – он родился 18 марта, – почти «в самое равноденствие». Дату своей смерти он предсказал практически точно – умер провидец 29 ноября 1841 года, прожив 84 года и восемь месяцев.

Крестьянскому сыну хватало работы по дому, и потому грамоте он стал приобщаться поздно, в 17 лет, работая на отходном промысле плотником в Кременчуге и Херсоне. Хотя «по специальности» он коновал, но как сам писал: «о сем мало внимаше». Впрочем, его постоянным длительным отлучкам на заработки есть и другая причина. О ней он позже сам поведал на допросах в тайной канцелярии: родители женили Василия против его воли на девице Анастасии, потому он и старался не жить в селении. В юные годы он переносит тяжелую болезнь. Во время болезни с ним что-то происходит: то ли было какое-то видение, то ли он дал обет в случае выздоровления посвятить себя служению Богу, но, чудом выздоровев, он обращается к родителям с просьбой благословить его на уход в монастырь. Вероятно, он и ранее был склонен к другой жизни, опять же, не случайно же по его собственным словам он «человек был простой, без всякого научения, и видом угрюмый».


граф, камергер, обершталмейстер
при дворе императора Павла I

Престарелые родители кормильца отпустить не пожелали, благословения своего Василию не дали. Но юноша уже не принадлежал себе, и в 1785 году тайно уходит из деревни, оставив жену и троих детей. Пешком, кормясь подаянием, добирается до Петербурга, падает в ноги своему барину – действительному камергеру Льву Нарышкину, служившему при дворе самого государя обершталмейстером. Какими словами увещевал беглый крестьянин своего господина, неведомо, но вольную получил, перекрестился и отправился в путь. Будущий предсказатель проходит пешком по Руси, и добирается до Валаамского монастыря. Там он принимает постриг с именем Адама. Прожив год в монастыре, он «взем от игумена благословение и отыде в пустыню». Несколько лет живет он в одиночестве, в борьбе с искушениями. «Попусти Господь Бог на него искусы великие и превеликие. Множество темных духов нападаше нань». И в марте 1787 года было ему видение: два ангела вознесли его и сказали ему:
«Буди ты новый Адам и древний отец Дадамей, и напиши яже видел еси; и скажи яже слышал еси. Но не всем скажи и не всем напиши, а токмо избранным моим и токмо святым моим; тем напиши, которые могут вместить наши словеса и наша наказания. Тем и скажи и напиши. И прочая таковая многая к нему глаголаша».*
*Цитата текста "Жития", журнал "Русская Старина", 1875 год, (прим.)

А в ночь на 1 ноября 1787 года («...в лето от Адама 7295») было ему еще одно «дивное видение и предивное», длившееся «не меньше тридесяти часов». Поведал ему Господь о тайнах будущего, велев донести предсказания эти народу: «Господь же... рече к нему, сказывая ему тайная и безвестная, и что будет ему и что будет всему миру». «И от того время отец Авель стал вся познавать и вся разуметь и пророчествовать».


Тишина (Монах на Валааме)
художник Татьяна Юшманова

Покинул он пустынь и монастырь и пошел странником по земле православной. Так начал вещий монах Авель путь пророка и предсказателя. «Ходил он тако по разным монастырям и пустыням девять годов», пока не остановился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. Вот там, в крохотной монастырской келье, и написал он первую пророческую книгу, в которой предсказал, что царствующая императрица Екатерина II скончается через восемь месяцев. Показал эту книгу настоятелю новоявленный предсказатель в феврале 1796 года. И поехал вместе с книгой к епископу Костромскому и Галицкому Павлу, поскольку настоятель решил, что у того сан поболе и лоб повыше, пускай разбирается.

Епископ прочитал и постучал по лбу посохом. Конечно же, Авелю, дополнив свое мнение выразительной фразой, которая в подлиннике до нас не дошла, видимо, никто такое количество бранных слов записать не решился. Епископ Павел посоветовал провидцу забыть о написанном и возвращаться в монастырь – грехи замаливать, а перед тем указать на того, кто научал его такому святотатству. Но «Авель говорил епископу, что книгу свою писал сам, не списывал, а сочинял из видения; ибо, будучи в Валааме, пришед к заутрени в церковь, равно как бы апостол Павел восхищен был на небо и там видел две книги и что видел, то самое и писал...».
Епископа перекосило от такого святотатства – надо же, пророк сиволапый, на небо он был «восхищен», с пророком Павлом себя сравнивает! Не решившись просто уничтожить книгу, в которой были «различные царские секреты», епископ накричал на Авеля: «Сия книга написана смертною казнию!» Но и это не образумило упрямца. Вздохнул епископ, сплюнул, чертыхнулся сгоряча, перекрестился, вспомнил об указе от 19 октября 1762 года, который за подобные писания предусматривал расстриг из монахов и заключение под стражу. Но тут же всплыло в голове епископа, что «темна вода во облацех», кто его знает, этого пророка. Вдруг и впрямь ему что-то тайное ведомо, все же пророчествовал не кому-то, самой императрице. Епископ Костромской и Галицкий ответственности не любил, потому сплавил упрямого пророка с рук на руки губернатору.


губернатор, генерал-поручик,
государственный деятель

Губернатор, ознакомившись с книгой, не пригласил автора к обеду, а дал ему по физиономии и посадил в острог, откуда бедолагу под строгим караулом, чтобы по дороге речами неразумными и предсказаниями бредовыми людей не смущал, доставили в Петербург. В Петербурге нашлись люди, искренне заинтересовавшиеся его предсказаниями. Они служили в Тайной Экспедиции и старательно записывали все сказанное монахом в протоколы допросов. Во время допросов следователем Александром Макаровым простодушный Авель ни от одного своего слова не отказался, утверждая, что мучался совестью девять лет, с 1787 года, со дня видения. Он желал и боялся «об оном гласе сказать Ея Величеству». И вот в Бабаевском монастыре все же записал свои видения.
Если бы не царская фамилия, скорее всего, запороли бы провидца или сгноили в глухих монастырях. Но поскольку пророчество касалось царственной особы, суть дела доложили графу Самойлову, генерал-прокурору. Насколько важно было все, касавшееся коронованных особ, следует из того, что граф сам прибыл в Тайную Экспедицию, долго беседовал с провидцем, склоняясь к тому, что перед ним юродивый. Он беседовал с Авелем «на высоких тонах», ударил по лицу, кричал на него: «Как ты, злая глава, смел писать такие слова, на земного бога?» Авель стоял на своем и только бубнил, утирая разбитый нос: «Меня научил секреты составлять Бог!»

После долгих сомнений решили все же доложить о предсказателе царице. Екатерине II, услышавшей дату собственной кончины, стало дурно, что, впрочем, в данной ситуации не удивительно. Кому бы при таком известии хорошо стало?! Поначалу она «за сие дерзновение и буйственность» хотела казнить монаха, как и предусматривалось законом. Но все же решила проявить великодушие и указом от 17 марта 1796 года «Ея Императорское Величество... указать соизволила оного Василия Васильева... посадить в Шлиссельбургскую крепость... А вышесказанные писанные им бумаги запечатать печатью генерал-прокурора, хранить в Тайной Экспедиции».
В сырых шлиссельбургских казематах пробыл Авель десять месяцев и десять дней. В каземате он узнал потрясшую Россию новость, о которой ему давно было ведомо: 6 ноября 1796 года, в 9 часов утра, скоропостижно скончалась императрица Екатерина II. Скончалась точно день в день согласно предсказанию вещего монаха.


Император Павел I
художник Степан Щукин

На трон взошел Павел Петрович. Как всегда по смене власти менялись и чиновники. Сменился и генерал-прокурор Сената, этот пост занял князь Куракин. Разбирая в первую очередь особо секретные бумаги, он натолкнулся на пакет, запечатанный личной печатью генерал-прокурора графа Самойлова. Вскрыв этот пакет, Куракин обнаружил в нем ужасным почерком записанные предсказания, от которых у него волосы дыбом встали. Более всего поразило его сбывшееся роковое предсказание о смерти императрицы. Хитрый и опытный царедворец князь Куракин хорошо знал склонность Павла I к мистицизму, потому «книгу» сидевшего в каземате пророка он преподнес императору. Немало удивленный сбывшимся предсказанием Павел, скорый на решения, отдал приказ, и 12 декабря 1796 года поразивший воображение монарха, пахнущий плесенью шлиссельбургского каземата, предсказатель предстал пред царственные очи...
Одним из первых, встречавших Авеля, оставил об этом письменное свидетельство не кто иной как А. П. Ермолов. Да, да, тот самый Ермолов, будущий герой Бородина и грозный усмиритель мятежного Кавказа. Но это потом. А пока опальный будущий герой, отсидевший по ложному навету три месяца в Петропавловской крепости, был сослан в Кострому. Там и встретился А. П. Ермолов с таинственным монахом. Встреча эта, к счастью, сохранилась не только в памяти Ермолова, но и была запечатлена им на бумаге. «...Проживал в Костроме некто Авель, который был одарен способностью верно предсказывать будущее. Однажды за столом у костромского губернатора Лумпа Авель во всеуслышание предсказал день и ночь кончины императрицы Екатерины II. Причем с такой поразительной, как потом оказалось, точностью, что это было похоже на предсказание пророка. В другой раз Авель объявил, что намерен поговорить с Павлом Петровичем, но был посажен за сию дерзость в крепость. Возвратившись в Кострому, Авель предсказал день и час кончины нового императора Павла I. Все предсказанное Авелем буквально сбылось».


Алексей Петрович Ермолов
художник Джордж Доу

Как уже говорилось, наследник престола Павел I был склонен к мистике и не мог пройти мимо страшного предсказания, сбывшегося с ужасающей точностью. 12 декабря князь А. Б. Куракин объявил коменданту Шлиссельбургской крепости Колюбякину прислать в Петербург арестанта Васильева.
Аудиенция была длительной, но проходила с глазу на глаз, и потому точных свидетельств о содержании беседы не сохранилось. Многие утверждают, что именно тогда Авель со свойственной ему прямотой назвал дату смерти самого Павла и предсказал судьбы империи на двести лет вперед. Тогда же, якобы, и появилось знаменитое завещание Павла I.
В некоторых статьях, посвященных провидцу, приводится его предсказание Павлу I: «Коротко будет царствование твое. На Софрония Иерусалимского (святой, день памяти совпадает с днем смерти императора) в опочивальне своей будешь задушен злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. Сказано бо в Евангелии: "Враги человеку домашние его".» Последняя фраза – намек на участие в заговоре сына Павла – Александра, будущего императора.

Думаю, исходя из дальнейших событий, вряд ли Авель предсказал Павлу его гибель, потому как император проявил к нему искренний интерес, обласкал, выказал свое расположение и даже издал 14 декабря 1796 года высочайший рескрипт, повелевавший расстригу Авеля по его желанию постричь в монахи. Тогда-то вместо имени Адам он принимает имя Авель. Так что данное предсказание – чистой воды литература, никакими свидетельствами современников не подкрепленное. Все прочие предсказания вещего монаха подтверждаются протоколами допросов, свидетельствами современников.


художник Архип Куинджи

Некоторое время монах Авель жил в Невской Лавре. В столице пророку скучно, он отправляется на Валаам. Потом неожиданно вечный затворник появляется в Москве, где проповедует и прорицает за деньги всем желающим. Потом так же неожиданно уезжает обратно на Валаам. Оказавшись в более привычной среде обитания, Авель тут же берется за перо. Он пишет новую книгу, в которой предсказывает... дату смерти приласкавшего его императора. Как и в прошлый раз, прятать предсказание он не стал, ознакомив с ним монастырских пастырей, которые по прочтении перепугались и отослали книгу Петербургскому митрополиту Амвросию. Следствие, проведенное митрополитом, выдает заключение, что книга «написана тайная и безвестная, и ничто же ему не понятна». Сам митрополит Амвросий, не осиливший расшифровку предсказаний вещего монаха, в отчете обер-прокурору Святейшего Синода доложил: «Монах Авель, по записке своей, в монастыре им написанной, открыл мне. Оное его открытие, им самим написанное, на рассмотрение Ваше при сем прилагаю. Из разговора же я ничего достойного внимания не нашел, кроме открывающегося в нем помешательства в уме, ханжества и рассказов о своих тайновидениях, от которых пустынники даже в страх приходят. Впрочем, Бог весть». Митрополит переправляет ужасное предсказание в секретную палату...

Книга ложится на стол Павлу I. В книге содержится пророчество о скорой насильственной смерти Павла Петровича, о которой при личном свидании монах либо благоразумно промолчал, либо ему еще не было откровения. Указывается даже точный срок смерти императора, – якобы смерть ему будет наказанием за невыполненное обещание построить церковь и посвятить ее архистратигу Михаилу, а прожить государю осталось столько, сколько букв должно быть в надписи над воротами Михайловского замка, строящегося вместо обещанной церкви. Впечатлительный Павел разъярен и отдает приказ засадить прорицателя в каземат. 12 мая 1800 года Авель заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Но сидеть ему там недолго – тучи вокруг венценосной головы Павла сгущаются. Юродивая Ксения Петербургская, предсказавшая, как и Авель, смерть Екатерины II, пророчествует по всему городу то же, что и Авель, – срок жизни отпущен Павлу I в количестве годов, совпадающем с количеством букв в библейской надписи над воротами. Народ валом валил к замку, – считать буквы. Букв было – сорок семь.

Обет, нарушенный Павлом I, опять же был связан с мистикой и видением. Караульному в старом Летнем дворце елизаветинской постройки, явился архистратиг Михаил и повелел построить на месте старого дворца новый, посвященный ему, архистратигу. Так говорят легенды. Авель же, провидевший все тайные явления, упрекал Павла в том, что архистратиг Михаил повелел построить не замок, а храм. Таким образом, Павел, построив Михайловский замок, возвел вместо храма дворец для себя. Хотя в роскошных залах дворца, казалось, оживали библейские мотивы на расшитых золотом и серебром гобеленах. Великолепный паркет Гваренги блестел своими изящными линиями. Вокруг дворца царили тишина и торжественность. В дворцовых залах был разлит мягкий неяркий свет.
Известно и явление Павлу его прадеда – Петра Великого, дважды повторившего ставшую легендарной фразу: «Бедный, бедный Павел!» Все предсказания сбылись в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. «Бедный, бедный Павел» скончался от «апоплексического удаpa», нанесенного в висок золотой табакеркой. Царствовал «русский Гамлет» четыре года, четыре месяца и четыре дня, не дожив даже до сорока семи лет, родился он 20 сентября 1754 года.
Как говорят, в ночь убийства с крыши сорвалась огромная стая ворон, огласив вселяющими в сердца ужас криками окрестности замка. Утверждают, что так происходит каждый год в ночь с 11 на 12 марта.
Пророчество вещего монаха сбылось опять(!) через десять месяцев и десять дней. После смерти Павла I Авеля выпустили, спровадив под строгий надзор в Соловецкий монастырь, запретив покидать его. Но запретить волхвовать вещему монаху не может никто.