План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе. Как организовать сюжетно-ролевую игру в подготовительной группе

Цель: побуждать детей более широко использовать в игре знания о труде людей в супермаркете. Создание условий для гендерной социализации дошкольников в игровой деятельности. Закреплять знания о женских и мужских ролях. Формировать положительное отношение между детьми, умение считаться с мнением товарищей. Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, вежливость, привычку играть сообща.

Предварительная работа. Экскурсия в магазин. Беседы о труде людей работающих в магазине, наблюдение за их трудом. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность: лепка из солёного теста хлебных изделий,ручной труд: изготовление кошельков, денег, конфет,коробок,накладных и т.д.

Материал: кубы, муляжи фруктов и овощей, полки, корзинки, весы, касса, кошельки, деньги, материал для фасовки, тележка, машина, рации, игрушки, фартуки, халаты, кепки, совок, пакеты, бейджики, игрушки.

Ребята, я знаю, что вы очень любите играть. Я предлагаю поиграть в игру,

а какую узнаете по загадке:

Кто продукты продаёт,

Дельный нам совет даёт?

За прилавком он стоит,

Взвешивая, говорит:

Очень вкусные сардельки,

Сто рублей с вас, три копейки.

О ком эта загадка? (о продавце) . Где работает продавец? (в магазине). Так,

в какую игру мы будем играть? (в магазин). Сейчас все необходимые товары

можно купить в одном магазине. Как он называется? (супермаркет). Кто ра-

ботает в супермаркете?(директор, менеджер, продавец-консультант, кассир,

фасовщик, грузчик, охранник, водитель, уборщица). Вот сколько людей раз-

ных профессий работает в супермаркете. Какие из этих профессий мужские?

Для того чтобы открыть супермаркет нам нужен директор. В чём заключа-

ется его работа? (руководит процессом внутри магазина). Каким должен быть

директор? (умным, справедливым, честным). Посоветуйтесь, кто из вас мо-

жет стать директором (дети выбирают).

Какую работу в супермаркете выполняет менеджер? (изучает товар, какой

больше нравится покупателям, почему. Договаривается о покупке товаров у

производителей, подписывает договора. Следит за тем, чтобы товар привезли

вовремя). Менеджера предлагаю выбрать считалкой. Кто хочет?

Для работы в супермаркете нужен и кассир. Чем он занимается? (оформ-

ляет чек за покупку, принимает деньги за товар, даёт сдачу). Какими качест-

вами должен обладать кассир? (честность, доброжелательность, вежливость).

Кто из вас хочет быть кассиром?

Что делает водитель? (выполняет заказы на доставку товара). Выберите

водителя.

Что входит в обязанности охранника? (следит за порядком в магазине,

чтобы не было посторонних предметов). Кто из вас будет выполнять роль

охранника?

Какие профессии мы ещё не распределили? (продавец-консультант, фа-

совщик, грузчик, уборщица). Посоветуйтесь, кто из вас будет выполнять эти

роли. (Дети распределяют роли между собой).

Ну вот, мы выбрали тех, кто сегодня будет работать в супермаркете. Есть

дети, которые остались без роли? Я предлагаю вам стать покупателями.

А теперь давайте займёмся оформлением магазина (дети выстраивают

витрины, раскладывают товар, оформляют кассу и кабинет директора).

Всё готово к открытию магазина? Займите свои рабочие места.

Добрый день!

В приятный час!

Очень рады видеть вас!

Проходите в отделы, посмотрите!

Ничего не пропустите.

Правила у нас такие:

Везде вежливость царит:

«Спасибо», «пожалуйста» - каждый говорит.

Проходите, будем рады, пусть покупателям не будет преграды.

Наши двери открыты для всех,

С нами ждёт вас удача, успех!

Разыгрываются игровые действия.

1покупатель входит в магазин.

Продавец-консультант. Здравствуйте. Я продавец-консультант Мария. Чем

могу вам быть полезна?

Покупатель. Будьте добры, помогите подобрать подарок моей дочери. У меня

300 рублей.

Продавец-консультант. А сколько ей лет?

Покупатель. Ей 2 года. Она очень смышленая.

Продавец-консультант. Вашему вниманию предлагается большой выбор иг-

рушек, которые способствуют развитию любознательности и воображению.

Чем больше будет игрушек у вашего малыша, тем шире будет его кругозор.

Все игрушки сделаны из экологически чистых материалов. Я предлагаю вам

эту матрёшку. Она практичная и стоит 300 рублей.

Покупатель. Спасибо, вы мне очень помогли.

Продавец-консультант. Пожалуйста, проходите к кассе для оплаты. До сви-

Кассир. С вас 300 рублей.

Покупатель. Возьмите пожалуйста.

Кассир. Спасибо за покупку. Приходите ещё. До свидания!

2 покупатель.

Продавец-консультант. Здравствуйте. Что бы вы хотели у нас приобрести?

Покупатель. Мне нужна коробка вкусных конфет. У меня 100 рублей.

Продавец-консультант. Возьмите эти конфеты. Они вкусные и недорогие.

Покупатель. А когда в продажу поступили яблоки?

Продавец-консультант. В среду. Смотрите какие они красивые и свежие.

Покупатель. Спасибо.

Кассир. С вас 75 рублей.

Покупатель. Возьмите.

Кассир. Ваша сдача. Спасибо за покупку. До свидания.

3 покупатель.

Охранник. Извините, в магазин с пакетом нельзя. Оставьте его в камере хра-

Покупатель. Простите, я забыла.

Продавец-консультант. Добрый день. Вам что – то подсказать?

Покупатель. Здравствуйте. Я ищу чай. Где он у вас находится? Ко мне при-

дут гости. Помогите, пожалуйста, выбрать чай.

Продавец-консультант. Давайте пройдём в отдел. Я предлагаю чай «Липтон».

У него хороший вкус, аромат.

Покупатель. Спасибо.

Продавец-консультант. Желаю хорошо отдохнуть.

Кассир. Здравствуйте. С вас 150 рублей.

Покупатель. Возьмите, пожалуйста. А у вас есть пакеты?

Кассир. Да. Вам большой или маленький?

Покупатель. Маленький.

Кассир. С вас ещё 2 рубля. Спасибо за покупку. Приходите ещё.

Сигнал машины.

Охранник. Ирина Петровна, приехала машина с товаром, примите, пожалуй-

Менеджер. Спасибо. Уже иду.

Здравствуйте, Артём (обращается к водителю). Почему вы задержались?

Водитель. Здравствуйте, Глеб Васильевич. У машины спустило колесо. Я его

менял, поэтому приехал поздно. Примите, пожалуйста, ваш заказ.

Менеджер. Давайте накладную, проверим. Всё правильно.

Данил (обращается к грузчику), поступил товар. Разгрузите машину и от-

правьте конфеты на фасовку.

Грузчик. Глеб Васильевич, а куда молочную продукцию?

Менеджер. Пожалуйста, сразу в торговый зал.

Торговый представитель: Здравствуйте, можно к вам? Вы директор?

Директор: Да, я директор, Кирилл Алексеевич.

Торговый представитель: Я, Тимофей Сергеевич, торговый представитель

фирмы «Славянка». Хочу предложить вам большой ассортимент нашей про-

Директор: Я сейчас приглашу нашего менеджера, она сделает заявку. Скоро

праздник, нам надо расширять ассортимент товаров (звонит). ИГлеб Васильевич, зайдите ко мне, пожалуйста.

Менеджер: Кирилл Алексеевич, вызывали?

Директор: Присаживайтесь, вот торговый представитель «Славянки». Нам

предлагают большой выбор продукции со складов. Выберите, что нам нужно.

Менеджер: Нам необходимо 5 кг. конфет «Белочка», 3 кг. «Коровки», короб

молочного шоколада. Когда вы сможете привезти заказанную продукцию?

Торговый представитель: На следующей неделе вас устроит?

Менеджер: Да.

Торговый представитель: Договорились. Было приятно с вами сотрудничать.

До свидания.

Директор и менеджер: До свидания.

Наша игра подошла к концу. Вам понравилось играть? Почему? (ответы де-

тей). Я наблюдала за вами во время игры, правильно выполнили свои роли,

вежливо обращались с просьбами друг к другу, возможно, когда вы подрас-

тете, кто-то из вас будет работать в супермаркете. А в следующий раз, ребята, мы поиграем с вами в сюжетно-ролевую игру »Больница» и узнаем много нового о профессии врача.

Анастасия Евгеньевна Таратухина
Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Больница»

«Больница »

ЗАДАЧИ : Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.

АТРИБУТЫ : дидактическое пособие «Чудо дерево» ; игрушки : кукла, мишка, зайка, кошка; шапочки, халаты детские; градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп.

Дети входят в группу . У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки.

Ход игры:

Воспитатель :

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

Воспитатель : Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло. Достанем и узнаем. Чего-то очень много там. Воспитатель снимает с ветки мешочки и даёт каждому ребёнку. Воспитатель открывает свой мешочек, а в мешочке….

Загадка :

Кто у постели больного сидит ?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор)

Воспитатель : Правильно, ребята, это доктор.

Работа врача очень нужна и очень важна

В городе каждом и в селах – повсюду

Трудятся добрые, чуткие люди.

Если внезапно случится беда, Врач, мед. Сестра вам помогут всегда. А нашу мед. Сестру как зовут?

А теперь посмотрим, что у вас в мешочках? (Дети достают из мешочков медицинские принадлежности, рассматривают и называют их.)

1. Йод хороший, Йод не злой. Зря кричишь ты : «Ой-ой-ой!» , Чуть завидев с йодом склянку. Йод слегка, конечно жжет, Но быстрее заживает, Йодом смазанная ранка.

2. Шприц. Я уколов не боюсь, Если надо уколюсь. Ну, подумаешь, укол, укололся и пошел.

3. Градусник. Я под мышкой посижу, И, что делать, укажу - Или разрешу гулять, Или уложу в кровать.

4. Никогда не унываю И улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины А, В, С.

5. Заболел, температура? Тебе нужна сейчас микстура.

6. Без аппарата фонендоскоп Врач не услышит внутри у нас звук.

7. Пипетка доктору нужна, Чтоб закапывать злаза.

8. Горчичник – сеятель здоровья Узнал я о нем от врача.

9. Зеленка. От ветрянки и для ран

Лечит чудо-препарат.

Рад ему любой солдат.

Воспитатель : Ребята, слышите, кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей? (кто-то из детей выполняет роль)

Сабина : Наша кукла заболела.

Утром даже не поела.

Еле глазки открывает,

Не смеётся, не играет.

Целый день она молчит,

Даже «мама» не кричит.

Воспитатель : Давайте спросим Машу что у нее болит, где у нее болит? (Дети спрашивают.)

Сабина : у нее вот тут болит.

Воспитатель : Что болит у Маши?

Дети : Голова.

Воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит горлышко. Ребенок жалуется : ей даже больно глотать !

Воспитатель : Надо срочно что-то делать. Как помочь Маше? Чем помочь?

Я придумала. Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я - доктор. Здесь у меня больница , мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы для уколов, бинт.

Воспитатель : Как будем лечить Машу?

Дети начинают предлагать : измерить температуру, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех.

Воспитатель : Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне.

Здравствуйте, больной ! Проходите, садитесь! Что у вас болит. голова, горлышко?

Воспитатель : Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя. В лёгких чисто. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире, скажи «а-а-а-а» . Ещё нужно температуру измерить - поставим ей градусник. У нашей куклы - ангина. Дадим ей таблетки и побрызгаем горлышко.

Ребенок : Спасибо, доктор!

Ожила вдруг кукла снова,

Вот теперь она здорова!

Может глазками моргать.

Наклоняясь, маму звать.

Воспитатель : Маша, а чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать зарядку.

Физ. минутка

Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.

Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждёт, (повороты вправо-влево)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружили. (шаг на месте или с продвижением)

Видим, скачут по опушке

Две зеленые лягушки : (полуприсядания)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок. (прыжки на двух ногах)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись (наклоны вправо влево)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились. (потягивания)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно :

Вместе раз, это брасс, (круги руками вперед и назад)

Одной, другой – это кроль (рывки руками)

Качаясь на волне мы плывем на спине. (новороты с наклонами вправо-влево)

Вот так руками покрути и,

Как дельфин, плыви. («Мельница» )

Вышли на берег крутой,

Повертели головой,

Влево вправо посмотри, (повороты вправо-влево)

И домой быстрей беги. (бег на месте)

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за воспитателем слова.)

Воспитатель : А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач. Костя, давай ты, теперь будешь врач. Надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Диана будет медсестрой, она будет лечить больных : ставить уколы, давать таблетки.

Воспитатель : Данил, а давай, как будто заболел зайка и тоже в больницу пришёл .

Даниил : Зайка ушко простудил -

Форточку закрыть забыл.

Нужно доктора позвать

И лекарства зайке дать.

Воспитатель : Что болит у зайки? Как ему поможем? (ответы детей) . Доктор слушает больного , смотрит его горло и говорит какие лекарства нужны (мед. сестра меряет температуру и дает витамины, ухо бинтует.

Воспитатель : Костя, мишка тоже заболел.

Злата : Плачет мишка-медвежонок.

Уколол его ежонок

Прямо в носик черный

Лесовик проворный

Воспитатель : Что болит у Мишки? Как ему поможем? (ответы детей) . Доктор осматривает нос, а мед. сестра мажет мазью нос и бинтует.

Воспитатель : Костя, кошка Мурка тоже заболела.

Егор : Несчастная кошка поранила лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Нам нужно к врачу поскорей поспешить

Воспитатель : Что болит у Мурки? Как мы ей поможем? (ответы детей) . Доктор осматривает лапу, а мед. сестра мажет йодом рану и бинтует лапу.

Воспитатель : Костя, игрушка Кирилла тоже заболела.

Кирилл : У моей игрушки

Заболели ушки.

Очень жаль ее, до слёз,

Я к врачу её принес.

Воспитатель : Что болит у Игрушки? Как мы ей поможем? (ответы детей)

(Игра продолжается с псом, с куклой Юлькой, с уткой)

Никита : Заболел мой верный друг.

Не играет и не лает,

Нос горячий, словно печка,

И понятно, что пора

Принимать нам срочно меры

Чтобы вылечить нам пса.

Милена : Моя Юлька заболела-

Да еще начался грипп.

Ярослав : Сидит Утенок сам не свой,

Качает тихо головой,

Его понять никто не может,

А может, врач ему поможет?

Заключение Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли своим игрушкам, всех вылечили! Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли? (в доктора) . Правильно! Без каких инструментов доктор не может проводить осмотр больного ?

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад !

1)Занимательная игра «Лабиринт»

(1 человек)

Цель: активировать мыслительную деятельность, формировать волевые качества личности.

Ход: Шарик просит тебя о помощи. Он закопал свою кость и не может её найти. Он бегал в разные стороны, но что-то никак не получается. Поможем ему?

Ты должен взять фломастер и рисовать путь, по которому можно пройти к косточке. Прежде чем идти, нужно сказать в какую сторону отправишься. Можешь приступать.

Как здорово, ты проложил дорогу к косточке. Шарик благодарен тебе, теперь он сможет полакомиться любимой костью.

2) Психотехническая игра «Собери картинку»

Форма проведения: индивидуально.

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, образного мышления.

Ход: У меня для тебя есть красивые картинки, но они необычные. Их нужно сложить самому, так, чтобы получилась целая картинка.

Молодец, у тебя получилась! Что за картинка перед тобой?

Попробуем еще? (предлагается еще 2-3 картинки)

3)Психотехническая игра: «Карлики и великаны»

Форма проведения: фронтально.

Цель: Развивать внимание детей.

Ход: -Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Карлики и великаны» . Когда я вам говорю КАРЛИКИ – вы должны присесть, когда говорю ВЕЛИКАНЫ – встать. И так, раз два, три, начало игры.

Молодцы ребята, вы были внимательными, но не всегда! Чтобы выполнить задание нужно было внимательно слушать что я вам говорю.

4) Развлекательная игра: «Змея» .

Форма проведения: фронтально.

Цель: доставить детям радость.

Ход: -Ребята, я хочу вам предложить поиграть в интересную игру, которая называется «Змея» . Я – голова змеи. Мне нужен хвост. Я пошла его искать.

Я змея, змея, змея, я иду, иду, иду. Хочешь стать моим хвостом? Держись за меня. (когда все дети задействованы, назначаю другого ведущего)

Теперь я назначаю Кристину головой змеи. Кристина, ищи свой хвост.

5) Развлекательная игра: «Мы охотимся на льва»

Форма проведения:

Цель:

Ход: Сегодня, я вам предлагаю пойти на охоту! Знаете на кого? На льва! Вперед за мной?

Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
У нас огромное ружье
И подзорная труба.

Ой! А что это?
А это – поле: топ-топ-топ. Прошли мы через поле.
Ой! А что это?
А это – болото: чав-чав-чав. Ура! Идем дальше!

Ой! А что это?

А это море: буль-буль-буль. Поплыли! Ну вот и море позади!
Ой! А что это?
А это тропинка: шур-шур-шур. Ой, а что это? Это гора: Под ней не проползти.
Над ней не пролететь.

Ее не обойти, ааааа, есть дорожка напрямик,
Вышли на полянку.
Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем.
Дети «трогают» воображаемого льва.

«Да это же лев! Ой, мамочки!» – испугались его и побежали домой.
Через гору бегом! По тропинке: шур-шур-шур.
По морю: буль-буль-буль.
По болоту: чав-чав-чав.

По полю: топ-топ-топ.
Прибежали домой.
Дверь закрыли.
Ух! (на выдохе) Устали.

Молодцы ребята нас лев не догнал!

Мы говорим – “игра”, подразумеваем – “детство”.

Известно, что игра является традиционной ведущей деятельностью дошкольника. Учебная деятельность (а в педагогическом процессе она занимает весомую часть времени) таковой не является, следовательно не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребёнка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими. Учебная деятельность проистекает из игры, они взаимно переходят друг в друга и нет оснований для их противопоставления.

Включение игр в обучение слабовидящих детей повышает его эффективность, так как игра:

  • создаёт позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
  • непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребёнка;
  • способствует раскрепощению детей, стимулирует к поиску творческих решений.

Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребёнок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определённую роль, дошкольник создаёт особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребёнка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью.

Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.

Вашему вниманию предлагается конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие по времени” в подготовительной группе детского сада для детей с нарушением зрения.

Конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие по времени” в подготовительной группе.

Задачи:

  • Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о развитии жизни на земле (от динозавров к современному человеку).
  • Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.
  • Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
  • Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
  • Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.
  • Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.
  • Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
  • Развивать глазомер детей, способствовать снятию зрительного утомления с глаз.

Информационная часть: раскрашивание детьми динозавров, мамонтов, “древних людей”; изготовление из папье-маше яйца динозавра; чтение глав из книги “Энциклопедия для дошкольника”, посвящённых эпохе динозавров; рассматривание сквозь стереоочки книги о динозаврах “Волшебные картинки”; беседы о Времени, о Космосе, о динозаврах; конструирование из бумаги деревьев, травы и т.д.

Атрибуты: бейджи, пульт управления, карта полёта, наушники. Для исполнения роли повара (“тубы с провизией”), роли врача (походная аптечка, витамины), учёным – пробирки, кисточки, лупа; журналистам – фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой; астронавту – скафандр, шланг; спасателям – лазерные пистолеты; звукозаписи пуска ракеты, пения птиц; видеокассета “Динозавр” (момент с яйцом динозавра, с падением метеорита). Картины, нарисованные детьми (динозавры, мамонт, древние люди); вода, стаканчики; телевизор, видеомагнитофон; наглядные пособия: яйцо, в нём динозавр, кости динозавров; ножницы, бумага, резинки; песок, вода; рисунки динозавров в яйце.

Активизация словаря: учёные-палеонтологи; метеорит; метеоритный дождь; названия динозавров; древние люди; мамонты; извержения вулкана и т. д.

Индивидуальная работа по зрению: снятие зрительного напряжения у Ильи и Данила.

Создание проблемной ситуации:

“Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй
Всех принимаем и не обижаем
А кто опоздает –
В небо улетает”.

Раздаётся сигнал “стук сердца”.

– Что вы думаете это такое?

Дети размышляют. Воспитатель включает отрывок из видеофильма “Динозавр”, когда яйцо попадает в беду.

– Ребята, по-моему этот стук сердца раздавался из яйца. Кто бы это мог быть?

– Наверное, яйцо попало в беду и ещё не родившийся динозаврик посылает нам сигналы бедствия, чтобы мы спасли его.

– Когда же жили динозавры? (В далёком прошлом.)

– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)

– А завтра где будем? (В будущем.)

Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет
И его не знают люди”.

– Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д.)

– Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Каким он должен быть? Кого вы предлагаете? (Выборы участников).

– Людей каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет; учёных – Какие учёные изучают динозавров? (учёные-палеонтологи); тележурналистов – они снимут фильм о жизни динозавров в прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; спасателей – мы не знаем какие опасности подстерегают нас в прошлом; астронавта – во время остановки во времени он будет выходить из корабля, т.к. у нас есть только один скафандр с запасом воздуха; остальные дети и я будем туристами).

– Приступить к строительству машины времени! (Дети строят машину времени, одновременно, взяв на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению запасаясь необходимым материалом).

Полёт. Во время полёта руководитель полёта переговаривается со штурманом, отдаёт команды, врач выдаёт всем витамины.
Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь три остановки, после которых машина вернётся домой в настоящее.

Руководитель полёта: Обьявляю, трёхминутную готовность!

Штурман: Есть трёх минутная готовность!

Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?

Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!

Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.

Штурман– Есть пуск! (Запись пуска ракеты).

Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?

Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!

Руководитель полёта: Предлагаю сделать первую остановку во времени. Астронавту приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих местах.

Дети помогают астронавту выйти из корабля. Астронавт берёт пробы воды и воздуха, находит картину с изображением древних людей, возвращается на корабль. На корабле происходит обсуждение того, что увидел астронавт в прошлом, пробуют воду, рассматривают воздух в пробирке, делают вывод, что вода пригодна для питья, а воздухом можно дышать. Полёт продолжается дальше.

Руководитель полёта: Полёт продолжается!

Штурман: Есть продолжить полёт!

Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).

Руководитель полёта: Приготовиться к остановке во времени!

Штурман: Есть, остановка во времени!

Руководитель полёта: Стоп машины!

Штурман: Есть стоп машины!

Руководитель полёта: Спасатели выходят первыми, за ними приготовиться к высадке экипажу!

Спасатели выходят из корабля, осматривают местность, докладывают командиру о том, что опасности нет, экипаж может выходить. Дети рассматривают изображённого на картине мамонта, фотографируют его, возвращаются на корабль. Полёт продолжается. Рассматривают мамонта, сравнивают его со слоном, делают вывод: слоны – это предки мамонтов, а древние люди – это наши предки.

Руководитель полёта: Приближаемся к конечной цели нашего полёта! Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Задание экипажу: обследовать планету и доложить о том что увидели (Дети рассказывают о том, что эту планету населяют динозавры, они нашли яйца динозавров).

Руководитель полёта даёт задание учёным-палеонтологам найти останки динозавров в земле, в воде; остальному экипажу помочь родиться детёнышам динозавров (вырезают из бумаги), а так же приготовить для динозавров траву и растения (делают из бумаги). Тележурналисты всё снимают на видеокамеру, фотографируют, записывают.
Воспитатель обращает внимание на то, что в то время, когда жили динозавры часто происходили извержения вулканов, предлагает посмотреть, как это происходило (показывает опыт).

Руководитель полёта: А куда же исчезли динозавры?

Дети излагают свои версии. Воспитатель показывает на видео падение метеорита, метеоритный дождь. Он предупреждает, что становится опасно и нам надо возвращаться на корабль. Дети забирают с собой маленького динозаврика, свои находки и возвращаются на корабль.

Руководитель полёта: Приготовиться к возвращению в настоящее!

Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!

Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, начать отсчёт времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск!

Штурман: Есть пуск!

Воспитатель: Куда на земле мы поместим свои находки? (Отдадим в музей; динозаврика в зоопарк).

Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!

Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!

После окончания игры предлагаю построить музей, зоопарк…, раскрасить динозавриков и т. д. Игра по желанию детей может быть продолжена дальше.

Конспект руководства

сюжетно-ролевой игрой

«Школа»

в подготовительной группе

I. Задачи:

- Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.

- Самостоятельно создавать игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

- Воспитывать у детей желание учиться. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

- Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.

II. Подготовка к игре:

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

Апрель

Изготовление совместно с воспитателем:

Пеналов

Маленьких тетрадей - альбомов для рисования

Журнала для учительницы - тетради для директора - указки

Беседа о школе с использованием иллюстрационного материала.

Экскурсия в школу.

Рассматривание картины "Учитель" из серии "Кем быть?"

Дидактическая игра «Собери портфель»

Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Машковской «Мы играем в школу».

Разучить песню «Чему учат в школе»

Загадки о школе.

Научить раскладывать школьные принадлежности на рабочем месте к началу урока.

Вести урок, вежливо обращаться с учениками, рисовать, задавать домашнее задание.

Водителя учить безопасной езде и соблюдению правил перевозки детей в салоне школьного автобуса.

Поваров красиво накрывать на стол, готовить импровизированную еду.

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Школа

Учитель

Указка, журнал, глобус, доска, мел, ручки, книги, стол и стул учителя, карточки с цифрами и буквами.

Ведет уроки, ставит оценки, вызывает к доске, задает вопросы.

Здравствуйте, дети.

Сегодня на уроке мы будем изучать…

Леша, прошу к доске….

Открыли тетрадки и пишем…

Садись, Катя, пять.

Завтра, Миша, пусть родители придут в школу.

До свидания, дети.

Школа

Ученики

Тетради, учебники, альбомы, пенал, портфель, ручки, карандаши, стол и стул ученика.

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания данные учителем, помогают друг другу при возникновении сложностей.

Здравствуйте, Любовь Владимировна.

Привет, Макар…

Как надо писать, у меня не получается. Помогите, пожалуйста.

Можно выйти?

Школа

Директор школы (завуч)

Очки, тетрадь, ручка.

Присутствует на уроке, делает записи в своей тетради, дает советы учителю.

Здравствуйте, дети.

Вы не против того, что бы я присутствовала у вас на уроке? Я хотела бы дать вам совет…

До свидания.

Школа

Техничка

Колокольчик для звонка.

Следит за чистотой в помещении, дает звонок.

Кто бросил фантик? Опять наследили. Звонок уже прозвенел, а вы только идете на урок.

Школа

Повара

Фартук, косынка, посуда, стол с едой.

Готовят обед, моют посуду, раскладывают еду.

Здравствуйте. Что хотите на обед? Пожалуйста, возьмите. Приятного аппетита. На здоровье. До свидания.

Школа

Водитель

Руль, кепка, мягкий модуль.

Ведет автобус

Сели, пристегнули ремни, не балуемся. Вторую обувь не забудьте на сиденье. Завтра не опаздывайте, уеду без вас. До свидания.

Сопутствующие сюжеты

Семья

Мама

Сумка, очки

Приводит ребенка в школу, беседует с учителем о своем ребенке. Забирает ребенка из школы.

Здравствуйте, Любовь Владимировна. Как себя ведет мой сын на уроках? Спасибо за совет. До свидания.

  1. Схема игрового пространства

III . Ход игры.

Ребята, посмотрите, какая красочная книжка появилась в нашей библиотеке. Как вы думаете, что эта за книжка? А как вы догадались?

Правильно, это букварь. По этой книге вы будете учиться в школе. С какого класса начинают учиться в школе? Хотите учиться в первом классе? Давайте представим себя в школе, как будто мы уже первоклассники.

Воспитатель читает заклинание.

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснешься ты Земли,
Быть, по-нашему, вели! Хотим оказаться в школе и быть первоклашками!

Вот мы и в школе! Дети, проходите в класс. Назовите профессии людей, которые работают в школе?

Давайте распределим, кто кем будет, какие роли вы выберете.

Профессий у работников школы много, выберем подходящую для каждого. Я тоже буду играть с вами, и у меня будет роль директора, так как не бывает школы без директора. Я буду отвечать за работу всей школы.

Сколько у нас сегодня будет уроков?

Два

Какие?

Математика и рисование.

Кто будет учителем математики?

Ирина изъявляет желание быть учителем по математике.

А учителем рисования воспитатель предлагает стать Полину, потому, что она хорошо рисует. В каждой школе имеется столовая, и Динара с Сабриной пожелали быть поварами, чтобы кормить нас на перемене. Воспитатель напоминает детям о том, что в школе есть школьный автобус. Водителем пожелал стать Миша. Роль технички доверили Арине, потому что она очень ответственная. Арина будет давать звонки на уроки, и отвечать за чистоту в помещении.

Каждый из детей занимает свое место. Звенит звонок.

В устроенном классе на партах лежат школьные принадлежности.

Учитель Ирина входит в класс и начинает урок математики . Директор заходит в класс и просит разрешения присутствовать на уроке.

На уроке математики дети решают задачи, примеры и записывают их в тетради, задают вопросы и отвечают на вопросы учителя. - Ваши руки трудились, пальчики устали, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем.

Мы капусту солим,

Мы капусту мнем.

В конце урока учитель дает домашнее задание. Звенит звонок на перемену. Учитель объясняет, что можно отдохнуть. На перемене не нужно бегать и беситься, а можно пойти в столовую и перекусить.

Во время проведения «урока» «повара» имитируют приготовление пищи и накрывают столы для завтрака.

«Ученики» отправляются в столовую, рассаживаются за столы, идет импровизированный прием пищи. Повара приглашают к столу и работников школы. Они рассаживаются за другой стол.

Имитация завтрака длится не более пяти минут.

После завтрака повара убирают посуду на место, снимают фартуки.

Техничка дает звонок к следующему уроку.

Начинается урок рисования . Учитель Полина объясняет, что они будут сегодня рисовать свою семью и предлагает детям достать свои карандаши и приступить к работе.
Во время выполнения детьми рисунков в группе звучит тихая, спокойная музыка. Учитель объявляет об окончании урока и предлагает разместить рисунки в уголке творчества. Дети подходят к ширме и размещают рисунки. Учитель говорит детям, какие хорошие рисунки у них получились и что все справились с заданием. Урок заканчивается по звонку. Дети складывают принадлежности в игрушечные портфели.

Воспитатель напоминает, что, как и в настоящей школе, некоторых учеников домой повезет школьный водитель на своем автобусе.

Воспитатель просит рассказать о правилах безопасности, которые необходимо соблюдать, чтобы не попасть в беду.

Где разрешается играть?

Как правильно переходить улицу?

Как себя вести в автобусе?

Как правильно обходить автобус?

Какие еще правила безопасного поведения на улице вы знаете?

Ответы детей.

Молодцы, ребята, правила безопасного поведения вы все знаете и надеюсь будете их соблюдать. Ну, а теперь смело можем отправляться на автобусе домой.

Некоторые мамы приходят в школу за своими детками, чтобы забрать их домой. Подходят к учителю и узнают информацию о своем ребенке. Благодарят учителя и помогают собраться своему ребенку. Дети и мамы прощаются с учителем.

Школьный автобус ждет окончания уроков на школьном дворе. Дети заходят в транспорт, рассаживаются. Водитель напоминает, чтобы все пристегнулись и не баловались во время езды.

Звучит аудиозапись «Автобус».

Водитель на конечной остановке напоминает, чтобы ничего не забывали и не опаздывали утром на автобус.

По окончании путешествия воспитатель повторяет заклинание:

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснешься ты Земли,
Быть, по-нашему, вели!

Хотим снова оказаться в нашем детском саду, в своей группе.

IV . Окончание игры.

Игра закончена. Давайте вспомним, чем же интересным мы с вами сегодня занимались? В какую игру мы играли? Понравилось ли вам играть? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи?

V. Оценка игры

Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам за игру! Воспитатель благодарит детей за хорошую игру:

Миша был очень аккуратным водителем – хорошо вел автобус. Ирина была очень хорошим учителем математики и научила детей как правильно считать. Все ученики на уроке рисования очень старались и нарисовали свою семью. Наши повара очень постарались и приготовили нам вкусный завтрак.

Воспитатель говорит, что игра ему тоже очень понравилась, и хотелось бы еще как-нибудь поиграть в эту игру.