Падежи имен существительных: значение и общая характеристика каждой формы. Категория падежа имен существительных

  • 5. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных.
  • 6. Морфологическая категория рода существительных. Существительные общего рода.
  • 7. Морфологическая категория числа существительных. Значение форм единственного и множественного числа. Не соотносимые по числу существительные.
  • 8. Существительные с неполной парадигмой (pluralia & singularia tantum). Соотношение основ существительных в парадигмах числа.
  • 9. Морфологическая категория падежа существительных. Значения падежей.
  • 10. Особые падежные формы существительных. Вариативные формы падежей.
  • 11. Склонение имен существительных. Неизменяемые существительные.
  • 12. Формальная классификация типов склонения существительных по а.А. Зализняку.
  • 13. Местоимение-существительное как часть речи. Особенности местоименных слов. Лексико-грамматические разряды местоимений.
  • 14. Морфологические категории местоимений-существительных. Особенности склонения местоимений-существительных.
  • 15. Имя прилагательное как часть речи.
  • 16. Лексико-грамматические разряды прилагательных.
  • 17. Морфологические категории прилагательных (род, число, падеж). Словоизменение прилагательных.
  • 18. Полные и краткие формы прилагательных. Категория степени сравнения прилагательных. Субстантивация прилагательных.
  • 19. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Выражение различных числовых значений.
  • 20. Морфологические категории числительных. Склонение числительных. Сочетаемость числительных с разрядами существительных.
  • 21. Глагол как часть речи.
  • 22. Лексико-грамматические разряды глаголов.
  • 23. Категория вида глаголов. Маркированность видовых значений.
  • 24. Чистые видовые пары (способы образования чистых видовых пар; соотношение значений глаголов в парах).
  • 25. Способы глагольного действия. Не соотносимые по виду глаголы. Особенности видовых противопоставлений у глаголов движения.
  • 26. Категория залога. Маркированнность залоговых значений. Интерпретации пассивных конструкций.
  • 27. Способы выражения залоговых противопоставлений. Взаимодействие залога с другими глагольными категориями.
  • 28. Категория наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Сослагательное наклонение. Прямое и переносное употребление форм наклонения.
  • 29. Повелительное наклонение. Прямое и переносное употребление форм наклонения. Взаимодействие с другими глагольными категориями.
  • 30. Категория времени глагола. Абсолютное и относительное время. Система значений категории времени в русском языке.
  • 31. Прямое и переносное употребление временных форм.
  • 32. Категория лица глаголов. Формы безличности.
  • 33. Категории числа и рода глаголов.
  • 34. Словоизменение глагола. Виды глагольных основ и их соотношения. Словоизменительные классы глаголов.
  • 35. Инфинитив как исходная форма глагольной парадигмы. Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий.
  • 36. Причастие как глагольная форма. Адъективация причастий. Образование причастий.
  • 37. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Категория степени сравнения наречий
  • 38. Служебные слова в системе частей речи. Разграничение наречий и предложно-падежных форм существительных с обстоятельственным значением.
  • 39. Предлоги как часть речи. Значения предлогов. Синтаксические конструкции с ударными первообразными предлогами.
  • 40. Разряды предлогов. Критерии разграничения составных отыменных предлогов и предложно-падежных сочетаний существительных.
  • 41. Союзы как часть речи. Синтаксическая структура союзных соединений.
  • 42. Разряды союзов. Критерии разграничения сочинительных и подчинительных союзов.
  • 43. Союзные слова
  • 44. Особенности частиц как части речи.
  • 45. Разряды частиц
  • 46. Междометия, их типы
  • 47. Спорные моменты в классификации слов по частям речи.
  • 48. Переходы слов из одной части речи в другую.
  • 10. Особые падежные формы существительных. Вариативные формы падежей.

    Категория падежа – это формальная словоизменительная категория, выражающаяся в противопоставлении 6 (13) рядов форм, которые обозначают формальную характеристику отношения имени существительного к другим словам (знаменательным ч.р.) (направленность, локализованность, периферийность) обозначаемого предмета или существа в словосочетании (чаще) или предложении (реже).

    Особые падежные формы: звательный (1’), род. частичный (2’), счётная форма (2’’), определённости-неопределённости (2’’’, 4’’), разделительный (3’), второй винительный (4’), местный (6’).

      При обозначении свойства «частичности» говорят о родительном частичном (партитив, второй родительный, 2’), когда вместо флексии род . используется флексия дательного . Wiki: …лишь у ограниченного числа слов его форма отлична от родительного падежа, но употребление его довольно распространено: «Возьми-ка кофейку холодненького…». Имеет значение какого-то количества либо же требования (дайте сахару ). Сейчас исчезает, т.к. легко заменяется родительным (стакан сахару-сахара) или винительным (налить чаю-чай), хотя сохраняется в устойчивых оборотах: с глазу на глаз , дать маху , с боку на бок , особых конструкциях (чаю! наро-о-оду!), а также явл. ед. формой диминутивов: чайку , медку .

      В отличие от род. частичного, очень частотен и используется с новыми словами местный падеж (локатив, второй предложный, 6’) – падеж со значением места. Флексия опять совпадает с дательным (в лесу , на лугу ). Показывает местонахождение предмета (в пространстве/времени), обозначенного существительным. Используется преим. с сущ. м.р. (# в И.п., короткие слова) или сущ. 3 скл. (знач. вещества - кровь ):

        частями тела (на лбу, на носу)

        пространственными объектами (на берегу, в краю)

        веществами (жир, клей, мёд, пух, лёд)

        действиями и периодами времени (бред, век, год, отпуск, пир)

        совокупностями людей (мир, полк, строй, ряд)

    Есть мнение, что доп. падежи используют окончание дательного падежа потому, что он сам по себе редкий.

    Предл. падеж предполагает акт говорения, но о некоторых объектах трудно говорить, поэтому местный становится более частотен (в носу , но о носе - ?)

      И . п . в качестве апеллятива – падеж, иногда используемые при обращении; форма без флексии, только основа: Кать , Вить . Разговорный, стилистически окрашенный, формы не зависят от глагола.Была форма звательного падежа, устойчиво сохранившаяся в нек. словах: Боже , Господи .

      Счётная форма Р . п . (2’’) – в конструкциях с числительными: три стола (ед.ч), пять столов (мн.ч). Может менять основу (пять людей vs пять человек , год vs семь лет ).

      Второй винительный (4’) – в конструкциях с глаголами - движения: пойти в гости (* пойти в гостей ) - соц. действий: пойти в депутаты (* пойти в депутатов ) - устойч., типа играть в дочки - матери , казаки (совокупность людей, но ведут себя как одушевл.)

      Значение В . п . (развивающееся ) определённости - неопределённости : (2’’’, 4’’) Ждать письмо (опред .) Ждать письма (неопр .) . На людей не распространяется.

      Разделительный падеж (второй дательный ) (3’) – раздать по три яблока , И.п. для числ. (дб * по трём яблокам ). Есть следы развития.

      Вариативные окончания Им . мн . ч . м . р . 2- го склонения –ы/-и и -а/-я, среди которых господствующим является окончание ы/-и: корректоры – корректора ; тракторы – трактора .

      Вариативные падежные окончания имеют существительные 1- го скл . в Тв . ед . : стеной / стеною , землей / землею .

      Вариативные формы Род ., Дат ., Тв . падежей образуют слова на –ишко и –ище типа домишко – домище : род. п. домишка и домишки ; дат. п. домишку и домишке ; твор. п. домишком и домишкой .

      Одуш . сущ . типа волчище и котище (с увеличительным значением) в разговорной речи также имеют вариативные формы в некоторых падежах: вин. п.: волчища и волчищу, род. п. волчища и волчищи, дат. п. волчища и волчище, твор. п. волчищем и волчищей.

      Вариативные окончания отмечаются у форм Тв . мн . некоторых существительных: дочерями дочерьми , лошадями лошадьми .

      Некоторые имена существительные имеют вариативные окончания в Р . п . мн . ч . Это окончания -ов –ев –ев –ей и нулевые окончания: кеды кедов и кед ; буряты – бурят и бурятов.

    Именительный падеж множественного числа

    В современном русском языке продуктивно образование форм на , . В настоящее время происходит активный процесс замены окончания ( ) ударным окончанием ( ): директора , мастера , профессора . Однако во многих случаях нормативными продолжают оставаться формы с окончанием ( ): выборы , кремы , лекторы (просторечные формы выбора , крема , лектора рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы). Некоторые слова имеют книжные и разговорные варианты окончаний: инспекторы и инспектора , слесари и слесаря . В отдельных случаях речь идет о семантических вариантах: кондуктора (работник транспорта) – кондукторы (деталь машины), пропуски (что-нибудь пропущенное) – пропуска (документ).

    Окончание ( ) стало общелитературной нормой:

    1) во многих односложных словах типа бег бега , дом дома , снег снега (но: торты , супы );

    2) в словах, которые имеют в единственном числе ударение на первом слоге: вексель векселя , вечер вечера , окорок окорока (но: ветер ветры );

    3) в словах латинского происхождения, которые утратили книжный характер: директор директора , доктор доктора ,
    профессор профессора .

    Окончание ( ) употребляется:

    1) в словах французского происхождения, которые оканчиваются на ударное -ер (-ёр ): инженер инженеры , офицер офицеры , шофёр шофёры ;

    2) в словах латинского происхождения на -тор , которые обозначают неодушевленные предметы: конденсатор конденсаторы , прожектор прожекторы , сектор – секторы ;

    3) в словах латинского происхождения, которые сохранили книжный характер: агитатор агитаторы , лектор лекторы , новатор новаторы ;

    4) в многосложных словах с ударением на втором, третьем, четвертом слоге: аптекарь аптекари , композитор композиторы , библиотекарь библиотекари .

    Родительный падеж множественного числа

    2.2.1. Имена существительные мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют варианты – нулевое окончание и окончание -ов .

    Нулевое окончание имеют:

    1) названия предметов, которые обычно употребляются парами: ботинок , валенок , чулок (но: носков );

    2) названия некоторых национальностей, главным образом с основой на н и р : англичан , башкир (но: венгров , сванов ); в некоторых случаях наблюдаются колебания: туркменов и туркмен ;

    3) названия воинских групп: партизан , солдат (но: минеров , саперов , мичманов ); в названиях прежних родов войск формы с нулевым окончанием и окончанием -ов употребляются дифференцированно, в зависимости от значения: при собирательном значении (с неопределенно-количественными существительными армия , отряд , войско , группа и т. п.) используется форма с нулевым окончанием: (отряд) гренадер , гусар , драгун , а при обозначении отдельных лиц (или конкретного количества, названного числительными) – форма на -ов : (трое) гусаров , драгунов ; формы гардемарин гардемаринов равноправны;

    4) некоторые названия единиц измерения, обычно употребляющиеся с именами числительными: (количество) аршин , вольт , герц ; окончание -ов сохраняется в формах гектаров , граммов , килограммов (разговорные варианты: гектар , грамм , килограмм ).

    Окончание -ов имеют следующие группы существительных:

    1) названия растений, плодов, овощей: апельсинов , мандаринов , томатов ; колебания: баклажанов баклажан ;

    2) названия некоторых национальностей: киргизов , таджиков , якутов .

    2.2.2. Имена существительные женского рода и среднего рода на -ья , -ье и -ьё имеют следующие варианты окончаний:

    1) существительные женского рода на неударяемое -ья -ий (это суффикс основы, а окончание нулевое): колдуний , оладий , певуний ;

    2) существительные на ударяемое -ья в родительном падеже оканчиваются на -ей (окончание также нулевое): полыней , скамей , статей ; также судей (мужской род);

    3) существительные среднего рода на -ье в родительном падеже множественного числа оканчиваются на -ий (окончание нулевое): завоеваний , приглашений , состязаний , кочевий , побережий , угодий ; исключения: платье платьев , отрепье отрепьев , устье устьев , равноправные варианты: верховьев верховий , низовьев низовий ; существительное мужского рода подмастерье имеет окончание -ев : подмастерьев ;

    4) существительные на -ьё в родительном падеже множественного числа имеют следующие нормативные формы: ружьё – ружей , питьё – питей ; копьё – копий ; жнивьё – жнивьёв .

    2.2.3. Нормативными являются формы с нулевым окончанием: басен , домен , яблонь , а также формы с окончанием -ей : долей , пригоршней , свечей .

    2.2.4. Существительные среднего рода на -ко , -ице имеют нулевое окончание: блюдечек , перышек , платьиц .

    2.2.5. Слова на -це употребляются как с нулевым окончанием (зеркалец , одеялец , полотенец ), так и с окончанием -ев (болотцев , оконцев ). В некоторых случаях возможны варианты: копытцев и копытец , кружевцев и кружевец .

    2.2.6. Существительные, употребляющиеся только во множественном числе, имеют следующие нормативные формы родительного падежа: заморозков , лохмотьев ; нападок , потемок , сумерек ; будней (реже буден ), дровней , яслей .

    В случае затруднения окончания слов следует проверять по словарям.

    Имя числительное

    Склонение количественных числительных

    Числительные два , три , четыре имеют особые формы:

    Падеж Два (две) Три Четыре
    И. два, две три четыре
    Р. двух трех четырех
    Д. двум трем четырем
    В. два, две, двух три, трех четыре, четырех
    Т. двумя тремя четырьмя
    П. о двух о трех о четырех

    Числительные от пяти до двадцати и тридцать изменяются по падежам как существительные третьего склонения:

    Падеж Пять Пятнадцать
    И. пять пятнадцать
    Р. пяти пятнадцати
    Д. пяти пятнадцати
    В. пять пятнадцать
    Т. пятью пятнадцатью
    П. о пяти о пятнадцати

    Числительные сорок , девяносто и сто при склонении образуют две формы: в именительном и винительном падежах – сорок , девяносто и сто , в остальных падежах – сорока , девяноста и ста :

    Падеж Сорок Девяносто Сто
    И. сорок девяносто сто
    Р. сорока девяноста ста
    Д. сорока девяноста ста
    В. сорок девяносто сто
    Т. сорока девяноста ста
    П. о сорока о девяноста о ста

    При склонении сложных количественных числительных 50 80 , 200 400 , 500 900 изменяется каждая часть слова:

    Падеж 50–80 200–400 500–900
    И. пятьдесят триста пятьсот
    Р. пятидесяти трехсот пятисот
    Д. пятидесяти тремстам пятистам
    В. пятьдесят триста пятьсот
    Т. пятьюдесятью тремястами пятьюстами
    П. о пятидесяти о трехстах о пятистах

    При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: двести девяносто семь , двухсот девяноста семи , двумстам девяноста семи , двумястами девяноста семью , о двухстах девяноста семи .

    Счетное существительное тысяча в творительном падежеединственного числа имеет две формы: тысячей и тысячью . Первая форма управляет зависимым словом, вторая – согласуется с существительным: с тысячей друзей , с тысячью рабочими .

    Числительные полтора и полтораста во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют формы полутора , полутораста .

    Использованные источники

    1. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: учеб. для вузов. М., 2001. – С. 162–166.

    2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2008. – С. 202–203, 212–216, 229–230.

    3. Культура письменной речи. Ресурс в составе портала «Русское слово» [Электронный ресурс]: http://www.gramma.ru/.

    Тема 4. Синтаксические нормы

    Нормы управления

    1. Управление при словах-синонимах. В русском языке имеются такие синонимические ряды, в которых слова требуют при себе разных зависимых форм: восхищаться отвагой – преклоняться перед отвагой , увлекаться музыкой – любить музыку .Наличие смысловой близости иногда приводит к возникновению ассоциативных ошибок, при этом близкие словосочетания смешиваются: отзыв на диссертацию (вместо: о диссертации ), убедиться о том… (вместо: в том ), описывает о событиях (вместо: рассказывает о событиях или описывает события ).

    2. Управление при однородных членах. Общее зависимое слово при однородных членах предложения может употребляться только в том случае, если эти главные слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу , выписывать и запоминать цитаты . Стилистически неверны предложения, в которых зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: организовать и руководить группой . Обычный способ правки в подобных случаях – добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное при первом слове: организовать группу и руководить ею .

    3. В сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица предлог по употребляется с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам ), скучают по нас (не по нам ).

    Способы распознавания падежных форм имени

    существительного

    (русский язык 3-4 класс система)

    1)Известно, что одной из « болевых точек» начального курса является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. Решение этой задачи в 4 классе отнимает много времени и сил как у школьников, так и учителей, причём нередко желаемого результата добиться не удаётся. И я считаю нужным показать как строится работа, цель которой – научить четвероклассников решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. На страницах учебника Натальи Васильевны Нечаевой начинается работа над вопросами падежей с 3-го класса. Сначала я знакомлю ребят со словосочетанием, называя слово, от которого задаётся вопрос – Главным и отмечая его знаком х, а слово, к которому задаётся вопрос - Зависимым. Оно поясняет главное.

    https://pandia.ru/text/79/217/images/image003_60.gif" width="12" height="27"> х чего? х что?

    сочетание слов задать вопрос

    главное слово зависимое слово

    Для закрепления умения находить главные и зависимые слова даются такие задания: 1)Запиши словосочетания, определи, к каким частям речи относятся главные слова, к каким – зависимые.

    Сочетание (сущ.) слов (сущ.), Главное (прил.) слово (сущ.)

    2) Исследуй, что обязательно требует главное слово – глагол от зависимого существительного: форму числа, рода, соответствие вопросу?

    Красивая кукла (главное слово «кукла» требует форму числа, рода, соответствие вопросу от зависимого слова «красивая».

    3) Составь словосочетания, подбирая зависимое слово в соответствии с вопросом.

    И (за что?) за командой, за команду, в мяче,

    Г в мяч, в мячи, на рояле, на рояль,

    https://pandia.ru/text/79/217/images/image009_24.gif" width="12" height="15">

    4) Какими членами предложения являются главные слова, какими зависимые?

    Главным словом в словосочетании может быть любая самостоятельная часть речи .

    2)Знакомство с падежами начинается со стихотворения Грачёва Г. « О коте»

    У норы добычи ждёт.

    Притаившись, серый кот,

    Мышь осталась без хвоста,

    Вырываясь от кота .

    А теперь и за версту

    Не приблизится к коту .

    Крыса старая и та,

    Видя грозного кота ,

    Удерёт в нору под дом,

    Чтоб не встретиться с котом .

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает о коте.

    Правильному выбору имени существительного способствует правильно заданный вопрос от главного слова к зависимому.

    Вопросов всего 6. И вы их узнаете, если из стихотворения выпишете все формы слова кот с вопросами. У вас получилось 6 вопросов и 6 падежей. В правиле идёт пояснение, что грамматический термин падеж образовался при переводе на русский язык латинского слова казус - падение. Ещё греческие учёные заметили, что существительное имеет свою основную, начальную форму . В этой форме оно отвечает на вопросы Кто? Что? и выступает в роли подлежащего. Другие косвенные формы как бы отклоняются от основной, начальной формы. Отсюда термин – склонение- изменение по падежам.

    Для их запоминания даётся задание проанализировать название падежей, узнать: что особенного в падежных вопросах? Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходит от латинских и представляет их дословный перевод.

    Именительный – « имя» предмета- начальная форма наименования. Родительный – буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца и т. п.) Дательный - от слова дать, так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата , того кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку)Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина». Творительный связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется. Но это с научной точки зрения. А чтобы дети лучше поняли названия падежей, рассказываю им сказку: «Откуда пришли названия падежей»

    « Он ещё не родился, а уже придумали, какое ему дать имя, и решили назвать – именительный.

    Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

    Он был малышом, ему всё давали, и он стал - дательным .

    Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным .

    Потом подрос, стал творить добрые дела и стал называться творительным.

    Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

    Из названия падежей образовали слова - помощники:

    И. п.- имею, есть

    Р. п. – нет

    Д. п.- дам

    В. п.- виню, вижу

    Т. п.- творю, доволен

    П. п. – думаю, говорю

    Знакомясь с падежными вопросами, выясняем: Что особенного в падежных вопросах? В форме какого падежа слово исполняет роль подлежащего?

    Какие шаги надо сделать, чтобы определить падеж имени существительного? При выполнении упражнений составляем порядок действий:

    1. Найти основу предложения.

    2. Указать падеж подлежащего.

    3. Графически обозначить словосочетания, в которых существительное - зависимое слово.

    4. Указать падеж имён существительных - второстепенных членов предложения.

    Работая над упражнениями, замечаем, что слова в разных падежах имеют предлоги. Отдельных уроков по изучению употребления предлогов в падежах нет. Поэтому начинаем составлять таблицу: «Склонение имён существительных». В ней отражаем название падежей, падежные вопросы, слова – помощники, предлоги, с которыми употребляются слова, примеры слов. Затем сравниваем - какие предлоги употребляются только в родительном падеже, только в дательном, только в предложном, какие и в предложном и в винительном, какой падеж вообще не имеет предлога.

    Таблица выглядит так:

    Падеж

    Вопросы

    Часто употребляемые предлоги

    Примеры

    кто? что? имею, есть

    кого? чего? нет

    от, до, из, без, у, для, с

    кому? чему? дам

    к, по

    кого? что? вижу, виню

    в, на, за, про, через

    кем? чем? доволен

    под, над, за, с, перед, между

    о ком? о чём? думаю

    в, на, о (об), при

    Переходим к правописанию падежных окончаний имён существительных, т. е. к склонению – изменению существительных по падежам.

    Новая тема ведётся в виде исследований:

    I Сравнение окончаний имён существительных.

    II Принципы объединения разных существительных в группы.

    III Причины одинаковых и разных окончаний в одном и том же падеже.

    1.Запиши предложения по законам письменной речи, определи падеж проблемного слова.

    Это игрушка (кого?) Маш(и).

    Это игрушка (кому?) Маш(и).

    Различны или одинаковы окончания в первом и во втором случае? Раньше вы пропускали эту орфограмму или узнавали о написании у учителя, а теперь у вас достаточно знаний и умений, чтобы самостоятельно разобраться с этим вопросом.

    Это игрушка (кого?) Маши (Р. П.)

    Это игрушка (кому?) Маше (Д. п.)

    2. Как ты думаешь, по какому принципу объединены слова в группы?

    а) мама, Ася, стена, Гена, Вася…

    б) Кирилл, конь, сом, солнце, дерево….

    в) вещь, дочь, Любовь, дичь, лошадь…

    Выясняется, что: в первой группе слова мужского и женского рода с окончаниями а-я,

    рода с окончанием о-е

    в третьей – слова женского рода с мягким знаком на конце

    3. Даны слова: плита, чаша, свеча

    Исследуй, по какой причине один и тот же падеж у разных существительных бывает выражен в одних случаях одинаковыми окончаниями, а в других разными. Запиши эти слова в именительном падеже , затем в винительном падеже . Объясни, почему у этих слов одинаковые окончания.

    Именительный падеж: плита, папа, свеча

    Винительный падеж: плиту, папу, свечу

    Вывод: эти слова относятся к первой группе, слова женского и мужского рода с окончанием – а -

    Существительные: вьюга, град, мышь запиши тоже в именительном и винительном падеже. Объясни, почему у этих слов разные окончания.

    Именительный падеж: вьюга, град, мышь

    Винительный падеж: вьюгу, град, мышь

    Вывод: эти слова относятся к разным группам, т. к. у них разный род и у двух слов отсутствуют окончания.

    После составления таблицы склонений имён существительных единственного числа проводим анализ правописания окончаний существительных по вопросам:

    1. Почему существительные женского и мужского рода распределены в разные склонения? (У них разные окончания или их нет вообще.)

    2. Почему существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода относятся к одному склонению?

    Потому что у них одинаковые окончания в винительном, родительном, творительном и предложном падежах.

    3. Почему учёные разделили существительные на три, а не на пять склонений?

    У существительных разный род, разные окончания или нулевые окончания.

    При изменении по падежам, окончания существительных трёх склонений не сов –

    Теперь можно правильно выбрать окончание для существительного:

    1. Определить к какому склонению оно относится.

    2. В каком падеже употреблено.

    3. Выбрать нужное окончание, опираясь на таблицу.

    Таблица падежных окончаний имён существительных в форме единственного

    числа

    Падеж, вопрос

    1-е склонение

    м. р., ж. р.

    2-е склонение

    3-е склонение

    ж. р.

    м. р.

    ср. р.

    И. п. кто? что?

    Р. п. кого? чего?

    Д. п. кому? чему?

    В. п.кого? что?

    Т. п. кем? чем?

    ой, ей

    ом, ем

    ом, ем

    П. п.о ком? о чём?

    Категория падежа имен существительных

    Понятие падежа обычно занимает одно из главных мест в характеристике имен существительных, так как в основе падежных отношений лежат отношения между предметами и явлениями, существующими в реальной действительности. Категория падежа существительных - это словоизменительная морфолого-синтаксичеекая категория, основу которой составляют отношения между падежной формой имени и другим (другими) словом (словами) в словосочетании и предложении, реализующиеся в языке в формах именительного (И.п.) , родительного (Р.п.) , дательного (Д.п.) , винительного (В.п.) , творительного (Тв.п.) , предложного (П.п.) падежей. Например, в предложении Плотники строят дом субъективные отношения реализуются между формой И.п. существительного плотники и словосочетанием строят дом, а объективные отношения - между формой В.п. слова дом и слова строят.

    В русском языке форма И.п. является независимой, а формы остальных падежей выражают зависимость от главного слова в словосочетании. Каждый падеж имеет систему своих окончаний. На учете системы окончаний каждого падежа и всех падежей вместе строится формальная классификация существительных по типам склонения.

    У несклоняемых существительных падеж определяется синтаксически (пальто висит - И.п., нет пальто - Р.п., при шить к пальто - Д.п., вижу пальто - В.п., вместе с паль то - Тв.п., карманы в пальто - П.п.).

    Значение падежных форм многообразны и обусловлены контекстом. Они предопределяются:

    Лексическим значением сочетающихся слов (писать пером - Тв.п. орудия действия, любоваться закатом - Тв.п. объектный, петь петухом - Тв.п. сравнения, писать ночью - Тв.п. времени и т. д.);

    Формой слова, с которым сочетается данная падежная форма (управлять народом - Тв.п. объектный, управляться народом - Тв.п. субъектный);

    Использованием при данной падежной форме различных предлогов (писать о деревне - П.п. объектный, писать в деревне - П.п. местный).

    Падежные значения реализуются в следующих типах отношений между словами:

    Субъектных (указывающих на производителя действия или носителя признаков);

    Объектных (указывающих на тот объект, на который направлено действие);

    Определительных (указывающих на признак предмета);

    Обстоятельственных (указывающих на время, место, причину, цель, образ действия и т. д.).

    В форме именительного падежа:

    Субъектные (Рабочие строят дом);

    Объектные (Дом строится рабочими);

    Определительные (Город-герой Москва).

    В форме родительного падежа приглагольного (зависящей от формы глагола):

    Субъектные (Сестры в квартире не было);

    Объектные (Она с жадностью выпила воды ).

    В форме родительного падежа приименного (зависящей от формы именной части речи):

    Субъектные (Всем понравилось пение артиста );

    Объектные (Просмотр фильма завершился);

    Определительные (На стуле висел платок матери ).

    В форме дательного падежа приглагольного:

    Субъектные (Отцу нездоровилось);

    Объектные (Об этом я написал другу );

    Обстоятельственные (Друзья пришли к дереву ).

    В форме дательного падежа приименного:

    Объектные (Наш подарок институту );

    Определительные (Мы знаем цену словам ).

    В форме винительного падежа :

    Объектные (Маша шила себе платье );

    Обстоятельственные (Прошли весь лес ).

    В форме творительного падежа приглагольного:

    Субъектные (Дом строится плотниками );

    Объектные (Командовать отрядом буду я);

    Обстоятельственные (Машина ехала лесом ).

    В форме творительного падежа приименного:

    Субъектные (Открытие Америки Колумбом );

    Объектные (Принимаю на себя командование отрядом );

    Определительные (На нем была фуражка тарелочкой );

    Обстоятельственные (Проход только лесом ).

    В форме предложного падежа приглагольного:

    Объектные (На собрании долго говорили об урожае );

    Определительные (Рядом с ним состоял в помощниках Иванов);

    Обстоятельственные (Надоело жить в городе ).

    В форме предложного падежа приименного:

    Объектные (Состоялся разговор при свидетелях );

    Определительные (Пальто на меху было красивым);

    Обстоятельственные (Нас любят в юности ).

    Например, в предложении Этой ночью группа подойдет к дому старосты форма Тв.п. ночью в словосочетании подойдет ночью реализует значение времени в пределах обстоятельственных отношений, форма И.п. группа выступает в предложении в значении субъекта, форма Д.п. к дому в словосочетании подойдет к дому имеет значение места (обстоятельственные отношения), форма Р.п. старосты в словосочетании к дому старосты - значение принадлежности (определительные отношения).