Логопедические занятия на букву ж. Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы на тему «Звук и буква Ж

Логопедическое занятие в старшей группе. Звуки З-Ж

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки З и Ж по аккустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:
1. Упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов и предложений.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
3. Развивать умение составлять и анализировать предложения.
4. Воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Однажды Комар и Жук устроили соревнование: кто произнесет звук красивее? Давайте поделимся с вами на 2 команды - команда ЖУКИ и команда КОМАРЫ. Первая команда будет произносить звук ЖУКА, а вторая - КОМАРА. По команде логопеда дети произносят звуки Ж и З. Потом меняются ролями.

2. Объявление темы занятия.
Эти 2 звука мы с вами будем учиться различать сегодня на занятии.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Производится сравнительная характеристика звуков Ж и З. При проведении характеристики логопед делает акцент на том, что при произнесении звука Ж кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука З - упирается в нижние зубы. Далее - по обычному плану сравнительной характеристики. Дети отвечают на вопросы логопеда: "Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?"

4. Связь звука и букв.

Дети рассматривают буквы З и Ж, а затем придумывают, на что они похожи.

5. Развитие фонематического слуха.
Я сейчас вам скажу слова, а вы должны определить какое слово лишнее. Назвать лишнее слово высможите, если определите первый звук в каждом слове.
- Жаба, жук, зуб, жадина.
- Заяц, зоопарк, журнал, забор.
- Замок, зонтик, загадка, журавль.
- Желуди, жираф, заколка, жало.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.

7. Дифференциация звуков в слогах.
Игра "Скажи наоборот"
Я буду произносить слоги со звуков З, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.
За-за-за - ......
Зу-зу-зу - ......
Зы-зы-зы - ...... и т. д.
А теперь я буду произносить слоги со звуков Ж, а вы попробуйте заменить его звуком З.
Жи-жи-жи - ......
Жо-жо-жо - ......
Жэ-жэ-жэ - ...... и т. д.

8. Закрепление звука в словах.
Игра "Четвертый лишний"
Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретился в названии каждой картинки.
- Коза, зуб, жук, береза.
- Журнал, пожар, жираф, зонт.
- Замок, желудь, крыжовник, пижама.
- Баржа, мимоза, ежик, медвежонок.

После того как дети из заданной четверки выделят лишнюю картинку. Продолжается работа с "лишним" словом:
указать место звуков Ж и З в слове; поделить слово на слоги; выложить графическую схему; определить на какой звук падает ударение.

9. Закрепление звука в предложениях.
Я вам сейчас назову слова, а вы составьте мне из этих слов предложение.
- В, живет, Африке, жираф.
- Растет, в, кудрявая, поле, береза.

После того как дети составят верно предложение, проводится анализ составленного предложения, выкладывается графическая схема.

10. Закрепление звука в тексте.

Повторение чистоговорок вслед за логопедом.
За-за-за - у Маши зеленые глаза.
Жу-жу-жу - я на солнышко гляжу.
Зу-зу-зу - едет Ваня на возу.
Жа-жа-жа - сто иголок у ежа.

11. Итог занятия.
Произнесите звук Жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч

Конспект фронтального занятия по развитию речи.

Тема: звук [Ж].

Цель : познакомить детей со звуком [Ж].

Задачи:

1. Образовательная:

· уточнитьартикуляции звука [Ж]

· дать характеристику звуку

· знакомство с буквой Ж (печатный вариант)

· развивать грамматические навыки: учить согласовывать прилагательное с существительным, составление слов со звуком [Ж]

· составление предложений по опорному слову

· отработка навыка звукобуквенного анализа (нахождение звука [Ж] в слове).

· активизировать и расширить словарь детей.

2. Коррекционно-развивающая :

· развитие фонематического слуха

· развитие слухового и зрительного внимания

· развитие кратковременной и зрительной памяти

· развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия.

· коррекция речи.

3. Воспитательная:

· воспитание культуры поведения на занятии

· воспитание чувства взаимопомощи и ответственности при выполнении заданий.

Оборудование:

· картинки (ежик, снежинка, жираф, жук, ежевика, крыжовник, медвежонок, художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка)

· наборное полотно

· карточки с заданием

· картонный цветок с разноцветными лепестками

· маски пчел

· карточка с буквой Ж.

Ход занятия

Этап занятия

Хронометраж

Организационный

Дети стоят в кругу.

Игра «Подбери слово правильно» (с мячом). Бросаю мяч ребенку,

называя прилагательное, ребенок должен подобрать

существительное, бросает мяч обратно.

Инструкция: к моему слову вы должны подобрать подходящее по смыслу.

Например: синий... (дом).

Слова: желтый, желтая, желтое, кожаный, рыжая, красный.

Игра «Вспомни и назови». Дети передают друг другу мяч, называя

заданный звук (гласный или согласный).

Игра «Ромашка».

На полу лежит цветок с разноцветными лепестками, на обратной

стороне лепестков картинки: ежевика, крыжовник, медвежонок,

художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка. Дети по

очереди берут по одному лепестку, называют его цвет, и что

изображено. Садятся на свои места.

Инструкция: запомните, что изображено на вашей картинке и цвет лепестка.

Введение в тему занятия.

Ребята, назовите каждый свою картинку. Как вы думаете, что

общего в названии этих картинок? (в названии картинок есть звук

[ж]). Тема нашего занятия «Звук [Ж]».

Изучение нового материала.

Ребята, когда я шла в детский сад, почтальон

вручил мне письмо, но это письмо необычное, в нем пропущена буква и я не смогла его прочитать. Давайте сделаем это вместе. (по ходу чтения вставляем пропущенную букву).

«Здравствуйте, дети! Меня зовут...ук...ора. Я...иву в лесу. У

меня много друзей. Я Дру..у с ё..иком, ...ирафом, с маленьким

медве..онком. зимой мы любим кататься на лы... ах».

Ребята, кокой звук пропущен? ([Ж]).послушайте я еще раз

прочитаю это письмо. Назовите слова, в которых пропущен звук [Ж]. Давайте по цепочке произнесем этот звук.

А кто мне скажет, кокой это звук гласный или согласный?

(согласный).. Почему? (его нельзя петь, воздушная струя встречает

преграду). Молодцы!!! А еще какой он - звонкий или глухой?

(звонкий). Поднесите руку к горлышку и произнесите звук [Ж].

Чувствуете вибрацию. А теперь закройте ушки ладошками, слышите этот звук? Значит он кокой... (звонкий). Ребята, а как вы думаете, этот звук твердый или мягкий?(произношу утрировано звук [Ж]).Запомните, звук [Ж] всегда твердый.

А где находится наш язычок, когда мы произносим этот звук? (наверху). А губы слегка выдвинуты вперед и округлены. [Ж] [Ж] [Ж].

Ребята, в гости к звуку [Ж] пришел звук [О] и получился слог ЖО. [Ж] - [А]; [Ж] - ; [Ж] - [У]. (спрашиваю каждого ребенка) Посмотрите, кто это? (пчела) А когда пчела летит, какой звук она издает? (Ж-Ж-Ж).Значит, что она делает? (жужжит).

Физкульминутка.

Игра «Пчелы в паутине».

Часть детей изображают пчел (на головах у них маски пчел), другая часть - паутина. Дети, которые изображают паутину, становятся в круг и берутся за руки. Пчелы летают в паутине и жужжат. По сигналу воспитателя. Дети опускают руки, а пчелы, которые остались в кругу, садятся на свои места.

Игра повторяется 3 -4 раза.

Закрепление материала.

Ребята, жук Жора прислал нам еще загадки. Давайте их отгадаем. Но загадки эти не простые, если в отгадке есть звук [Ж], то отгадку мы произносим громко, если звука [Ж] нет, отгадку произносим тихо. Итак, слушайте внимательно загадки. ..

Ползун ползет, иголки везет.

На землю упало пуховое одеяло

Лето пришло - одеяло все сошло.

С неба звезды падают, лягут на поля, Пусть под ними скроется черная земля, Много - много звездочек, тонких как стекло, Звездочки холодные, а земле тепло.

(снежинки)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный?

Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей, А питается он листьями- ­листьями деревьев.

(картинки с отгадкой, в которой есть звук [Ж], выставляю на наборное полотно).

Молодцы, ребята!!!

Давайте еще раз назовем отгадки, в которых есть звук [Ж].

А кто мне скажет, какой звук [Ж]? (согласный, твердый, звонкий)

Знакомство с буквой Ж

Посмотрите, это буква Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом словно жук

Издает жужжащий звук:

Какой звук издает буква Ж?

На столах у детей карточки с различными буквами.

Задание: обведи все буквы Ж.

Итог занятия.

Ребята, вспомните цвет своего лепестка и картинку на нем. Найдите свой лепесток, назовите картинку и придумайте предложение с этим словом.

Молодцы, ребята!!!

Итак, какой звук сегодня приходил к нам в гости? (Ж).

Какой он? (согласный, твердый, звонкий)

Молодцы!!!

Любовь Иконникова
«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия.

Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

учить детей точно и полно отвечать на вопросы, формировать лексико-грамматический строй, упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, словосочетаниях,

развивать умение длительного плавного выдоха, артикуляционную моторику, закреплять умение детей образовывать существительные во множественном числе;

2. Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать вежливость, любовь к природе, умение слушать сверстников и логопеда.

Оборудование: аквариум, рыбки, удочка, запись песни про букву Ж, предметные картинки: пчелка,жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина, 2 ведерка, сюжетная картинка семьи ежей, счетные палочки, компьютер, презентация со звуком Ж, су-джок шарики с пружинками, карточка с буквой Ж, ручки.

Продолжительность занятия-20 минут.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, цели занятия.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочной стране звуков, а по какой вы сейчас должны отгадать. Послушайте внимательно рассказ и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся? (звук [ж])

Итак, вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по стране звука [ж]. Где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры со звуком [ж], и буквой, обозначающей этот звук.

Чтобы произносить легко звук [ж], выполним гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения по биоэнергопластике.

«Чашечка».

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 3 до 7.

Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Блинчик».

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 3 до 7.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Ладонь с сомкнутыми пальцами в горизонтальном положении.

«Лошадка».

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

3. Характеристика звука [ж].

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [ж].

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Произнесем звук Ж.

Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий? (он не поется и звенит когда мы его произносим)

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук [ж], слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук [ж] – звонкий.

4. Знакомство с буквой Ж.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки? (нет, мы видим и пишем буквы)

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук [ж], в букву Ж.

Платье звуку надеваем,

звук в букву превращаем.

Учитель-логопед достает букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

5. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из палочек выложим букву Ж.

6. Упражнение на развитие внимания. Работа по карточке.

Взяли карточки, положили перед собой. Взяли ручки.

Найдите среди других букв буквы Ж, обведите их кружочком. Сколько получилось?

7. Автоматизация звука [ж], в слогах и словах. Игра «Поймай звук».

И вот мы приплыли на остров пчелок, а встречает нас пчелка Жужу.

Давайте пожужжим вместе с веселой пчелкой… ЖЖЖЖЖЖ, повторяйте за пчелкой ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЫ, а сейчас найдем картинки со звуком Ж.

Учитель-логопед: Другие пчелки тоже приготовили для Вас игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу – молока дадим (ежу) .

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа) .

Же-же-же – живем на третьем… (этаже) .

Жи-жи-жи – в море плавают (моржи) .

Учитель-логопед: Молодцы! И мы с Вами отправляемся дальше.

8. Подвижная игра «Жуки».

Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы все превратимся в жуков.

Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот лесная полянка.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Я летаю и жужжу.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Жууу-жууу.

Я летаю и жужжу.

Жууу-жууу.

Жууу-жууу.

9. Логопедическая попевка. (методика Е. Железновой)

Продолжаем наше путешествие. Отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Правильно ежик. Вы уже поняли, что мы приплыли на остров ежей, посмотрите сколько здесь разных ежиков, какие они? (резиновый, мягкий, колючий)

Споем песенку про ежика.

Жа-жа, жа-жа

Мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу, жу-жу

Дали яблоко ежу.

Же-же, же-же

Ежик съел его уже.

Жи-жи, жи-жи

Нам животик покажи!

10. Логопедическая зарядка.

Молодцы и мы с ними сейчас поиграем, давайте встанем и сделаем зарядку.

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки вытянуть перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Возвращаемся обратно.

Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками)

11. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии.

Учитель-логопед: Ежи для Вас приготовили сюрприз, вот круглые колючие шарики, откройте их, внутри пружинки, достаньте и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик - прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

12. Игра «Один – много».

13. Развитие правильного дыхания.

Мы приплыли на остров свистулек.

Вам нужно надуть шарики длинным плавным выдохом, не надувая щек и не поднимая плечи.

14. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов.

Ой, ребята, в какое замечательное место мы с вами приплыли.

Много разной рыбы тут плавает в пруду.

Мы ее поймаем на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовете.

В слове звук [ж] найдете.

Если в названии картинки есть звук [ж],

то в желтое ведро, если нет- в зеленое.

Слова: жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина.

15. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним:

По какой стране путешествовали?

(Страна звука[ж],буквы ж.)

Что вам больше всего понравилось?

Сегодня все хорошо играли, и жители сказочной страны дарят вам раскраски с картинками, в названии которых есть звук [ж] и свистки с воздушными шариками.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.

Научить правильно произносить звук [Ж].

Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Развивать слухо-речевую память ребенка.

Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи;

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?

У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?

Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ж].

Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «работает».

Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ...


Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:

ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...

Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?

Эта..., гара..., чи..., черте..., мор-

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).

Флаг - флажок, берег - .., друг - .., рог - .., пирог - .., круг - .., утюг - ..

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук).

Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове».

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот)

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.

Лук - жук, баба - .., мир - ., мало- ., пакет - ., билет - ., пучок - ., Веня - ..

Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:

жук [ж у к], жаба [жаб а].

Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3-5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.

Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:

ЖА: -ра, -кет...;

ЖУ: -равль, -ки...;

ЖИ: -раф, -вот...

Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:

ЖИ: но-..., лы-...;

ЖА: лы-..., ко...

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.

Задание 15 . Выучить чистоговорки:

Жа-жа-жа - мы видели ежа.

Жи-жи-жи - бегут ежи.

Жу-жу-жу - помоги ежу.

Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».

Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):

Женя жует.

Женя жует жвачку.

Девочка Женя жует жвачку.

Девочка Женя жует мятную жвачку.

Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку.

Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.

В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?

Задание 17 . Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.

Задание 18 . Знакомство с буквой Ж.

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.

О. Гофман

На что еще похожа буква Ж?

Сравнивание букв К и Ж:

Это - Ж, А это - К,

Целый жук и полжука.

А. Шибаев

Игры с буквами .

Задание 19 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:

жук, жуки, кожа, жаба, жабы.

Чтение, списывание предложений:

Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.

Мария Семибокова
Конспект логопедического занятия «Звук [Ж]. Буква Ж»

Задачи.

Образовательные:.

Знакомить с буквой Ж.

Закреплять навыки печатания и чтения;

Расширять запас слов лексического словаря;

Формировать навыки словоизменения.

Коррекционно-оздоровительные:

Формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;

Развивать общую и мелкую моторику;

Автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Совершенствовать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;

Воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;

Воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;

Воспитывать усидчивость;

Оборудование: машинка Молния Маквин, символы твердого звука, пластилин, касса букв и слогов, тетради, ручки, карточки для чтения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, к нам в гости на занятия приехал знаменитый гонщик Молния Маквин. Он приехал рассказать стишок. Послушаем.

Про кого рассказал нам Молния Маквин?

Какой первый звук мы слышим в слове жук?

2. Объявление темы занятия.

Произнесите звук Ж.

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко поет

Вспомните характеристику звука Ж.

3. Игра “Светофор”.

Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку, символ звука Ж:

занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка,

оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза,частушки, снежинки.

А теперь в стихотворении:

Жук – жучок

Отвечал урок.

Вместо слов: «Журчит ручей»

Написал: «»Жучей жужжит»

4. Знакомство с буквой Ж.

Какой буквой жук обозначал звук Ж?

Стала снежинка буквой Ж.

Солнце ее не растопит уже.

На что похожа буква Ж?

Лепка из пластилина буквы Ж.

Какого цвета буква Ж?

5. Физкультурная минутка: «Жук»:

На лужайке, на ромашке.

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь

И тихонько наклоняюсь.

Раз, два, три, четыре, пять закружился жук опять.

6. Работа с кассой букв.

Составление, преобразование слогов: жа – лужа – лужи.

Откройте кассу букв и слогов. Найдите букву Ж и положите ее перед собой. Найдите букву А и положите ее справа от буквы Ж. прочитайте, что получилось.

Теперь найдите и положите букву У слева от буквы Ж. Прочитайте что получилось.

Теперь превратите слог ужа в слово лужа. Что нужно делать? Прочитайте слово.

Сколько букв в слове?

Сколько звуков?

Назовите согласные звуки, гласные звуки.

Сколько слогов в этом слове?

Теперь измените слово так, чтобы получилось слово лужи.

Какой звук слышите в конце слова лужи? Вы слышите ы, а писать будем и. Запомните правило: Жи пиши с буквой И.

7. Печатание букв Жж, слов в тетрадях: жук, лужи.

8. Игра “Скажи ласково”

Сапог – сапожок, пирог –, круг –, флаг –, утюг –, луг –, друг –, стог –, берег – ,творог -, снег - ….

9. Чтение слогов по карточкам.

10. Составление предложений со словом, в котором есть звук Ж.

Ребята, вспомните слова, в которых есть звук Ж и придумайте с этим словом предложение.

11. Разгадывание головоломки.

12. Итог занятия. Анализ деятельности детей.

Публикации по теме:

«Звук [У] и буква У». Конспект логопедического занятия в 1 классе Тема: Звук и буква У. 1 класс Цель: знакомство со звуком и образом буквы А. Задачи: 1. Развивать звуко-буквенного анализа слов. 2. Активизировать.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Щ] и буква Щ» Цели: закрепление правильного произношения звука; выделение звука и определение позиции звука в слове; упражнение в употреблении увеличительных.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ФФН «Перелетные птицы. Звук [Ч], буква Ч» Перелетные птицы, звук и буква Ч Цели:1 Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Знакомство с особенностями.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в подготовительной группе «Звук [ц]. Буква Ц» Программное содержание:Закрепить навык правильного произношения звука [ц]; научить определять позицию звука [ц] в словах;познакомить с буквой.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Р] и буква «Р» Цели занятия: 1. коррекционно-образовательная цель: познакомить детей с механизмом образования звука «р»; 2. коррекционно-развивающие цели:.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» ЦЕЛЬ: Закрепить навыки различения и правильного произношения звука «Э»; развивать фонематический слух; учить образовывать форму родительного.