Логопедическая характеристика ребенка дошкольного возраста с ОНР-III уровнем речевого развития. Логопедическая характеристика на дошкольника

Нарушение речи в настоящее время становится все более распространенным речевым отклонением среди детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР 3 уровня, характеристики на которое часто составляют не только логопеды, но и психологи. Эта патология поддается коррекции при лечении у врача-логопеда.

Для максимально быстрого распознавания болезни важно знать, что может спровоцировать развитие данного состояния, чем характеризуется ОНР 3 типа, каким образом данное состояние лечат, возможно ли полностью скорректировать нарушение без последствий.

Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка. Данное отклонение классифицируется как речевое расстройство.

В зависимости от степени проявления нарушения выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

  • абсолютное отсутствие речи ();
  • скудность словарного запаса (ОНР 2 уровня);
  • присутствие речи с определенными смысловыми ошибками (ОНР 3 уровня);
  • следовые фрагменты лексико-грамматических ошибок (ОНР 4 уровня).

В логопедической практике наиболее распространен 3 уровень нарушения речи, при котором ребенок говорит с преобладанием просто выстроенных фраз без сложных оборотов.

Причины, первые признаки

Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:

  • резус-конфликт ребенка с матерью;
  • внутриутробное удушение плода, гипоксия;
  • травмы, возникшие при родах;
  • постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания хронического характера.

К причинам психоэмоционального и психического характера можно отнести шок любой природы, место жительства или условия, неподходящие для развития коммуникативных навыков, недостаток речевого общения, внимания.

Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.

Может быть снижена концентрация внимания, заторможены процессы восприятия, запоминания. В отдельных случаях наблюдается нарушение двигательной активности (особенно связанной с координацией движений) и скрытой моторики произношения.

Нередко общее недоразвитие речи 3 уровня ошибочно отождествляется с задержкой речевого развития. Это разные отклонения: в первом случае имеет место патология речевого отражения мыслей, во втором – несвоевременность появления речи с сохранением ее четкости и грамотности.

Характеристика отклонения

Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено.

При данном виде отклонения понимание текста не искажается, за исключением сложных причастных, деепричастных, дополнительных конструкций, которые встраиваются в предложения. Может быть нарушена трактовка логики повествования – дети с ОНР 3 уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.

В отличие от объем словарного запаса детей с ОНР 3 уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с таким отклонением являются существительные и глаголы ввиду общей упрощенности речи, наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже.

Типичным для ОНР 3 вида является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:

  • часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы);
  • названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
  • названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
  • взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.

При не осложненных формах общего недоразвития речи 3 типа ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются. В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга ( , и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

Обширность словарного запаса исследуется для определения способности ребенка проводить аналогии, определять понятие с обозначающим его объектом и соотносить несколько связанных между собой понятий.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Коррекция ОНР 3 уровня

Основной, общеупотребительной методики лечения не существует: при каждом конкретном случае тип лечения подбирается дифференциально ввиду различий в развитии речи у разных детей.

При постановке ОНР 3 степени назначаются коррекционные логопедические сеансы. В ходе лечения развиваются навыки формирования связной мысли, производится улучшение качества речи по лексико-грамматическим параметрам, совершенствуется звуковое произношение слов, их слуховое отражение.

При коррекции одновременно проводится подготовка детей с ОНР 3 уровня к изучению грамматических аспектов языка.

Обычно для коррекции состояния достаточно регулярных занятий у логопеда, но для осложненных случаев нарушений речи предусматривается обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Срок обучения для детей с ОНР 3 уровня составляет 2 года. Коррекция более эффективна в раннем возрасте (около 4 или 5 лет) — именно в этом возрасте происходит зачисление в такие учебные заведения.

В общем случае оснований для непременного зачисления ребенка с ОНР 3 уровня специализированную школу нет. Отличается такой ребенок повышенной рассеянностью внимания, а также концентрации.

Профилактические меры, прогноз коррекции ОНР

ОНР 3 уровня гораздо лучше поддается лечению чем ОНР 2 степени. При этом процесс улучшения навыков устной речи является длительным и сложным, так как связан с изменением речевых привычек, расширением словарного аппарата, формированием правильного произношения сложных слов.

Профилактические меры направлены на снижение влияния неблагоприятных факторов. Для гармоничного развития речи важно:

  • уделять достаточное внимание развитию навыков коммуникации;
  • снизить вероятность возникновения инфекционных заболеваний в детстве;
  • не допускать получения черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенчества.

Особенно важно придерживаться такого режима во время коррекции ОНР и после нее, потому что это необходимо для поддержания эффекта с формированием привычки.

ОНР 3 степени хорошо поддается терапии, так как данный вид отклонения не является критичным. Дети могут выражать свои мысли относительно свободно, несмотря на упрощенность речевого отражения и появление некоторых ошибок грамматического, лексического или звукового характера при повествовании.

Обязательное обучение в специализированной школе при таком нарушении не требуется – достаточно правильно организовать распорядок дня ребенка, придерживаться рекомендаций врача-логопеда, при необходимости регулярно посещать общие сеансы коррекции.

Характеристика на ребёнка для представления на ПМПК учреждения

Характеристика

на воспитанника МОУ «Хххххххх»

Ххххххххх Хххх.

Хххх (хх.хх.хх г.р.) посещает МОУ «Хххххххх» с 2005 года. В 2008-2009 учебном году мальчик посещал занятия в подготовительной коррекционно-логопедической группе.

Общий уровень развития - средний.

Психические процессы:

  • · объем и концентрация внимания и восприятия, переключаемость с одного задания на другое, произвольность внимания – в общем, на среднем уровне при отвлечении чаще сам возвращается к прерванному заданию, реже - по замечанию педагога
  • · уровень наглядно-образного мышления - средний, использует визуальные аналогии интуитивно-визуальный анализ и синтез – затруднен (помощь использует ситуативно) делает перенос простого алгоритма действий на другую ситуацию
  • · абстрактное, вербально-логическое мышление развито очень слабо: речевые антонимы использует с помощью ситуативного противопоставления речевые классификации осуществляет по несущественным признакам в речевых аналогиях – не понимает связи между словами испытывает значительные затруднения при завершении предложений
  • · объем зрительной памяти – средний, слуховой памяти - слабый, объем долговременной памяти – средний уровень.
  • Моторная сфера:

  • · общая моторика развита в пределах возрастной нормы (уровень – ниже среднего), наблюдается общая гипотония мышц
  • · улучшилась ручная моторика: стал аккуратнее штриховать самостоятельно рисует изображения, сюжетные картинки печатает буквы, пишет свое имя, простые слова, однако объем и точность движений еще недостаточны, при копировании идет упрощение композиции
  • · в состоянии орального праксиса: делает основные упражнения артикуляционной гимнастики (незначительно снижены точность, объем, активность движений, наблюдаются – н6естабильность мышц языка в статике, незначительные синкинезии нижней челюсти).
  • Развитие речи:

  • · очень часто в спонтанной речи наблюдается нечеткость речевой продукции: в ситуациях волнения или эмоционального напряжения наблюдаются пропуски слогов, частичная назализация голоса, лексические аграмматизмы
  • · незначительное нарушение слухо-произносительной дифференциации оппозиционных звуков в слогах
  • · в звукопроизношении – смягчение звука Л (вследствие сниженного тонуса мышц артикуляционного аппарата)
  • · незначительны улучшения в звукослоговой структуре: еще часты пропуски, замены звуков и слогов в многочастотных словах и фразах
  • · владеет простейшими навыками звукослогового анализа и синтеза
  • · словарный запас на среднем уровне, пассивный словарь шире активного, делает простые обобщения испытывает затруднения при подборе антонимов
  • · в спонтанной речи – фразы до 5 – 7 слов: простые, распространенные, с усложнением, изредка – аграмматичные в рассказах по сюжетным картинкам выделяет 2-3 части, микротемы раскрывает в основном последовательно, кратко, достаточно точно, выразительными средствами пользуется мало, иногда встречаются лексические и структурные аграмматизмы пересказ – близко к тексту
  • · лексико-грамматические навыки развиты еще недостаточно: наблюдаются затруднения в образовании относительных, качественных, притяжательных прилагательных, некоторых приставочных глаголов нестойкие ошибки в образовании существительных множественного числа Родительного падежа, малоупотребительных существительных множественного числа Именительного падежа, уменьшительно-ласкательной формы существительных в согласовании существительных с числительными в употреблении предложно-падежных конструкций
  • · в импрессивной речи: испытывает затруднения в дифференциации приставочных глаголов, в понимании сложных предложно-падежных конструкций, сложных сравнений, инверсии, конструкции в творительном падеже, многозвенных инструкций, абстрактных понятий, переносного и скрытого смысла, сложных по лексико-грамматической структуре предложений
  • · читает простые слова и фразы (при чтении наблюдаются ошибки оптического и недифференцированного характера)
  • · пишет печатными буквами свое имя, под диктовку простые слова, списывает печатные слова (нередко наблюдаются ошибки: пропуск и замены букв по оптическому признаку).
  • Умственное развитие.

  • · Осознанно считает до 20-ти, десятками до 100 состав числа – на наглядной основе, с небольшой направляющей помощью педагога.
  • · Из геометрических фигур знает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • · Знает основные и оттеночные цвета.
  • · Знает понятия: вверх, вниз, вперед, назад, справа, слева слева вверху, слева внизу (и т.п.).
  • · Пользуется временными понятиями - сегодня, сейчас, вчера, завтра, частями суток, временами года, днями недели месяцами.
  • · Из величин самостоятельно выделяет «большой – маленький», высоту, длину при ситуации выбора определяет ширину, толщину.
  • · Произведения художественной литературы слушает не всегда внимательно, на вопросы по содержанию отвечает, иногда с небольшой помощью педагога.
  • · Познавательный интерес и работоспособность – зависят от сложности заданий и их понимания. При несложных заданиях познавательная активность и работоспособность высокие, при сложных задачах – мальчик не способен длительно удерживать цель, проявляет невыраженное стремление к достижению результата и преодолению трудностей использует внешние средства мобилизации волевых усилий (закрывает глаза, берется за голову, отворачивается, задирает ноги на стул). Таким образом, выявляется ограничение зоны ближайшего развития.
  • · Мотивация к обучению зависит от понимания материала задания проявляется неустойчивая заинтересованность в конечном результате.
  • · Характер деятельности – репродуктивный, продуктивный использует направляющую, указывающую, обучающую помощь.
  • Общение, особенности игровой деятельности:

    мальчик контактный, в группе предпочитает играть с детьми, с удовольствием участвует в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх переживает, если по какой-то причине кто-то из детей не хочет с ним играть, пытается самостоятельно решить эту проблему.

    Эмоционально-волевая сфера:

  • · наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы: импульсивность, застреваемость на неадекватных реакциях (чаще всего – на плаксивости), двигательная расторможенность
  • · энергетический ресурс у мальчика (вегетативный коэффициент) – в общем, на хорошем уровне оптимальная работоспособность – при условии понимания задания и соответствии нагрузок возможностям ребенка при усложнении мыслительной активности – через 8 минут наблюдается резкое падение продуктивности, проявление вялости, инертности, утомляемости
  • · в диагностике уровня мотивации к школьному обучению просматривается незрелая позиция: преобладает внешняя мотивация (игровая деятельность в школе, общение с детьми) в прогнозе – если не будут оправданы ожидания, то может возникнуть нежелание посещать школу.
  • Логопедическое заключение: ОНР (Ш уровень): выход из сенсорной алалии.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    ДЛЯ ПМПК.

      Речевая среда и социальные условия:

    Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).

      Недостатки речи у близких. 2- язычие. Наследственные заболевания: Уровень родителей низкий. Процесс воспитания под контролем или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания. Не уделяется достаточного внимания внешнему виду. Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не

    опрятно одет, небрежно одевается, «грязнуля»).

      Родители не интересуются жизнью класса.

    2.Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).

      Плохо развита мелкая моторика рук. Нарушений ручной моторики не наблюдается. Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой) Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз. Пробы Хэда выполняет правильно с единичными ошибками, медленно. Оптико-кинестетическая организация движений сформирована недостаточно сформирована: движения выполняет с ошибками, замедленно. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений также наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки).

    3.Общая моторика:

      Нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная). Появляются сопутствующие движения. Нарушения координации- движения выполнены не одновременно, неточно. Отмечается общая заторможенность движений. Характерное двигательное беспокойство. Медлителенн в движениях. Нарушена общая координация. Неуклюжий.

    4. Артикуляционный аппарат.

    Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без

    аномалий.

      Строение лица не нарушено (нарушено)
      Тонус мышц лица сохранный или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)
      Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена

    (тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы).

      Строение губ нормальное или отклонения (массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов)
      Тонус губ не нарушен или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)
      Подвижность губ не нарушена или нарушена –

    (малоподвижные, излишне подвижные)

      Строение зубов нормальное нарушения - крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних) наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.
      Подъязычная связка укорочена
      Прикус правильный нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.
      Строение твердого нёба не нарушено
      Строение мягкого нёба и подвижность не нарушено
      Строение языка не нарушено.

    Отмечаются нарушения – толстый, маленький, массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.

      Мышечный тонус языка в норме нарушен – спастичность, гипотония, дистония.

    Подвижность языка не нарушена нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка (вправо, влево) язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.

    Речевая моторика развита достаточно в пределах нормы недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный неполный. Тонус нормальный вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.

    5. Устная речь.

    Общее звучание речи:

      Невнятная (чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих). Ритм нормальный. Излишне растянута. Темп речи замедленный (быстрый). Выразительная. Не торопливая (чрезмерно быстрая). Малоразговорчив. Паузы и ударения употребляет правильно. Говорит односложно. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматическойой стороны речи (аграмматизм). Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно. Разборчивость речи не нарушена. Несколько снижена разборчивость речи. Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста. Словесное ударение употребляет правильно. Логическое ударение отсутствует. Паузы в речи использует излишне часто. Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.

    Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный не продолжительный (4-5 слов).

    6. Понимание речи:

      Затруднено, инструкции требуют повторного объяснения. Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта. Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме. Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.

    7. Словарный запас:

      Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов. Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.) Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит. Недостаточен объём знаний об окружающем мире. Знаком с редкоупотребляемой лексикой. Несформированны отношения антонимии и синонимии. Низкий уровень практических обобщений. Трудности понимания и употребления лексики.

    8. Грамматический строй речи:

    а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

    б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.

    в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

    г) Грубые нарушения.

      В речи использует преимущественно простые распространённые предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения. Составляет предложения по опорным словам. Сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы- а, но, и). Сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что несмотря на хотя когда который поэтому). Ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа Наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прил. с сущ.(У девочки красная платье) Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (На деревьев пожелтели листья.) Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок). Неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных Соответствует особенностям развития его умственного развития детей младшего школьного возраста. Понимает и употребляет предлоги. Использует приставки при образовании сущ. и гл. Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка. примитивность синтаксических конструкций.

    Виды нарушений:

      изменение существительных по падежам согласование существительных с числительными 1,2,5. образование множественного числа существительных, образование прилагательных от существительных, образование приставочных глаголов понимание предложно-падежных конструкций (другие)

    11. Фонематическое восприятие (не нарушено/нарушено). звуковой анализ и синтез:

      нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез). Дифференциация звуков не нарушена. Неустойчивый навык. Единичные или множественные ошибки. Невозможность выполнения заданий. Правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот- кит). При воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки. Затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами). Способность выделить звук на фоне слова сформирована. Определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки. Допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова. Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована. Допускал многочисленные ошибки (в слове КОЗА звук «З» слышится перед звуком «К») Наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков. Фонематический синтез сформирован. Правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков(р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, паста, ворона). Фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы. Придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки в названии которых 5 звуков. Однако сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков.

    10. Состояние языкового анализа и синтеза

    Правильно/неправильно определяет последовательность и количество слов в предложениях с предлогами: «Катя идет гулять» (2). «На столе лежит книга» (3). «Дети катаются на коньках» (5). «Летом бывает очень жарко» (3) и т.п.

    Допускал ошибки при определении последовательности слов в предложении. В предложении «на столе стояла синяя ваза» слово «ваза» стоит после слова «столе» и т.п.

    Синтез не нарушен. Правильно составляет из последовательно заданных слов предложения.

    11. Состояние звукопроизношения

      Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм/

    боковой сигматизм шипящих/ увулярный ротацизм.

      В настоящее время нарушений звукопроизношения не отмечается. Звукопроизношение не нарушено. Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм.

    12. Звуко-слоговая структура речи:

      Сохранна. Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют. В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена. Правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры. Невозможность воспроизведения слов. Нарушение во фразовой речи переставляет или наращивает слоги замены, пропуски, повторения. Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов).

    Произношение слов сложного слогового состава.

      сокращение групп согласных: (+/ -) Прекращение звучания согласного на конце слова: (+/ -) Опускание начального согласного звука: (+/ -) добавление лишнего согласного в слог: (+/ -) перестановка звуков в слове: (+/ -) уподобление слога: (+/ -) сокращение числа слогов: (+/ -) добавление числа слогов: (+/ -)

    13. Состояние зрительной функции

    1) Состояние биологического зрения по данным медицинской карты в норме.

    2) Состояние высших зрительно-пространственных функций:

    а) схема тела сформирована

    б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева)

    в) не все пробы Хэда выполнил правильно (трудности в определении правых и

    левых частей тела сидящего напротив человека)

    г) правильно составил картинки разрезанные на 6-8 частей, начиная с 8

    допускал единичные ошибки

    д) конструирование фигур из палочек по образцу не нарушено. Затруднено

    конструирование и реконструирование геометрических фигур по

    представлению. По словесной инструкции не справился со многими

    заданиями.

    3) Состояние речезрительных функций (по альбому оптических и зрительных

    проб): все печатные и рукописные буквы называет правильно.

    Узнает заштрихованные, наложенные друг на друга, недописанные,

    написанные зеркально и пунктиром буквы, графически сходные буквы.

    Конструирование букв выполняет в целом правильно, допускает лишь

    Нарушены представления о структуре зрительного образа рукописных букв (не может устно объяснить из каких элементов состоит буква « в », чем отличаются « т » и « п ».

    Книги и статьи по логопедии

    %img src="/images/ramka-vp.gif>

    Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК.

    Говорова А.Ю.. учитель-логопед, Тульская область.

    Егор М. поступил в старшую группу МБДОУ “детский сад №9 компенсирующего вида” в возрасте 5 лет с диагнозом – задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. F80.82. Заикание. F98.5.

    Речевая среда.

    Многоязычия, нарушений речи у близких родственников нет. Процесс воспитания под контролем: родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Следуют рекомендациям специалистов.

    Состояние ручной моторики: недостаточно развита мелкая моторика рук ведущая правая рука пробы Хеда выполняет медленно с ошибками. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений (“Колечки”, “Звенья” и т.д.) также наблюдаются неточности.

    Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен, моторно неловок.

    Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений. Гиперсаливация.

    Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может длительно удерживать положение органов артикуляции.

    Общее звучание речи. Речь невнятная говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Логическое ударение отсутствует. Голос слабо-модулированный, тихий.

    Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, “кружка – чашка”). Егор знает такие обобщающие понятия как “овощи”, “фрукты”, “одежда”, “посуда”, “мебель”, “домашние животные”. Самостоятельно называет последовательность времен года, с помощью - порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.

    Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, “сливый сок – сливовый сок”, “стекловый стакан – стеклянный стакан”) в согласовании прилагательного и существительного (например, “у мальчика синий флаг, а у девочки красная платье”, мягкая кресло”) в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 цыпленков”, “5 деревов”, “5 медведёв”). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

    Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

    Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Егор не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова.

    Фонематические представления недостаточно сформированы.

    Звукопроизношение.

    Поставлены проблемные звуки [Р], [Л], [З] и их мягкие пары, но в речи они не закреплены. Отмечаются повторы или продление начальных звуков иногда слогов слов.

    Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов (например, “гусеца” - гусеница, “велосед” - велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

    Егор называет почти все буквы алфавита (кроме Щ, Ь, Ъ), читает короткие слова и предложения типа “кот”, “мак”, “Вот дом”. Читает медленно, часто обнаруживается недостаточное понимание прочитанного. Способ чтения – побуквенное с переходом чтения по слогам. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смысл текста. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). Затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

    Мальчик знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

    Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Егор не принимает активное участие в организованной деятельности, так как осознает свой речевой дефект и стесняется отвечать на вопросы. Однако мальчику нравится посещать индивидуальные логопедические занятия. В таком виде деятельности он “раскрывается”, пытается рассказать о событиях, происходящих с ним и вокруг него.

    Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечание адекватная.

    Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры, часто играет один, так как не умеет подчиняться общим правилам игры. Двигательная активность в игре низкая, малословен.

    Следует отметить, что Егор аккуратен, отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.

    Логопедический диагноз:

    Задержка речевого развития. Общее недоразвитие речи III уровня. Заикание.

    Ребенок наблюдается у штатного врача психоневролога, регулярно два раза в год находится на комплексном лечении в условиях стационара.

    К моменту окончания подготовительной группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы.

    Главное меню

    Если вы сдаете математику на базовом уровне. то работы будут оцениваться по пятибалльной системе (от «1» до «5») . проходной балл - 3. На таком экзамене вы должны получить как минимум положительную оценку «3», а также возможно «4» и «5». Оценки «1» и «2» считаются неудовлетворительными, при получении таких оценок экзамен будет не сдан, и аттестат вы не получите.

    Уважаемая Анастасия!

    Благодарим вас за то, что вы воспользовались нашей системой и задали нам вопрос.

    Согласно распоряжения Рособорнадзора, в этом году экзамен по математике можно сдать на базовом уровне и на профильном. Экзамен на профильном уровне будет сдан, если вы наберете установленный минимальный балл, в этом году он составляет 27 баллов. В этом случае вы получаете аттестат и возможность поступить в образовательное учреждение, где в списке предметов для поступления на выбранную специальность имеется предмет «математика».

    Если вы сдаете математику на базовом уровне, то работы будут оцениваться по пятибалльной системе (от «1» до «5»), проходной балл - 3. На таком экзамене вы должны получить как минимум положительную оценку «3», а также возможно «4» и «5». Оценки «1» и «2» считаются неудовлетворительными, при получении таких оценок экзамен будет не сдан, и аттестат вы не получите.

    Надеюсь, что мы ответили на ваш вопрос! Желаем вам успеха на предстоящих экзаменах!

    Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК

    Логопедическая характеристика

    (ФИО ребенка) поступил в подготовительную к школе группу ГБОУ СОШ №1034 в возрасте 5 лет 10 мес. с диагнозом ФНР (от 01.02.2011).

    Речевая среда. Двуязычие. имеется нарушение речи у близкого родственника (брата). Нет контроля за процессом воспитания со стороны родителей. Родители не консультируются с педагогическим составом.

    Состояние ручной моторики. Недостаточно развита мелкая моторика рук ведущая правая рука При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья» и т.д.) также наблюдаются неточности.

    Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен.

    Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может удерживать положение органов артикуляции.

    Общее звучание речи. Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.

    Пасивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляются в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года, порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи мало сложных предлогов.

    Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «бананый – банановы», «стекловый – стеклянный») в согласовании прилагательного и существительного (например, «у мальчика синий флаг, а у девочки красивый кукла») в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, 5 вишнев, 5 деревов). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

    Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Ребенок не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова. Фонематические представления недостаточно сформированы.

    Звукопроизношение. Поставлены проблемные звуки [С], [З] и их мягкие пары. Однако в речи они иногда искажаются.

    Слоговая структура слова. Искажена слоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов. Искажены слова сложной слоговой структуры.

    Ребенок не знает алфавит, не читает. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смыл текста. Пересказ осуществляет с помощью взрослого (наводящие вопросы, повторное чтение). Затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

    Ребенок знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

    Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Ребенок не принимает активного участия в организационной деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит).

    Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная.

    Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры.

    У ребенка энурез.

    Ребенок отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.

    Логопедическое заключение. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи II-III уровня

    К моменту окончания подготовительной к школе группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы.

    Сафарбекова Татьяна Казимовна,

    прислала

    Анна Меттус

    Учитель-логопед

    Характеристика

    состояния речевого развития

    Дана Ф.И.О. ребёнка г.р. .

    Ф.И. прошёл районную МПК (дата) в ГДОУ № (протокол №) и был направлен в ГДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи № с диагнозом: ТНР общее недоразвитие речи 111 ур., дизартрия на 1 год.

    Из анамнеза:

    Ребёнок от 2-ой беременности, 2-ых родов (3650,53), Апгар 8-9 баллов. В период новорожденности перенёс желтуху. До 1 год: частые ОРВИ, выявлен ФСШ. Физически развивался соответственно возрасту. Отмечалась ЗРР.

    В результате логопедического обследования в феврале 2012 г. Выявлено.

    • Понимание обращённой речи в пределах обихода, возрастная норма.
    • Состояние артикуляционного аппарата: травма верхних зубов.
    • Состояние речевой моторики: движения языка неточны, способность к переключению снижена.
    • Звукопроизношение: полиморфное . Изолированно звуки может произносить правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. Имеет место смешение звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.
    • Темп речевого высказывания нормальный, речь неразборчива, маловыразительна, звуки произносит нечётко.
    • Фонематическое восприятие затруднено. Не может повторить слоги с оппозиционными звуками. Справляется с выделением ударного гласного из начала слов, первого согласного.
    • Слоговая структура слов и звуконаполняемость нарушены. Наблюдается тенденция к упрощению структуры слова, выпадению согласных при их стечении.
    • Лексика. Словарный запас – низкая возрастная норма. Называет и обобщает предметы по лексическим темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, животные, птицы, мебель, транспорт. Выделяет 4-ый лишний из группы предметов, объясняет свой выбор. Затрудняется в назывании частей одежды, посуды, мебели, назывании профессий. Не всегда точно использует слова. В речи чаще употребляет существительные, глаголы, реже прилагательные и наречия.
    • Грамматический строй речи – низкая возрастная норма. Допускает ошибки в словообразовании и словоизменении. Наблюдается несогласование слов во фразе, неправильное использование предлогов. В речи употребляет простые распространенные предложения, искажённые сложносочинённые предложения. Может пересказать с помощью вопросов небольшой рассказ. Самостоятельное составление высказываний затруднено.

    К моменту окончания подготовительной группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

    Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
    Нравится

    Логопедическая характеристика

    На Кешуову Диляру Астовну

    Дата рождения 07.05.2017

    Диляра поступила в среднюю группу ГККП “ясли-сада № 4” в возрасте 4 года.

    Речевая среда . Нарушений речи у близких родственников нет. Процесс воспитания под контролем: родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Стараются следовать рекомендациям специалистов.

    Состояние мелкой моторики : у Диляры мелкая моторика рук развита достаточно; ведущая правая рука; пробы Хеда выполняет выброчно. Навыками самообслуживания владеет. Все еще испытывает небольшие трудности при овладении графическими навыками (при закрашивании рисунков выходит за контур).

    Общая моторика . Отмечается задержанная переключаемость движений, Диляра испытывает небольшие трудности при имитации движений; замен движений и синкенезий не наблюдается.

    Состояние и подвижность артикуляционного аппарата . Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без патологий (зубы редкие). Наблюдаются незначительные гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений.

    Общее звучание речи . Речь невнятная, так как недостаточно развита фонематическое восприятие. Фонемы не различаются по своему значению, что приводит к замене звуков. В речи использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные не сформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационные. Дыхание свободное, темп и ритм речи в пределах нормы.

    На данный момент речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; выполняет задания по словесным инструкциям (пример: Покажи где зебра? Где жираф?)

    Звукопроизношение нарушено имеет местно свистящий сигматизм, пароратоцизм, параламбдацизм. Фонематический слух снижен, Фонематическое восприятие не сформировано; отсутствует навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

    У Диляры пассивный и активный словарь характеризуется достаточностью. Наблюдается недоразвитие связной речи; неотчетливо произносит слова.

    Поставлены звуки [С], [З], но в речи они полностью не закреплены. Искажена звуко-слоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов (например, “гусеца” - гусеница, “велосед” - велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

    Диляра называет почти все буквы алфавита (кроме Ч). Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). Затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

    Диляра знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

    Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечание адекватная.

    Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, устойчивые. В контакт со сверстниками вступает быстро. Предпочитает спокойные игры, умеет организовывать игры.

    Следует отметить, что Диляра аккуратная, отзывчива на просьбу взрослого, помогает воспитателю.

    Логопедический диагноз:

    Общее недоразвитие речи III уровня. ФФНР .

    Логопед: Мухтарова М.С.

    И.О: Мустафина Б.Б.

    Елизавета Костылева
    Логопедическая характеристика

    Фамилия, имя, отчество ребёнка : Дата рождения :

    Учреждение дошкольного образования, общеобразовательный тип, логопедическая группа V вида . Ребёнок поступил в старшую логопедическую группу в возрасте 5 лет 1 мес. с заключением ОНР Ш уровня у ребёнка с дизартрическим компонентом.

    Речевая среда.

    Нарушений речи у близких родственников нет.

    Состояние ручной моторики.

    Недостаточно развита мелкая моторика рук, ведущая правая рука, при выполнении упражнений на динамическую организацию движений наблюдаются неточности, недостаточный объём движений, испытывает затруднения в штриховке.

    Общая моторика приближена к возрастным нормам.

    Артикуляционный аппарат.

    Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Общее звучание речи. Речь не внятная, высказывания интонационно не выразительны. Пассивный и активный словари приближены к возрастным показателям. Некоторые слова употребляет в приближенном значении (например : «кружка – чашка» ). Ребенок знает такие обобщенные понятия как : «овощи» , «фрукты» , «игрушки» , «посуда» , «мебель» , «животные» и др., называет времена года, допускает ошибки в порядке дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. В речи мало сложных предлогов . Грамматический строй речи. В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (3-5 слов, допускает незначительные ошибки в словообразовании, словоизменении,преимущественно в малознакомых словах. Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, в следствии частых пропусков по состоянию здоровья, испытывает затруднения в определении места звука в слове, в определении последовательности звуков в слове. Звукопроизношение. Поставлены звуки [Ц], [Ш], [Ж] ], [Л], ], [Р],на этапе постановки звуки [Р] ], [Ч]. Однако в речи они недостаточно автоматизированы в следствии частых пропусков и недостаточного контроля за исправленными звуками со стороны родителей. Слоговая структура слова . Допускает незначительные искажения в слоговой структуре слова , главным образом в незнакомых словах. Связная речь. Пересказ осуществляет самостоятельно, близко к тексту. Испытывает незначительные затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Ребенок знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы. Познавательные интересы сформированы. Ребенок принимает активное участия в организационной деятельности, не стесняется отвечать на вопросы. Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции, в случае затруднения охотно принимает помощь взрослого . В контакт со сверстниками и взрослыми вступает легко. Ребенок отзывчив на просьбу взрослого , всегда помогает. Логопед :

    Публикации по теме:

    Консультация «Звуковая характеристика» Звуки русского языка делятся на несколько групп и подгрупп:гласные,согласные,согласные твёрдые,согласные мягкие,согласные звонкие,согласные.

    Характеристика компонентов образовательной среды Характеристика компонентов образовательной среды. Предметно-развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка. Она направлена.

    Характеристика на ПМПК (краткая) Психолого – педагогическая характеристика воспитанника Казанцевского детского сада … 1.. Широкова Софья Максимовна 2. 02.07.2012.

    Характеристика на ПМПК (развернутая) Психолого – педагогическая характеристика воспитанника Казанцевского детского сада … 1. … 2. 02.07.2012 г. р. 3. МБДОУ Казанцевский детский.

    Характеристика невербальных компонентов коммуникации Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

    Квалификационная характеристика педагогических работников Заместитель директора общеобразовательного учебного заведения по научной, учебной, учебно-воспитательной работе (школы, школы-интерната,.

    Педагогическая характеристика Дата рождения: Домашний адрес: Данил посещает детский сад с сентября 2013 года. Адаптационный период проходил долго. Мальчик не сразу.