Игорь левитин помощник президента. Бывший министр транспорта повышен в статусе

Экс-министр транспорта, советник президента РФ Игорь Левитин назначен помощником президента Владимира Путина. Об этом сообщила пресс-служба Кремля, соответствующий указ подписал глава государства. Господин Левитин занимал пост советника президента с мая прошлого года.


Владимир Путин подписал соответствующий указ, освободив господина Левитина от ранее занимаемой должности. До сегодняшнего дня Игорь Левитин был советником главы государства, этот пост он занял 22 мая прошлого года. Напомним, что тогда сразу несколько министров из правительства Владимира Путина перебрались вслед за ним в Кремль. Однако Татьяна Голикова, Андрей Фурсенко, Эльвира Набиуллина, Игорь Щеголев стали помощниками президента, в то время как господин Левитин занял аппаратно менее значимую должность советника.

В качестве помощника президента он, скорее всего, будет курировать в Кремле те вопросы, за которые отвечал на этом посту Юрий Трутнев, назначенный 31 августа вице-премьером-полпредом президента по Дальнему Востоку. Об этом сообщил «РИА Новости» пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. «Еще предстоит внести корректировки в распределение обязанностей, но учитывая, что он назначен на должность помощника президента после ухода Трутнева, то с большой долей вероятности можно предположить, что он будет отвечать за вопросы, которые курировал Трутнев»,- сказал господин Песков.

Юрий Трутнев курировал, в частности, управление по обеспечению деятельности Госсовета. Положение об этом управлении было утверждено 21 августа. В круг его обязанностей включили информационно-аналитическое обеспечение рабочих поездок президента, подготовку материалов по выработке госполитики «в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований» и по разграничению полномочий между федеральными, региональными и местными властями. Одновременно в функционал управления вошла «подготовка предложений президенту и руководителю АП по вопросам политического планирования».

«Помощник и советник президента - это, в принципе, один и тот же уровень по рангу, разница в том, что у помощников есть реальная работа, а советник - это, скорее, такая синекура; должность, напоминающая звание»,- считает политолог Владимир Прибыловский. По его словам, президент, назначив господина Левитина советником, отправил его в резерв, «поскольку его было некуда пристроить», а сейчас экс-министру транспорта будет дана реальная работа, «хотя неизвестно, хочет ли он ее получить». «Видно, освободился фронт работ, куда Игоря Левитина можно было бы приткнуть, а ранее решили, что работу, которую сейчас получит Левитин, стоит отдать Юрию Трутневу»,- полагает политолог. Он отметил, что «достаточно трудно» вычислить, почему в 2012 году одному экс-министру дали реальную работу, а другого отправили «на почетную должность». «Скорее всего, сейчас сочли, что Левитин достоин должности помощника»,- резюмировал Владимир Прибыловский.

Левитин Игорь Евгеньевич

Родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково Одесской области. После службы в армии в 1973 году окончил Военное училище железнодорожных войск и военных сообщений в Ленинграде, в 1983 году — Военную академию тыла и транспорта. С 1983 по 1985 год занимал пост военного коменданта железнодорожного участка и станции Ургал на БАМе, с 1985 года по 1994 год работал на Московской железной дороге в должности военного коменданта участка, заместителя начальника военных сообщений. В 1996 году перешел на работу в ЗАО "Северстальтранс" (сейчас группа "Н-Транс"), с 1998 по 2004 год был заместителем гендиректора компании, 9 марта 2004 года назначен министром транспорта и связи, с 20 мая 2004 года — министр транспорта. С 22 мая 2012 года работал советником президента РФ Владимира Путина. Кандидат экономических наук. Женат, воспитывает дочь.

В 1970 году в возрасте 18 лет был призван в армию. Получил военное образование. В 1973 году окончил Ленинградское высшее командное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Срок подготовки командиров в училище тогда составлял 4 года. Службу начинал помощником военного коменданта в Одесском военном округе на Приднестровской железной дороге, а с 1976 г. находился в Южной группе Советских войск в Будапеште (Венгрия), где служил по 1980 год .

Активно занимался научной работой в области маршрутизации грузов.

В правительстве России (2004-2012)

9 марта 2004 года был назначен министром транспорта и связи в Кабинете Михаила Фрадкова. В мае этого же года Министерство транспорта и связи было разделено на собственно Министерство транспорта (Игорь Левитин) и Министерство информационных технологий и связи (Леонид Рейман) .

В составе министерства было образовано три подструктуры: Федеральная служба по надзору в сфере связи и Федеральное агентство связи были переведены из ведомства Левитина, а Федеральное агентство по информационным технологиям было образовано вновь.

Владимир Путин охарактеризовал Левитина как хорошего железнодорожника и транспортника и поставил первоочередную задачу на этом посту - радикально реформировать штат объединенного ведомства, сократив его с 2300 штатных единиц до 600. Высвободившиеся кадры планировалось направить во вновь образованные подведомственные учреждения.

Входил в Общественный совет при правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта.

Принадлежащее Левитину ЗАО «Дормашинвест» аффилировано с десятками юридических лиц по всей России, работающих в сфере транспорта и связанных экономическими интересами с министерством транспорта. ЗАО «Дормашсервис» регулярно получало государственные контракты от структур, подведомственных Левитину как министру. Основные поступления через контракты осуществлялись министерством транспорта по поставкам в рамках заказов подведомственных организаций министерства у дочерних компаний ЗАО «Дормашинвест».

Входит в совет директоров открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»).

30 декабря того же года возглавил Комиссию по проверке деятельности работы авиационного комплекса в условиях критической ситуации (тогда многие рейсы были отменены из-за сильных снегопадов и последующего обледенения самолётов) .

Лично курировал реконструкцию Московского проспекта в Ярославле. Эта дорожная стройка стала самой крупной в городе .

После взрыва в московском аэропорту Домодедово в январе 2011 года Левитин не чувствовал за собой никакой ответственности, но предложил уволить главу Ространснадзора Геннадия Курзенкова .

После авиактастроф «Ту-134» под Петрозаводском 22 июня и «Як-42» под Ярославлем 7 сентября , в которой погибла хоккейная команда «Локомотив», Левитин давал президенту и парламенту РФ крайне невразумительные объяснения о состоянии российского авиапарка, однако и на сей раз «министр катастроф» в отставку отправлен не был .

Деятельность на посту министра транспорта

Когда И. Левитин занял свой пост, Владимир Путин прокомментировал это назначение: «Левитин, конечно, производит впечатление такого цельного мужика, сильного и квалифицированного. <…> Он хороший транспортник, хороший железнодорожник, профессиональный» .

Вступив в должность, во исполнение указания руководства страны о сокращении чиновников И. Левитин сократил центральный аппарат ведомства более чем на 20 %. Около двух тысяч человек были сокращены в территориальных органах, а аппарат самого министерства стал в четыре раза меньше .

В ноябре 2004 года Игорь Левитин подписал соглашение со своим украинским коллегой Георгием Кирпой о работе Керченской переправы. Железнодорожно-паромное сообщение между портами Крым и Кавказ прекратилось после распада СССР. Подписание соглашения было направлено на его возобновление, которое действительно состоялось.К документу прилагались правила перевозки грузов и положение о совете по совместной эксплуатации переправы .

1 августа 2005 года было открыто скоростное движение между Москвой и Киевом. И. Левитин отметил преемственность в политике транспортных органов Украины - решение об открытии скоростного сообщения между столицами России и Украины было принято еще при предыдущем украинском руководстве.

Для реализации проекта было отремонтировано 153 км пути, на 50 станциях скоростного маршрута Московской железной дороги заменено 132 стрелочных перевода на железобетонном основании. И. Левитин вручил награды министру транспорта и связи Украины Евгению Червоненко и президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину за личный вклад в создание скоростного движения между столицами Украины и России, а также в развитие железнодорожного транспорта Украины и России. Они награждены медалями «За заслуги в развитии транспортного комплекса России» .

В августе 2005 года Левитин презентовал частный фирменный поезд-отель «Гранд Экспресс» сообщением Москва - Санкт-Петербург. Он напомнил, что на втором этапе реформы из ОАО «Российские железные дороги» выделится Федеральная пассажирская компания, 100 % акций которой будет принадлежать государству. «Таким образом, осуществлять пассажирские перевозки вместе с Федеральной пассажирской компанией будут и частные операторы», - заявил он.

3 октября 2005 года в Брюсселе И. Игорь Левитин и комиссар ЕС по вопросам транспорта Жак Барро подписали совместный документ, определяющий общие принципы, цели и структуру диалога Россия - ЕС в сфере транспорта и инфраструктуры .

В конце 2005 года И. Левитин вместе с тогдашними главой Минэкономразвития Германом Грефом и министром иностранных дел Сергеем Лавровым обратились к президенту с требованием отменить запрет на определение высокоточных координат . Он был введен в интересах Минобороны и предусматривал точность на местности не выше 30 метров (против 10 м у GPS). Это обращение обеспечило запуск системы ГЛОНАСС с правовой точки зрения.

СМИ в этот период обратили внимание на реалистичную оценку И. Левитиным возможностей железнодорожного транспорта. В частности, в декабре 2005 года он категорически отклонил предложение начальника Октябрьской железной дороги Виктора Степова о строительстве железнодорожной ветки к нефтеналивному порту Приморск в Ленинградской области. «Туда – только труба», – заявил тогда Левитин .

На пресс-конференции И. Левитина по итогам работы Минтранса России в 2005 году он заявил о росте грузооборота на 3% по сравнению с предыдущим годом – он достиг 2197 млрд тонно-километров, причем наибольший прирост грузооборота – порядка 7,7% – достигнут на автомобильном транспорте. Причинами роста объемов грузовых перевозок в основном явились оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях .

Госдума приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о создании Российского международного реестра судов», разработка которого заняла шесть лет. Закон «О транспортной безопасности» принят Государственной Думой в первом чтении в ноябре 2005 года.

В декабре 2005 года И. Левитин и председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев подписали рамочный договор, согласно которому банк получил статус стратегического партнера Министерства транспорта. В этой роли ВЭБ получил возможность контролировать участие других банков и финансовых учреждений в крупнейших проектах развития транспортной инфраструктуры России .

В сентябре 2006 года Игорь Левитин и министр транспорта, инфраструктуры, туризма и морских дел Французской Республики Доменик Пербен подписали меморандум о намерениях между двумя структурами обмениваться информацией о действующей законодательной и нормативно-технической базе России и Франции в области строительства и содержания платных автомобильных дорог, а также о методиках привлечения средств частных инвесторов в рамках государственно-частного партнерства при строительстве, реконструкции автомобильных дорог, в том числе по проекту создания скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург.

В области железных дорог стороны договорились рассмотреть предложения по развитию высокоскоростных железных дорог, в том числе по созданию скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург и высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Хельсинки .

В августе 2006 года был представлен новый ускоренный поезд Москва – Минск под названием «Славянский экспресс» . Его время в пути составило 7 часов 30 мин - на 2,5 часов меньше, чем раньше. В 2011 году поезд начал ходить по удлиненному маршруту Москва – Брест .

В Кемерово был открыт мост через реку Томь на федеральной трассе М-53 «Байкал», что позволило увеличить грузоперевозки через Кемеровскую область в регионы Сибири, Дальнего Востока и европейскую часть России, а также мост «Юбилейный» через Волгу в Ярославле .

В 2006 году при участии Левитина в рамках Петербургского экономического форума был подписан российско-немецкий меморандум о сотрудничестве в сфере высокоскоростных перевозок. С российской стороны документ подписали Министерство транспорта и ОАО «РЖД», с немецкой - Deutsche Bahn и Siemens. Документ подразумевает обмен информацией в сфере высокоскоростного железнодорожного сообщения, в том числе в области создания и модернизации инфраструктуры такого сообщения, создания подвижного состава, технического оснащения высокоскоростных магистралей .

По результатам более чем 10 000 проверок авиапредприятий и организаций гражданской авиации была приостановлена деятельность 20 авиакомпаний, запрещена эксплуатация 12 воздушных судов, 43 аэродромов и посадочных площадок, выписано более 900 инспекторских предписаний. 280 тысяч нарушений было выявлено в сфере автотранспорта, по итогам проверок ведомство вернуло в госбюджет 140 миллионов рублей.

В ведомстве прошли аттестацию 229 работников судоходных компаний, ответственных за безопасность мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды.

В начале 2007 года Левитин в качестве председателя межправительственной комиссии провел переговоры о сотрудничестве с латвийской стороной . В результате уже весной того же года Россия и Латвия подписали договор о границе, судьба которого долгое время оставалась неопределенной. Латвия претендовала на территорию Пыталовского района Псковской области, однако в результате район остался в составе России .

В 2007 году Левитин заявил о ряде системных проблем в организации контроля и надзора на транспорте, выявленных в результате совместной проверки Минтранса и Генпрокуратуры, и намерении их исправить.

В декабре 2007 года Левитин и глава МИД Литвы Пятрас Вайтухунас подписали соглашение о судоходстве по Куршскому заливу и внутренним водным путям Калининградской области. В соответствии с документом был отменен разрешительный порядок судоходства в российских водах для иностранных судов. Российские суда получили в этих водах равные права с литовскими плавсредствами .

В конце 2007 года Минтранс подписал соглашение с германским отделением корпорации «Ллойд» на проведение освидетельствований судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Выступая с докладом, Левитин проинформировал членов Морской коллегии, что соглашение подписано в целях реализации положений Кодекса торгового мореплавания в отношении Российского международного реестра судов по поручению правительства РФ. Таким образом, российские суда оказались на контроле одной из старейших и самых представительных страховых компаний .

В декабре 2007 года Левитину и его израильскому коллеге Шаулю Мофазу удалось предотвратить эскалацию конфликта между двумя странами, вызванного разногласиями по вопросу о предоставлении израильской авиакомпании KAL лицензии на осуществление регулярных грузовых авиарейсов из Израиля в Москву. Причиной стало отклонение чартера израильской авиакомпании от курса над территорией России, из-за чего встал вопрос о полном прекращении авиасообщения. Однако ведомствам удалось достичь соглашения об упорядочении перевозок и введении с декабря единого маршрута для нескольких компаний, в том числе «Эль-Аль» и «Трансаэро» .

В 2008 году была принята разработанная при участии Минтранса Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года . В соответствии с ней к этому сроку предполагается рост грузооборота по сравнению с 2007 годом от 1,46 до 1,58 раза, пассажирооборота - от 1,16 до 1,33 раза . Данный временной интервал в Стратегии разделен на две части: до 2015 года и до 2030. Для реализации планов на первый период Министерством транспорта тогда же была разработана Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» . Основная цель первого этапа - модернизация железнодорожной сети, второго - динамичное её расширение. Всего по минимальному варианту Стратегии к 2030 году планируется построить 16 тысяч км железнодорожных линий.

В 2008 году был закончен масштабный проект на Ярославском шоссе в Подмосковье - строительство Мытищинской развязки, позволившее сделать движение по трассе «Холмогоры» бессветофорным. До этого здесь были многочасовые пробки. За пять лет были построены три эстакады: въездную и выездную трассы для Королева и трассу для въезда и выезда из Мытищ. Кроме того, на протяжении трассы от МКАД до Королева построено несколько надземных пешеходных переходов. Открывая движение по развязке вместе с губернатором Московской области Борисом Громовым , Левитин пообещал, что Ярославское шоссе через пять лет станет одной из самых современных трасс Московской области .

В 2008 году был сдан 2-й пусковой комплекс автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи, строительство которой началось еще в 1988 году, после чего финансирование было свернуто . Тогда же был построен тоннель на автомобильной дороге Адлер - Красная Поляна длиной 2,5 км. В результате ввода в эксплуатацию этого участка было завершено строительство всей дороги и открылась возможность для выдвижения г. Сочи в качестве города-кандидата на право проведения зимних Олимпийских игр 2014 года.

В декабре 2008 года на заседании правительственной комиссии Левитин предложил поддержать не только РЖД, но и частные компании, занимающие около 60% рынка перевозок. По его словам, частным операторам необходимо рефинансировать прошлые займы и получить дополнительные кредитные средства на покупку новых вагонов. Наиболее крупные операторы, имеющие парк более 10 тысяч вагонов, подали заявки в Минтранс на получение господдержки на сумму около 30 млрд рублей. Такая же сумма предназначена для авиакомпаний, причем только для тех, которые за 11 месяцев 2008 года перевезли не менее 1 млн человек и не менее 50% рейсов которых были регулярными .

Тогда же на фоне роста безработицы в России Министерство транспорта приступило к разработке программы по трудоустройству безработных россиян на временные работы по ремонту и строительству дорог. СМИ отметили, что ведомство в этом вопросе воспользовалось опытом США времен Великой депрессии . Левитин сообщил также, что министерство намерено просить Госдуму и правительство «внести изменения в законодательство, чтобы можно было оперативно перебрасывать субсидии из нашего источника и из региона в регион». Ведомство подготовило норматив, определяющий количество человек, необходимых для проведения работ на том или ином участке дорог.

13 октября 2009 года в Пекине в рамках встречи глав правительств России и Китая президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, И. Левитин и министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь подписали меморандум о взаимопонимании в области организации и развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения на территории России .

Еще один меморандум о взаимодействии между ведомствами был подписан в том же месяце Левитиным и его китайским коллегой Ли Шенлинем. В соответствии с документом стороны намерены реализовывать совместные проекты в области дорожного хозяйства, а также содействовать развитию автомобильных дорог, входящих в международные транспортные коридоры .

В области морского транспорта Россия и Китай заявили о намерении сотрудничать в развитии внутреннего водного транспорта и судоходства по пограничным рекам, а также вопросах безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды.

В 2009 году Левитин сообщил, что с 2004 года (когда он вступил в должность) объём авиаперевозок ежегодно увеличивался на 10-15 %, а всего за пять лет вырос в полтора раза. Под его контролем был изменен подход к реализации Федеральной целевой программы по развитию транспортной системы в части модернизации аэродромов: раньше средства распределялись по многим аэропортам, что приводило к увеличению срока работ. По примеру автодорог был совершен переход к нормативному сроку строительства с концентрацией средств на одном из объектов.

В том же году начались воздушные перевозки пассажиров до 23 лет и старше 60 с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно по специальным тарифам с соответствующим возмещением организациям воздушного транспорта выпадающих доходов из средств федерального бюджета .

В целях сохранения и развития местных и региональных авиаперевозок в районах Крайнего Севера были созданы казенные авиапредприятия на базе социально значимых аэропортов. Мера коснулась тех регионов, где местные авиаперевозки носят социальный характер и не являются предметом коммерчески эффективного бизнеса. В частности, только в Якутии казёнными стали 23 аэропорта .

В 2010 году была сдана первая очередь Северного объезда Новосибирска, являющегося частью федеральной трассы М-51 «Омск - Новосибирск» и спроектированного еще в 1990-е годы .

В декабре 2010 года министры транспорта Белоруссии и России Иван Щербо и Левитин подписали соглашение об автомобильном контроле на внешней границе Союзного государства. Левитин сообщил, что стороны намерены в онлайн-режиме отслеживать систему контроля за автотранспортом. Кроме того, тогда же стороны подготовили проект плана по формированию объединенной транспортной системы на 2011–2012 годы. «Мы не останавливаемся, транспорт остановить невозможно. Интеграция наших систем продолжается», – заявил в связи с этими решениями И. Левитин .

Два проекта морских мостов - через Кольский залив и через пролив Босфор Восточный - были завершены соответственно в 2005 и 2012 году. Мост через Кольский залив на автодороге Кола - Печенга в Мурманской области стал узловым звеном в обеспечении автотранспортной связи районов Мурманской области с областным центром и скандинавскими странами (Норвегия, Финляндия) .

Мост через Босфор Восточный на остров Русский соединил его с центральной частью Владивостока. Это один из крупнейших вантовых мостов в мире, центральный пролёт которого, длиной 1104 м, является рекордным в мировой практике мостостроения .

Еще один вантовый мост - через Неву - стал крупнейшим из мостовых сооружений на Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга. Он был открыт в 2004 году и связал северные участки кольца с федеральной дорогой «Россия», ведущей на Москву и в центр России . Первая очередь моста была введена в строй за рекордные три года. Строительство КАД закончилось в 2010 году - на 2 года раньше срока.

В 2010 году впервые со времён распада СССР удалось остановить сокращение количества гражданских аэродромов.

Тогда же были отмечены достижения в области эксплуатации морского транспорта: объём перевалки грузов в морских портах России составил 526 млн тонн по сравнению с максимальным объемом в 420 млн тонн, достигнутым СССР. Кроме того, впервые в российской истории крупнотоннажный танкер арктического ледового класса «СФК Балтика» прошёл коммерческим рейсом по Северному морскому пути, доставив в Китай 117 тысяч тонн газового конденсата. Это подтвердило жизнеспособность и рентабельность регулярной доставки энергоносителей из бассейна Баренцева и Карского морей на рынки Азиатско-тихоокеанского региона по Северному морскому пути.

В 2007 году при участии Левитина был принят базовый для отрасли Закон о морских портах, который разрешил существовавшие ранее противоречия в арендных отношениях . В период кризиса морской транспорт в России увеличил грузооборот. В частности, объём перевалки в морских портах вырос на 5 %. В 2009 году в развитие морских портов инвестировано 25 млрд рублей федеральных средств и 100 млрд рублей - частных .

В 2010 году при участии Левитина было подписано «Соглашение о намерениях по реализации комплексного инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» с развитием Северного широтного хода (Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево)» между Федеральным агентством железнодорожного транспорта, правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, ОАО «РЖД», «Газпромом», корпорацией «Урал Промышленный – Урал Полярный» . Строительство Северного широтного хода позволит обеспечить выход грузопотока, генерируемого железнодорожной линией Салехард – Надым, на действующую сеть железных дорог общего пользования Северной железной дороги .

В начале 2011 года Левитин возглавил Координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и Московской области . Покинув пост министра и став советником президента РФ, Левитин остался в составе совета .

В мае того же года Левитин открыл под Санкт-Петербургом многофункциональный комплекс ООО «Логистический парк «Янино». Его особенность в том, что грузы не стоят в ожидании обработки, а сразу поступают на склад, где и накапливаются. Они могут поступать в контейнерах, а могут - в крытых вагонах .

В 2012 году было достигнуто принципиальное соглашение с Республикой Абхазия об изменении тарифов на перевозки грузов по железным дорогам. В соответствии с подписанным Левитиным и министром экономики Абхазии Давидом Ирадяном протоколом установлен единый тариф по всему маршруту в отличие от дифференцированного, действовавшего ранее. Стоимость перевозки снизилась на 22-25 рублей за тонну, или на 40-70 % в зависимости от вида груза и направления перевозки .

В 2011 году Левитин заявил, что Украина и Россия в течение 1,5 года планируют завершить изыскательные работы по проекту мостового перехода через Керченский пролив . Внешэкономбанк РФ, которому было поручено финансирование работ, начал поиск потенциальных инвесторов, готовых войти в проект наряду с государственными .

В 2012 году распоряжением премьер-министра РФ Виктора Зубков был создан совет по развитию лесопромышленного комплекса при правительстве РФ. В него, в частности, вошли министр регионального развития Дмитрий Козак, министр транспорта Левитин, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов .

Государственная деятельность (2012 - настоящее время)

С марта по июнь 2012 года - временно исполняющий обязанности главы Морской коллегии Российской Федерации. После него пост перешел к Дмитрию Рогозину .

С 22 мая 2012 года по 2 сентября 2013 года - советник Президента Российской Федерации Владимира Путина , со 2 сентября 2013 года - его помощник .

Когда стало известно о назначении Игоря Левитина помощником президента РФ, пресс-секретарь последнего Дмитрий Песков сообщил, что в ведение Левитина перейдут вопросы, за которые ранее отвечал Юрий Трутнев. В частности, речь шла о региональной политике на Дальнем Востоке и вопросах по линии Государственного совета .

В августе 2012 года вошёл в состав Совета при президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта .

В этом же месяце принял участие в масштабном Международном авиатранспортном форуме «МАТФ» в Ульяновске. Число гостей превысило 2000, а всего праздник и авиашоу посетили более 100 000 жителей и гостей региона. Одним из главных итогов деловой программы стало подписание меморандума между Ульяновским авиационным кластером и Европейским партнерством авиационных кластеров (ЕАСР) .

Тогда же Кабмин Украины утвердил соглашение с Российской Федерацией о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе, подписанное Левитиным от российской стороны в марте. Вопросы судоходства в этих акваториях и делимитации морской границы долгое время оставались одними из самых сложных во взаимоотношениях Москвы и Киева - переговоры по ним велись с 1996 года .

Распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 3 сентября 2012 года Левитин назначен секретарём Государственного совета Российской Федерации .

В феврале 2013 года Левитин поручил разграничить полномочия агентств Министерства транспорта, регулирующих авиационную деятельность. Комментируя это решение, тогдашний замминистра транспорта РФ Валерий Окулов заявил, что Росавиция проводит сертификацию деятельности по ремонту и обслуживанию воздушных судов, а Ространснадзор лицензирует эту деятельность. Полномочия последней организации были признаны избыточными .

25 сентября 2013 года стал заместителем председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта .

17 октября 2013 года Левитин вошёл в Экономический совет при Президенте РФ . Решением Олимпийского собрания в мае 2014 года избран вице-президентом Общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России» .

В январе 2014 года вместе с замглавы администрации президента Антоном Вайно вошел в состав наблюдательного совета госкорпорации «Ростех». Этим же указом президент прекратил полномочия членов набсовета Александры Левицкой и Людмилы Тяжельниковой .

Входит в рабочую группу при Президенте Российской Федерации по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, иных культовых зданий и сооружений .

В сентябре 2014 года Левитин провёл в порту Восточный совещание по развитию портовой инфраструктуры Приморского региона. За 8 месяцев этого года суммарный грузооборот 6 портов Приморского края составил 68,5 млн тонн, что существенно превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Преимущественно рост грузооборота произошел из-за наращивания объемов перевалки нефти и угля. Левитин отметил, что последние тенденции предполагают вывоз перевалки пылящих грузов за пределы городов. Он также раскритиковал схему движения большегрузных машин, идущих в порт. «Все дороги и развязки, построенные к саммиту АТЭС, загромождены большегрузным транспортом, в городе сильно затруднено движение, это неправильно».

Левитин поручил Федеральному агентству морского и речного транспорта взять на контроль доставку контейнеров в порт Владивостока, разгрузив городские дороги. Было поручено, в частности, решить вопросы ночного движения контейнеровозов, доставку контейнеров в порт по железной дороге .

В феврале 2014 года Левитин посетил с инспекционной поездкой Самару, где ознакомился с работой нового терминала аэропорта «Курумоч». Он признал, что аэропорт выгодно отличается от строящихся в других регионах. Строительство терминала началось еще в бытность Левитина министром транспорта. Тогда пришлось пойти на риск, поскольку потенциального инвестора сначала не было и речь шла о финансировании из областного бюджета. 12 млрд рублей были выделены регионом, уже затем появились 8 млрд рублей сторонних инвестиций. Он также одобрил решение оставить старый терминал, который может пригодиться, чтобы развести болельщиков разных команд .

В 2014 году в Международный день инвалидов (3 декабря) при участии Игоря Левитина в Москве был открыт Центр паралимпийского спорта. В шестиэтажном здании на Тургеневской площади разместились офисы Паралимпийского комитета России, медиацентр, музей и универсальный спортивный зал .

В начале декабря 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился организовать комитет по подготовке российских спортсменов к Олимпийским и Паралимпийским играм под председательством своего заместителя Аркадия Дворковича. В комитет вошли Игорь Левитин, министр спорта РФ Виталий Мутко, замминистра иностранных дел Геннадий Гатилов, первый замминистра обороны Аркадий Бахин .

С 2015 года Левитин курирует проект модернизации легкомоторного самолёта Ан-2 («кукурузник»), разработанный в . На первом этапе специалисты разработали новое крыло, позволяющее почти в два раза улучшить скоростные характеристики машины. К 2016 году планируется завершить создание полностью обновлённой модификации воздушного судна .

В октябре 2015 года Игорь Левитин стал почетным гражданином города Сочи . С предложением об этом выступил сенатор от Краснодарского края Виталий Игнатенко. По его словам, И. Левитин внес огромный вклад в создание новой инфраструктуры города.

На посту помощника президента Левитин также занимается вопросами жилищно-коммунального хозяйства .

Общественная деятельность

Занимал должности члена наблюдательного совета (2004-2006), президента ФНТР (2006-2008), председателя наблюдательного совета (2008-2012) и председателя попечительского совета ФНТР (2012 - настоящее время) .

В СМИ отмечалось активное развитие настольного тенниса в России, начавшееся после прихода И. Левитина в федерацию этого вида спорта. В частности, был сделан серьезный акцент на активном участии в деятельности международной и континентальной федераций. В результате в 2007 году в Санкт-Петербурге Россия приняла чемпионат мира по пинг-понгу . Также были проведены мировые туры Международной федерации настольного тенниса (ITTF World Tour) с 2006 года, Кубок мира 2009, Суперкубки Европы (c 2007), Чемпионат Европы (2008 и 2015), командный Чемпионат мира (2010, мужская сборная России заняла 6-е место). Левитиным была от правительства России получена гарантия проведения командного Чемпионата мира 2020 года в Екатеринбурге в случае победы заявки в ИТТФ . За эти годы командный чемпионат России по настольному теннису стал одним из сильнейших в Европе. В клубах России выступают такие известные спортсмены, как Владимир Самсонов (Белоруссия), Дмитрий Овчаров (Германия), Юн Мизутани (Япония).

Возглавляемый Игорем Левитиным попечительский совет ФНТР способствовал созданию специализированных центры настольного тенниса созданы в городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге (Центр олимпийской подготовки сборных команд России и школа настольного тенниса Татьяны Фердман в Балтыме и Верхней Пышме), Казани, Сорочинске, Оренбурге. Также попечительским советом ФНТР организуются тренерские и судейские семинары в регионах России с приглашением зарубежных лекторов: Ричард Праузе, Ференц Коршай, Дубровка Скорич . Проводится работа по совершенствованию правил проведения соревнований, предложенные новшества проходят проверку в ходе проводимых в России турниров по настольному теннису.

По инициативе Левитина с 2015 года в России отмечается Всемирный день настольного тенниса. Первое мероприятие прошло 6 апреля 2015 года в ГУМе, где помощник президента сам сыграл несколько партий .

В сентябре 2012 года вошел в комиссию по вопросам развития авиации общего назначения, созданную распоряжением Владимира Путина. Возглавил её помощник президента России Юрий Трутнев, в её состав вошел, в частности, и министр транспорта Максим Соколов .

В мае 2014 года избран вице-президентом Общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России». Распоряжением президента ОКР назначен спецпредставителем Олимпийского комитета России на первых Европейских играх в Баку, которые прошли с 12 по 28 июня 2015 года. В программу игр включены соревнования по 20 видам спорта, 16 из которых олимпийские. 11 из них станут отборочными к летней Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро .

В октябре 2014 года Левитин вошел в состав наблюдательного совета по проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году .

Входит в состав попечительского совета образовательного центра «Сириус» для одарённых детей в Сочи, созданном на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе президента РФ. Центр рассчитан на бесплатное обучение 600 детей в возрасте 10–17 лет, которых сопровождают более 100 преподавателей и тренеров .

Семья

По итогам 2010 года вошёл в тройку самых богатых членов Правительства РФ, наряду с Ю. Трутневым и А. Хлопониным : по официальным данным, за этот год Левитин заработал 22 миллиона 657 тысяч рублей .

В период деятельности Левитина в качестве министра транспорта правительства России в стране произошёл ряд резонансных авиапроисшествий с сотнями человеческих жертв. После трёх подряд в один год авиакатастроф пассажирских лайнеров в российском небе близ Сочи (2006) , под Иркутском (2006) и Донецком (2006) , а также в Перми (2008) , под Ярославлем (2011) (все с массовой гибелью пассажиров и экипажа на борту) Левитин возглавлял правительственные комиссии по расследованию причин и оказанию помощи пострадавшим. Частота и повторяемость катастроф, спорные выводы комиссий по расследованию вызвали общественную критику в адрес Левитина, вследствие чего он получил в прессе прозвище «министр катастроф» .

Награды

  • Юбилейная медаль «60 лет Вооруженных сил СССР» (1978 год)
  • III степени (15 февраля 2012 года)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20 сентября 2009 года)
  • Орден Почёта (Армения , 17 октября )
  • Медаль «За развитие железных дорог» (9 января 2008 года) - За большой вклад в развитие железнодорожного транспорта
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (22 февраля 2012 года)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (18 июля 2014 года) - Во внимание к помощи, оказываемой Троице-Сергиевой лавре

Классный чин

Примечания

  1. . Gazeta.ru (1 марта 2014).
  2. «Министр катастроф» стал помощником президента. Кто такой Игорь Левитин? . Slon.ru (2 сентября 2013).
  3. Федерация настольного тенниса России .
  4. Левитин вошел в президентский совет Международной федерации настольного тенниса .
  5. ПОЛИТИКА: Игорь Левитин. Досье
  6. Игорь Левитин - министр и президент
  7. Пришедшие вместе , газета «Коммерсантъ», № 43 (2882), 11.03.2004
  8. Общественный совет по реформе железнодорожного транспорта .
  9. Участники совещания по вопросам развития транспортного машиностроения .
  10. О разделе Министерства транспорта и связи .
  11. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 746
  12. «Шереметьево» против «Шереметьево», Елена Севрюкова, Совершенно секретно № 8/243 от 08/2009
  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 1282-р .
  14. Декларация и имущество министра транспорта Игоря Левитина
  15. Левитин, Собянин, Шанцев и Швецова - кандидаты на пост мэра Москвы. «РИА Новости»
  16. В Минтрансе создана комиссия по проверке деятельности авиакомплекса .
  17. 2010-й стал для Ярославля «годом новых объектов» .
  18. Все виноваты, Левитин - молодец. Страна. Статьи www.newsinfo.ru
  19. Игорь Левитин: Аппарат министерства мы сократили в четыре раза .
  20. Россия расторгла соглашение с Украиной о работе Керченской переправы .
  21. Между Москвой и Киевом пущен скоростной экспресс .
  22. Россия и ЕС подписали документ о диалоге в сфере транспорта .
  23. Россия спешит с навигацией .
  24. Игорь Левитин против строительства железнодорожного полотна к Приморску .
  25. Грузооборот российского транспорта возрос в этом году на 3% .
  26. Внешэкономбанк стал стратегическим партнером Минтранса .
  27. И. Левитин и Д. Пербен подписали меморандум о намерениях .
  28. Из Москвы отправляется первый "Славянский экспресс" .
  29. В Кемерово открыт мост через реку Томь .
  30. Минтранс, РЖД, Deutsche Bahn и Siemens подписали меморандум о сотрудничестве .
  31. Левитин раскритиковал Ространснадзор .
  32. Россия – Латвия: шаги навстречу .
  33. Калининград и Литва регламентировали судоходство .

Родился 21 февраля 1952 г. в пос. Цебриково Одесской области Украинской ССР (ныне - Украина).

В 1973 г. окончил Ленинградское высшее командное училище железнодорожных войск и военных сообщений им. М.В. Фрунзе (ныне – Военный институт железнодорожных войск и военных сообщений Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва). В 1983 г. – Военную академию тыла и транспорта (ныне – Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва) по специальности "инженер путей сообщения".

Кандидат экономических наук. В 2008 г. в Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства (в 2014 г. вошел в состав Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского) защитил диссертацию по теме "Государственно-частное партнерство в механизмах оценки инновационного потенциала развития объектов транспортной инфраструктуры".

В 1973-1994 гг. служил в Железнодорожных войсках Вооруженных сил СССР, затем РФ. С 1973 г. по 1976 г. проходил службу на Приднестровской железной дороге в Одесском военном округе.
В 1976–1980 гг. служил в Южной группе советских войск в Венгрии.
С 1983 г. по 1985 г. занимал пост военного коменданта железнодорожного участка и станции Ургал на Байкало-Амурской магистрали.
В 1985–1994 гг. на Московской железной дороге был военным комендантом участка, начальником отдела воинских перевозок, позднее – заместителем начальника военных сообщений.
В апреле 1994 г. Игорь Левитин уволился с военной службы и перешел на работу в Финансово-промышленную компанию железнодорожного транспорта, где в 1995 г. занимал пост вице-президента.
С 1996 г. по 2004 г. работал в закрытом акционерном обществе (ЗАО) "Северстальтранс" (ныне – группа "Н-Транс"; до 2007 г. дочерняя структура открытого акционерного общества, ОАО "Северсталь-групп"). С 1998 г. был заместителем генерального директора компании, курировал направления транспортного машиностроения, железнодорожных перевозок и работу морских портов. Как представитель ЗАО "Северстальтранс" избирался в совет директоров ОАО "Туапсинский морской торговый порт".
В декабре 2003 г. на совещании на Коломенском тепловозостроительном заводе, где принимал участие как представитель собственника завода - компании "Северстальтранс", познакомился с президентом РФ Владимиром Путиным.
С 9 марта 2004 г. - министр транспорта и связи в правительстве Михаила Фрадкова (ведомство образовано в результате слияния Министерства транспорта и Министерства по связи и информатизации). Вскоре после назначения Левитина президент РФ Владимир Путин охарактеризовал его как "хорошего" и "профессионального" транспортника и железнодорожника. После выделения Министерства по связи и информатизации в отдельное ведомство, с 20 мая 2004 г. по 21 мая 2012 г. занимал пост министра транспорта РФ в кабинетах Михаила Фрадкова, Виктора Зубкова и Владимира Путина. При Левитине прошел основной этап реформы железнодорожного транспорта в России - грузовые перевозки от ОАО "РЖД" были частично переданы частным компаниям, запущен процесс формирования самостоятельных компаний-операторов пригородных и пассажирских перевозок. Создано Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) - единый исполнительный орган, управляющий автодорожным хозяйством РФ.
В октябре 2010 г. после отставки мэра Москвы Юрия Лужкова входил в список из четырех кандидатов (Игорь Левитин, Сергей Собянин, Валерий Шанцев, Любовь Швецова) на пост главы столицы, предложенный президиумом генсовета партии "Единая Россия" президенту РФ Дмитрию Медведеву. 15 октября 2010 г. глава государства внес кандидатуру Сергея Собянина в Мосгордуму для утверждения на пост мэра Москвы.
С 2012 г. перешел на работу в Администрацию президента РФ. C 21 мая 2012 г. по 2 сентября 2013 г. – советник президента РФ Владимира Путина.
С 2 сентября 2013 г. – помощник президента Российской Федерации Владимира Путина (переназначен 13 июня 2018 г.), в частности, курирует вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Также занимает пост секретаря Государственного совета РФ (с 2012 г.).

Входит в состав Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (с июля 2018 г.).
Входил в состав совета директоров ОАО "РЖД" (2004–2008), ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)" (2008-2010).
Возглавлял советы директоров ОАО "Аэрофлот" и ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (2008-2011).
С сентября 2013 г. - заместитель председателя Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта.
С 2014 г. входит в наблюдательный совет Госкорпорации "Ростех".
С 2015 г. - член совета директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП).
Был членом Экономического совета при Президенте РФ (2013-2018).

Согласно опубликованной декларации о доходах и расходах в 2013 г. заработал 21 млн 916 тыс. руб., супруга – 627 тыс. руб.
Общая сумма декларированного годового дохода за 2014 г. составила 22 млн 986 тыс. руб., супруги – 1 млн 825 тыс. руб. По состоянию на август 2014 г. владел 4% акций ЗАО "Северная башня" (девелопера одноименного бизнес-центра в "Москва-Сити").
Общая сумма декларированного дохода за 2015 г. составила 33 млн 92 тыс. руб., супруги – 3 млн 221 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2016 г. составила 30 млн 111 тыс. руб., супруги – 3 млн 170 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2017 г. составила 26 млн 451 тыс. руб., супруги – 3 млн 257 тыс. руб.

Полковник запаса.
Действительный государственный советник РФ I класса (2013).

Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени (2012, 2009); медалью П.А. Столыпина II степени (2010). Отмечен Почетной грамотой и благодарностью правительства РФ (2007, 2009).
Имеет орден Дружбы (Армения, 2008).

Профессор кафедры Менеджмент качества Института пути, строительства и сооружений Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II.

Женат, супруга Наталья Ивановна (род. 1954), домохозяйка. Дочь, Юлия Зверева (род. 1976), кандидат политических наук, преподавала на кафедре политологии и социологии Института политики права и социального развития Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
Младший брат, Леонид (род. 1959), предприниматель, в 2005-2010 гг., по данным "СПАРК-Интерфакс", являлся совладельцем компании "Вагон сервис", которая занималась грузоперевозками (оборот в 2007 г. - 75,4 млн руб.).

Среди увлечений Игоря Левитина футбол, настольный теннис, волейбол.

Помощник президента Российской Федерации

Помощник президента Российской Федерации с мая 2012 года. Бывший министр транспорта РФ, занимал этот пост с мая 2004 года по май 2012 года. До этого с марта 2004 года занимал должность министра транспорта и связи России. К моменту назначения в правительство не имел опыта государственной службы. Полковник запаса. Кандидат политических наук, доцент, преподаватель Московского государственного открытого педагогического института.

Игорь Евгеньевич Левитин родился 21 февраля 1952 года в Одесской области. С 1970 по 1973 год он служил в Вооруженных силах в Одесском военном округе и в Южной группе войск в Будапеште (Венгрия) , .

В 1973 году Левитин окончил Ленинградское училище железнодорожных войск и военных сообщений, в 1983 году - Военную академию тыла и транспорта, получив специальность "инженер путей сообщения" . В 1983 году он стал военным комендантом железнодорожного участка Байкало-Амурской магистрали, затем заместителем начальника военных сообщений Московской железной дороги .

В апреле 1994 года Левитин пришел на работу в Финансово-промышленную компанию железнодорожного транспорта, в 1995 стал ее вице-президентом. По данным ряда СМИ, в 1995-1996 годах Левитин был начальником транспортного отдела ЗАО "Феникс-Транс" . В 1996 году он стал работать в ЗАО "Северстальтранс" (курировал железнодорожные перевозки и транспортное машиностроение ), в 1998 году занял пост заместителя генерального директора компании , . Как представитель ЗАО "Северстальтранс" Левитин избирался в совет директоров ОАО "Туапсинский морской торговый порт" , .

В марте 2004 года Левитин был назначен руководителем созданного в ходе административной реформы Министерства транспорта и связи в правительстве Михаила Фрадкова (ранее существовавшее Минсвязи РФ было упразднено, а его глава Леонид Рейман стал заместителем Левитина) , , . Из всего кабинета министров именно назначение Левитина СМИ назвали самым неожиданным, подчеркивая, что к моменту назначения он не имел опыта государственной службы .

Повышение Левитина, по версии ряда СМИ, было связано с его работой в Общественном совете при правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта. Кроме того, СМИ отмечали, что "Северстальтранс", где Левитин работал, стала одной из первых и крупнейших частных фирм, созданных в ходе реформы МПС для конкуренции с ОАО "Российские железные дороги". Другие издания утверждали, что назначению Левитина способствовал Алексей Мордашов - хозяин "Северстали". По третьей версии, Левитин стал не "человеком Мордашева" у Владимира Путина , а ранее был "человеком Путина" у Мордашева .

В мае 2004 года премьер-министр Фрадков объявил о воссоздании Министерства информационных технологий и связи, которое возглавил Рейман, а Левитин стал главой Министерства транспорта РФ. По словам источника "Ведомостей" в аппарате правительства, Левитину, не имевшему опыта управления ведомствами и плохо знакомого с отраслью, справиться с Минтранссвязи оказалась не под силу .

В 2006 году Левитин как министр транспорта России возглавлял правительственные комиссии по расследованию причин и оказанию помощи пострадавшим в авиакатастрофах близ Сочи , под Иркутском , и под Донецком .

В сентябре 2007 года правительство Фрадкова ушло в отставку , , и Левитин сохранил за собой пост министра транспорта в новом кабинете , который возглавил Виктор Зубков .

В марте 2008 года на президентских выборах победил первый вице-премьер России Дмитрий Медведев , (его кандидатура была выдвинута в декабре 2007 года рядом политических партий страны, в том числе "Единой Россией ", и поддержана президентом Путиным) , , . 7 мая 2008 года Медведев вступил в должность президента России . В соответствии с конституцией страны, в тот же день правительство сложило свои полномочия , после чего новый президент страны подписал указ "О сложении полномочий правительством РФ", поручив членам кабинета, в том числе и Левитину, продолжать действовать впредь до формирования нового правительства России. Тогда же Медведев предложил Госдуме утвердить Путина председателем правительства РФ . 8 мая 2008 года на заседании Госдумы Путин был утвержден премьером .

12 мая 2008 года Путин произвел назначения в правительство РФ. В новом кабинете Левитин сохранил пост министра транспорта , , .

В августе-сентябре 2008 года Левитин фигурировал в сообщениях о создании нового российского авиаальянса. Толчком к его созданию послужил кризис в объединении AirUnion, когда задолженность по оплате топлива входящих в него авиакомпаний привела к массовым задержкам рейсов . После встречи Левитина с премьером Путиным в сентябре 2008 года было объявлено, что альянс AirUnion "реанимируют, включив в него новых акционеров". Формирование нового национального авиаперевозчика было поручено госкорпорации "Ростехнологии" , . Главным ответственным за кризис альянса AirUnion Генпрокуратура РФ назвала главу Росавиации Евгения Бачурина, который, в свою очередь, выступил с заявлением о глубоком кризисе отрасли и раскритиковал деятельность министерства Левитина. После совещания в Минтрансе было принято принципиальное решение об отставке Бачурина , однако впоследствии источник издания "Газета" в Минтрансе опровергал эту информацию . В ответ на это Бачурин подал в прокуратуру жалобу на руководство Минтранса, обвиняя его в давлении и угрозах с тем, чтобы он покинул свой пост. О результатах обращения не сообщалось. В начале октября стало известно, что Бачурин подал в отставку "в связи с переходом на другую работу" .

14 сентября 2008 года в России произошла очередная авиакатастрофа: в Перми разбился пассажирский "Боинг-737", на борту которого находились 88 человек (все они погибли) , . Правительственную комиссию, созданную по поручению президента РФ в связи с катастрофой, возглавил Левитин . 30 октября того же года министр объявил, что к катастрофе самолета привели отсутствие взаимодействия экипажа и недостатки всей системы его подготовки к полетам . Впоследствии следствие подтвердило, что в падении самолета был виновен капитан корабля, однако адвокаты родственников погибших пассажиров оказались недовольны таким решением по уголовному делу. По их мнению, не был "исследован весь спектр должностных лиц, тех, кто допустил судно к полету" , .

28 октября 2008 года совет директоров ОАО "Аэрофлот" избрал Левитина своим председателем. На этом посту он сменил бывшего помощника президента Путина Виктора Иванова , который перестал занимать должность председателя совета директоров авиакомпании после перехода на пост руководителя Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) , .

В октябре 2010 года Левитин был включен в список кандидатур на пост мэра Москвы, предложенный президенту Медведеву партией "Единая Россия" после того, как тот отправил в отставку Юрия Лужкова , . Однако решением главы государства 15 октября Мосгордуме для утверждения была предложена другая кандидатура - вице-премьера Сергея Собянина .

В апреле 2010 года были обнародованы данные деклараций членов правительства России. Левитин, согласно опубликованным сведениям, в 2009 году заработал более 21,59 миллиона рублей. Основываясь на этой информации, журнал "Власть" отнес его к числу чиновников, у кого "зарплата явно составляет менее половины доходов" (источники дохода в декларации не раскрывались). Сообщалось, что в долевой собственности (1/3) главы Минтранса находятся два земельных участка, дачный дом с хозяйственными постройками, квартира общей площадью 118,4 квадратных метров и одно машино-место (общее с супругой, вместе с которой они владеют двумя автомобилями Mercedes-Benz) , .

В конце марта 2011 года президент Медведев потребовал выхода высших чиновников из советов директоров государственных компаний, работающих в условиях конкуренции . 29 июня того же года Левитин вышел из состава совета директоров "Аэрофлота" .

После победы Владимира Путина на президентских выборах в марте 2012 года , в начале мая того же года правительство РФ возглавил Дмитрий Медведев , . 21 мая 2012 года стало известно, что в новый состав кабинета министров Левитин не вошел: вместо него министерство транспорта возглавил директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства России Максим Соколов , . 22 мая 2012 года был обнародован указ о назначении Левитина помощником президента Путина . Сообщалось, что на этом посту Левитин должен был заняться формированием единого авиационного узла на базе международных аэропортов Шереметьево и Внуково .

Левитин - полковник запаса. Кандидат политических наук, доцент, преподаватель Московского государственного открытого педагогического университета . В январе 2008 года указом президента Путина "за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта" Левитин был награжден медалью "За развитие железных дорог" , а в сентябре 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил Левитину церковный орден преподобного Серафима Саровского II степени - за участие министра в воссоздании Свято-Введенского Толгского женского монастыря [