Что выше аспирантуры. Что дает окончание аспирантуры? Зачем идти в аспирантуру? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Очная аспирантура и работа, как совмещать

Адъюнктура, клиническая ординатура

  • Адъюнктура - аспирантура вузов и научно-исследовательских учреждений Вооружённых Сил Российской Федерации .
  • Клиническая ординатура - форма повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Аспирант

Социальные гарантии

В Российском законодательстве Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации» предусматриваются следующие гарантии :

P.S. Временно, до весеннего призыва 2012 года, учащиеся очной формы неаккредитованной аспирантуры не подлежат призыву в ВС РФ при наличии на руках Приложения № 2 и лицензии аспирантуры, так как указ о получении аспирантурами аккредитаций издан сравнительно недавно (ранее обязательны были только лицензии). ВУЗам было дано время на подготовку.

Россия

В некоторых европейских странах терминам аспирант и аспирантура соответствуют докторант и докторантура .

Украина

Освобождение от службы в армии получают кандидаты и доктора наук .

Ссылки

См. также

  • Ординатура

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аспирантура" в других словарях:

    Адъюнктура, целевка Словарь русских синонимов. аспирантура сущ., кол во синонимов: 2 адъюнктура (1) … Словарь синонимов

    - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) в РФ форма подготовки научных работников при вузах и научно исследовательских учреждениях … Юридический словарь

    Современная энциклопедия

    - (от лат. aspiro стремлюсь стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В нач. 1990 х … Большой Энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА, аспирантуры, жен. (неол.). 1. Должность, деятельность аспиранта. 2. только ед., собир. Аспиранты (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АСПИРАНТУРА, ы, жен. Подготовка, которую проходят аспиранты; система такой подготовки. Учиться в аспирантуре. Кончить аспирантуру. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    аспирантура - ы, ж. aspirant m.>нем. Aspirantur. Система подготовки научных и научно педагогических кадров при вузах и научно исследовательских учреждениях. БАС 2. Лекс. Уш. 1935: аспиранту/ра … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АСПИРАНТУРА - АСПИРАНТУРА. Форма подготовки научно педагогических и научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций – с 1934 г.). Может быть очной (3 года обучения)… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Аспирантура - (от латинского aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В начале … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) форма подготовки научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934 г.). В… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Философия науки: Уч. пос. / Т. Г. Лешкевич - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.-272 с..-(ВО: Аспирантура)(П) , Лешкевич Т.Г.. В краткой и доступной форме изложен материал, сответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии,…

Есть одна закономерность - чем более четкие очертания приобретает диплом и чем ближе день его защиты , тем чаще тебя посещает мысль: "А не податься ли в аспирантуру?"

Первое, что стоит сказать - далеко не все аспиранты защищают диссертацию и далеко не все кандидаты посвящают жизнь науке. Но тогда зачем нужна аспирантура? Самые распространенные причины - отсрочка от армии, место в общежитии, многие - просто по инерции, из-за привычки учиться и жить в университетской среде, самолюбия или вообще "просто так".
Другим эти 3 года нужны, чтобы определить свое место в этой жизни, понять, что им нужно на самом деле. Одна моя знакомая пошла в аспирантуру именно из этих соображений, в результате научная жизнь ее настолько увлекла, что в другой деятельности она себя не представляет. Ездит на конференции, преподает немецкий и русский, ведет спецкурс по специальности… И очень довольна.
Но могут быть и более практические соображения. Если у тебя, скажем, диплом историка, а работаешь ты менеджером, аспирантура станет реальной альтернативой второму высшему образованию и даст тебе возможность подкрепить твои практические навыки теоретическими знаниями и степенью. Один мой друг закончил физфак, работал во время учебы и после аналитиком, а еще через пару лет поступил в заочную аспирантуру по экономике. На мой вопрос "зачем?" я получила логичный и ожидаемый ответ: "Повышать квалификацию". Можно было бы еще раз спросить "зачем?", но и так понятно - ради карьерного продвижения. Думаю, у него это получится.
Многие девушки получают степень ради преподавательской карьеры в ВУЗе, чтобы и дома не сидеть и "от звонка до звонка" на работе не выматываться. Интересно, не пыльно и, кажется, все еще престижно… Очень достойное и приятное занятие, если у тебя нет необходимости содержать саму себя и еще кого-то.

Бытует мнение, что любая ученая степень и даже сам факт обучения в аспирантуре - твой дополнительный плюс на рынке труда. Довольно спорное утверждение, единого мнения на этот счет нет. Многое зависит от специальности и от того, насколько работа с ней связана. Если связана напрямую - может оказаться непременным условием, если не связана никак - логично, что твоя степень особо HR"а (сокращение от "Human Resources" - менеджер по персоналу, т.е. тот, кто занимается подбором новых сотрудников) не впечатлит и он предпочтет человека пусть менее образованного, но более опытного. А, например, за границей (наш "кандидат наук" приравнивается к западному PhD) может даже обернуться минусом: тебя сочтут "overqualified", т. е. "слишком квалифицированной"… В любом случае, не стоит обольщаться, что степень откроет перед тобой все двери, но при правильной подаче она может оказаться полезной. Так что если посмотреть повнимательней - нужна аспирантура!

Очная или заочная?

Форма обучения зависит от твоих целей. Хочешь иметь дополнительный "бантик" в резюме, удовлетворить собственное самолюбие, доказать себе и всему миру, что ты на это способна? - Тогда, наверное, лучше выбрать заочную. Многими она воспринимается как "дефектный" вариант очной, но если с самодисциплиной у тебя все в порядке и проблема призыва в армию, равно как и места в общежитии, для тебя не актуальна, плюсов у заочной аспирантуры явно больше. Во-первых, ты не обязана посещать занятия и/или преподавать, а значит, и со временем гораздо свободнее. Во-вторых, на написание диссертации тебе отводится не 3 года, а 4. Вспомни, как часто тебе не хватало одной ночи, одного месяца... так вот, одного года будет не хватать точно так же.
По закону аспиранты-заочники имеют право на дополнительные оплачиваемые отпуска, и твой работодатель обязан тебе их предоставить. Но в реальности, если не организация тебя направляет, а ты по своей инициативе отправилась учиться, законных отпусков добиваться будешь долго и не факт, что добьешься. Проще уволиться. Работодателей можно понять - 30 календарных дней на вступительные экзамены, дополнительный отпуск в 30 календарных дней каждый год + один день в неделю с пятидесятипроцентной оплатой и три оплачиваемых месяца для завершения диссертации… По моим подсчетам, получается порядка 11 месяцев за все 4 года. Лично мне не известно ни одного примера, когда бы аспирант-заочник отгулял все свои положенные отпуска (за исключением моей мамы, но это было лет 20 назад). Полноценная очная аспирантура - выбор тех, кто нацелен на научную или преподавательскую карьеру. Существенный минус - опыт показывает, что успешное совмещение очной аспирантуры с полноценной высокооплачиваемой работой практически невозможно (но ведь не всем это принципиально, правда?). Что заниматься наукой приятно и престижно - понятно. Другой вопрос - что дает научная карьера в материальном плане. Давно стало общим местом, что "в России за науку не платят". Но, во-первых, есть наукоемкие области - и крупным компаниям, в них работающим, нужны собственные разработки, а следовательно, хорошие специалисты. В первую очередь это IT, некоторые направления физики, химии, геологии. Одна моя подруга-геолог пошла в аспирантуру именно с этой целью - высшее профессиональное образование дает ей возможность практической работы в крупной компании, а степень позволит заниматься там же теоретическими исследованиями. То есть реализовать известную формулу: "удовлетворить собственное любопытство за чужой счет". А во-вторых, специалист высокого уровня в ЛЮБОЙ области при желании себя обеспечит.
Помимо очной и заочной аспирантуры есть еще возможность соискательства. Ты прикрепляешься к кафедре (без вступительных экзаменов) и в течение 5 лет сдаешь экзамены кандидатского минимума, пишешь-защищаешь диссертацию. Ни о какой учебе речь не идет, по сути это что-то вроде экстерната.

А возьмут?

Что касается условий приема, основное требование - у тебя должен быть диплом высшего профессионального образования (5 лет). Диплома бакалавра обычно недостаточно (бакалавриат - 4 года, и его логическим продолжением является не аспирантура, а магистратура). Ограничения по возрасту - не старше 35 лет для очной, и 45 - для заочной. Учиться на бюджетной основе можно только один раз и только если у тебя российское гражданство.

Что сдаем и сколько платим?

Здесь всё стандартно: специальность, иностранный язык, философия. Скорее всего, еще реферат страниц на 30 по специальности и собеседование с предполагаемым научным руководителем. Если у тебя диплом магистра и в качестве выпускных экзаменов ты сдавала философию или иностранный - их могут засчитать. Несомненный плюс - наличие публикаций, но и их отсутствие не критично. Если ты претендуешь на бюджетное финансирование - придется пройти конкурс. Каков он, зависит от популярности и открытости института - про некоторые можно заранее сказать, что даже документы подавать бесполезно. То есть их у тебя, конечно, примут, но вот поступить все равно не поступишь - все места давно распределены между "своими". Конкурс в институты РАН (Российская академия наук) может доходить до 4-5 человек на место, на некоторые кафедры РАГС (Российская академия государственной службы) - 5-7, на кафедры факультетов МГУ - редко превышает 1.5, но обычно это как раз тот случай, когда "все свои". Конкурса в платную аспирантуру обычно нет, надо только сдать экзамены. Идеальный вариант - если тебе удастся убедить начальство, что компания заинтересована в твоем обучении. Тогда называться это будет "целевая аспирантура" и оплатит ее твой работодатель. Если нет - платишь сама и обойдется это удовольствие в среднем от 1000 до 2000 у. е. в год; заочная дешевле, но не намного. И будь готова к тому, что на этом твои капиталовложения могут и не закончиться, например, потребуют оплатить сбор диссертационного совета или работу оппонентов. Время экзаменов зависит от института, обычно это либо период с конца мая до начала июля, либо сентябрь-октябрь. Редко - в январе.

Итак, кому же нужна аспирантура?

Нужна аспирантура - не только для тех, кто мечтает стать "большим ученым" или банально косит от армии , это дополнительная возможность твоего профессионального и личностного развития. В конечном счете, ты делаешь это для себя, для своего самолюбия и удовлетворения собственных амбиций. Плюс - получаешь опыт аналитической работы, написания научных статей, подготовки докладов и отчетов. Кстати, многим просто нравится сам процесс: общение с умными, образованными людьми дорогого стоит.
Что аспирантура даст тебе помимо морального удовлетворения и дополнительного способа самовыражения? Образование важно не только получить, но и уметь его использовать. Четко понимать, что ты делаешь и с какой целью. Может, ничего и не будет в результате, кроме еще одного никому не нужного диплома в дальнем ящике стола. А может - получишь очередное повышение, выйдешь замуж за академика, станешь лауреатом Нобелевской премии… Все зависит только от тебя. Как всегда.

Дата публикации: 16.11.2013

Этим вопросом задаются многие. Однако по-настоящему проблемным этот вопрос становится уже после того, как вы поступили в аспирантуру. Итак, давайте рассмотрим основные концепции...

Что это такое

Аспирантура нужна для того, чтобы получить кандидатскую степень. Если вы только закончили ВУЗ и получили статус магистра или специалиста, то можете поступить в аспирантуру.

В теории, аспирантура нужна для того, чтобы воспитывать научные кадры, которые бы двигали науку вперёд. Однако на деле всё совсем по-другому...

Дело в том, что аспирантура как кузница научных кадров давно себя изжила. Правда стоит оговориться, многое зависит от конкретного ВУЗа. Однако в глобальном плане аспирантура перестала быть чем-то важным и необходимым.
Особенно это чувствуется, когда ты только-только туда поступил.

Ты думаешь, что будешь там получать гениальные советы, общаться с гениальными учёными, двигать науку вперёд... Но на деле всё оказывается совсем не так. Получение кандидатской - это 90% бюрократии и 10% науки. Кандидатскую защищает не самый умный, а самый ушлый.

Статистику найти легко. Заходите на любой форум аспирантов и видите причины для поступления. Как показывает статистика, только 10% идут в аспирантуру ради, собственно, науки. Итак, вот вам список...

Отсрочка от армии

Это самая частая причина. Если ты подлежишь призыву, то при поступлении в аспирантуру тебя спросят прямо: «Косишь от армии?». Если скажете «Да», то с вероятностью 80% вас не возьмут в аспирантуру (хотя, в коммерческую возьмут).
ВУЗу нужно, чтобы вы занимались наукой, а не избегали армии. Но тут есть множество нюансов.

В коммерческую аспирантуру поступить очень легко. А если у вас ещё красный диплом, то это будет сделать легче лёгкого. А учитывая, что ВУЗов с аккредитованной аспирантурой очень много, то проблемы в поступлении нет. Если же у вас в дипломе много четвёрок, но вы хоть раз участвовали в конференции, то вас тоже возьмут. Если же у вас тройки, то поступить будет невозможно.

К тому же, платить за 3 года аспирантуры намного дешевле, чем покупать себе военный билет. А большинство парней к моменту завершения ВУЗа уже имеют работу или свой бизнес. И бросать всё это на год, ради того, чтобы бесплатно работать?!!! Армия - это не то место, где нужно быть. Хотя если вы хотите военную карьеру или правоохранительную, то армия вам будет нужна.

Но не нужно думать, что аспирантуры набиты «косящими» - это не так. Ведь в аспирантуру идут те, кто имеет хоть какую-то склонность к науке. А потому, со временем, вы начинаете проникаться наукой и забываете о первоначальной причине поступления в аспирантуру.

«Задроты»

Это вторая по популярности причина. Если говорить человеческим языком, то в аспирантуре много тех, кто привык учиться. У таких людей нет работы, они - вечно учащиеся. Среди них встречаются те, кто не хочет лишаться студенческого духа. Они боятся мира.

Если такие люди всё-таки защищают кандидатскую, то становятся вечными преподавателями. Пичаль:(

Если ТЫ один из таких людей, то одумайся и начни работать! Аспирантура без практики - время на ветер.

Те, кто двигают науку

В чистом виде не встречаются. Обычно это те люди, которые действительно полезны для российской науки. Однако они преследуют целью либо карьеру, либо деньги, либо славу. Такие люди редко становятся преподавателями. Обычно они получают высокие должности или уезжают за границу.

Таких людей легко отличить. Они уже в начале 5-го курса находят себе научного руководителя и уже начинают публиковаться и печататься.

Карьеристы

Это уже взрослые люди. Кандидатская корочка им нужна для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Особенно это касается чиновников, которые «засоряют» самые вкусные места в юридических ВУЗах.

Остальные

Есть такие люди, которые учатся в аспирантуре, но не понимают, зачем они это делают. Думается, что виной этому особое стечение жизненных обстоятельств. Некоторые люди просто следуют «волне».

А вообще, каждый решает сам за себя, зачем ему нужна аспирантура. Особенных успехов добиваются аспиранты технических и экономических специальностей.
От ваших действий зависит то, кем вы станете. Вы можете стать очередным преподавателем без перспектив, а можете стать именитым учёным или применить свои знания для увеличения капитала. Собственно, деньги - это единственный критерий успешности человека...

Свои причины и своё мнение вы можете оставить в комментариях.

Спасибо за внимание!


Последние советы раздела «Работа & Карьера»:

Когда нужно увольняться с работы
Вакансия, которая переживет кризис: менеджер по продажам

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты? Какое звание дает аспирантура? Расчет затрат на обучение.

статья подготовлена кандидатом филологических наук

Что дает окончание аспирантуры? Зачем идти в аспирантуру?

Вы задаете себе эти вопросы, стоя перед выбором: идти или нет к трудно достижимой цели - степени кандидата наук. Так как вы осознаете, что путь будет сложным, важно иметь хорошую мотивацию, чтобы решиться в пользу поступления. Но о «плюшках» немного позже, сначала определим некоторые понятия.

Какие есть формы обучения в аспирантуре?

Следующие, уже знакомые вам, формы предусматривает третья ступень высшего образования - аспирантура: очная форма обучения, заочная форма обучения и для самых волевых и самостоятельных - соискательство .

Срок обучения в аспирантуре обычно зависит от ее формы:

  • Время обучения в аспирантуре очно - 3 года.
  • Заочная аспирантура, срок обучения - 4 года.
  • Соискательство - 5 лет (я не буду останавливаться на этой форме подробно, потому что не знакома с ней).
Итак, вернемся к тому, что дает учеба в аспирантуре.
  • Для молодых людей аспирантура - отсрочка от армии . Но здесь есть ряд нюансов:
А) форма обучения должна быть обязательно очной (если заочная аспирантура, отсрочка от армии не предоставляется),

Б) организация, в которой числится аспирант на определенной специальности, должна иметь государственную аккредитацию по ней,

В) молодой человек поступает на следующую ступень образования в год получения диплома по предыдущей. Поэтому отсрочка от армии в аспирантуре после магистратуры также возможна, нужно только успеть зачислиться в аспирантуру сразу, без годового, или более, перерыва.

А теперь хорошие новости, если вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, и дело стоит лишь за наличием бюджетных мест, должна вас порадовать: платная аспирантура = отсрочка от армии тоже.

Отсрочка от армии после аспирантуры действует еще в течение года после окончания обучения, - время дается на защиту кандидатской диссертации.

  • Успешно защитившим кандидатскую диссертации присуждают степень кандидата наук .
По окончании обучения в аспирантуре возможны два варианта развития событий:

А) просто завершить обучение, не защитив диссертацию,

Б) защитить кандидатскую диссертацию.

Что дает аспирантура при трудоустройстве?

Вас, возможно, интересует, что дает аспирантура без защиты диссертации? Мой ответ, - ничего, или, почти ничего . Окончание аспирантуры без защиты приравнивается к прохождению курсов повышения квалификации и не дает права претендовать на получение более высокой должности или надбавок к зарплате, в отличие от того случая, когда диссертация защищена.

Выходит, что ученая степень кандидата наук является причиной для получения более высокой должности ее обладателем, но только той, в требованиях к кандидатам на которую указано «наличие степени кандидата наук».

А факт назначения доплат за ученую степень должен быть зафиксирован во внутреннем локальном акте учреждения или трудовом договоре, в ином случае, наличие диплома кандидата не будет поощрено финансово работодателем.

Получается, что есть необходимость защитить диссертацию преподавателю вуза, сотруднику учреждения науки, или военному , в остальных же организациях защищенная диссертация не будет давать никаких преимуществ и не обеспечит прибавки к зарплате или получения более высокой должности. Поэтому нужно хорошо взвесить свои исходные данные перед поступлением в аспирантуру, и решить «стоит ли овчинка выделки».

  • Что аспирантура НЕ дает?

Вас, возможно, интересует ответ на вопрос: обучение в аспирантуре входит в трудовой стаж? Ответ, - нет . И научно-педагогический, и трудовой стаж очную аспирантуру минует, также, как и заочную. Ранее годы обучения в очной аспирантуре засчитывались в качестве научно-педагогического стажа, после закона 2013 года перестали.

Реклама

Как проходит обучение в аспирантуре?

Начать подготовку к поступлению в аспирантуру следует с поиска научного руководителя . Этот человек будет значить очень много для вас в следующие годы обучения, и от него, практически всецело, будет зависеть, защититесь вы или нет. Важно, чтобы он имел «вес» среди коллег своей профессии, иначе к работе его аспиранта могут отнестись предвзято, либо она и вправду может оказаться посредственной: руководителю не хватит профессионализма и «чутья» направить аспиранта в нужное русло. Важно, чтобы у него был твердый характер, и он стремился довести аспиранта до защиты. Важно, чтобы он был в хорошей физической и психической форме: научные руководители часто люди в возрасте и некоторые, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, все же набирают себе аспирантов, в результате они физически не могут работать совместно над исследованием, а помощь руководителя очень важна, понятно, что у такого руководителя, если один из десяти аспирантов защитится, уже хорошо, и заслуга в этом будет всецело аспиранта. Если у вас есть желание заниматься разработкой конкретной темы, нужно уточнить область научных интересов вашего предполагаемого научного руководителя, возможно тем, чем хотите заниматься вы, он не интересуется, тогда придется искать другого руководителя.

Для научного руководителя тоже важно взять к себе в аспиранты человека грамотного и ответственного, который сможет провести серьезное исследование и защитить свою работу. Поэтому к вам будут тоже хорошо присматриваться.

После того, как вы заручились «добром» научного руководителя на совместную работу с ним, следует начать собирать пакет документов для поступления . Перечень обычно можно найти на сайте университета, в который вы собираетесь поступать. Хочу обратить внимание на то, что вам нужно будет предоставить список своих опубликованных научных работ, если таковых нет, то придется написать вступительный реферат, на работу над которым нужно время, рассчитывайте на это и начинайте подготовку к поступлению заблаговременно.

Важно также уже при поступлении подумать о защите, которая происходит в диссертационном совете. Так вот, каждый совет имеет право «слушать» защиты только по определенным специальностям. Желательно пойти по пути наименьшего сопротивления и выбрать специальность , совет по которой есть в городе, где вам будет удобнее всего защищаться.

Вступительные экзамены по философии, иностранному языку и специальности, обычно сдают по билетам, готовясь заранее. При этом сданные ранее кандидатские экзамены не избавляют от сдачи вступительных.

Процесс обучения в аспирантуре заочно или очно состоит из посещения лекций, семинаров, практических занятий, и получения зачетов по их завершении. А вот экзаменов предстоит сдать всего три , они называются кандидатскими : по философии, иностранному языку и специальности, по которой обучается аспирант.

Лекции и семинары, по идее, призваны дать полезные сведения, которые пригодятся, снимут некоторые трудности в выполнении собственного исследования аспиранта - диссертационного.

Разумеется, нужно писать диссертацию , которая должна быть готова к окончанию срока обучения в аспирантуре, и отчитываться научному руководителю и на заседании кафедры, за которой закреплены, о проделанной работе по завершении каждого учебного года .

Все это должно быть выполнено к концу срока обучения в аспирантуре, а диссертацию нужно предоставить к предзащите , это значит, члены кафедры, к которой вы прикреплены, заслушают основные результаты проведенного вами исследования, работу изучат два рецензента и дадут замечания, на которые нужно ответить, потом они обсудят вашу работу и дадут или не дадут «добро» на защиту в совете.

В течении года после окончания срока обучения в аспирантуре нужно будет собрать все необходимые документы , доведя диссертацию до идеала, и подать все необходимое в диссертационный совет .

Перед советом вы выступаете, делясь, опять же результатами проделанного вами исследования, члены совета слушают замечания оппонентов (людей, изучивших вашу работу), вы отвечаете на них, все члены также задают вам вопросы. Потом диссертационный совет выносит свой «вердикт», затем соискатель оформляет в соответсвии с требованиями и отправляет документы в Высшую Аттестационную Комиссию в Москве. Комиссия присуждает степень кандидата наук и выдает соответствующий диплом. Все, Вы - кандидат наук!

Чем заочная аспирантура отличается от очной? Очная аспирантура и работа, как совмещать?

Начнем с того, что я училась в заочной аспирантуре, посещала занятия со всеми и разницу между очниками и заочниками не заметила. Ведутся занятия и аспирант, исходя из того, какой курс лекций для него больше необходим или, какой читается в более подходящее для него время, посещает какое-то количество курсов лекций.

Финалом и очной и заочной аспирантуры является написание диссертации и ее защита, только очнику отводится на это три года, а заочнику - четыре. Таким образом, в форме обучения важно не организация процесса обучения (разницы нет) и не результат, а только количество лет, отведенное на написание диссертационного исследования. Обучение в аспирантуре и работа соотносятся таким образом: невзирая на форму обучения, если есть цель закончить диссертационное исследование, придется выделить время и не работать, хотя бы год, а писать диссертацию, иначе ее не завершить. При этом, официально, обучаясь в очной аспирантуре, работать нельзя, а учась заочно - можно. Но реальность такова, что, работая на полную ставку, или еще и не на одной работе, время на диссертацию не останется, не важно, обучаться при этом очно или заочно.

Расчет затрат на обучение в аспирантуре

На что придется тратиться, обучаясь в аспирантуре:

А) оплату обучения, если на бюджет поступить не получилось,

Б) бумагу и распечатку промежуточных вариантов диссертации для проверки научным руководителем (научные руководители обычно дамы, мужчины в возрасте и предпочитают работать с бумагой, а не за непонятным им «зверем» компьютером),

В аспирантуре, которая является очередным этапом постижения науки, принято выделять несколько этапов обучения. Это время, отведенное на учебу в аспирантуре, надо использовать предельно рационально и разумно, т.е. так, чтобы, чтобы успеть усвоить учебный материал достаточно хорошо и в тоже время достойно защитить диссертацию.


Многие приступают к обучению в аспирантуре сразу по окончании вуза и сразу же сталкиваются с определенными трудностями, свойственными данному периоду обучения. Естественно, что молодые ученые, особенно аспиранты гуманитарных и естественных специальностей часто прибегают к нехитрым рекомендациям, чтобы наиболее эффективно использовать годы учебы с целью расширения и углубления знаний в своей сфере.

Первый год обучения. Обычно после поступления в аспирантуру будущие ученые теряются, не зная, с чего начать обучение. Надо иметь ввиду, что в аспирантуре, как и в вузе, времени будет в обрез и поэтому надо постараться не терять время или тратить его попусту, а сразу приступить к делу. Первым делом обязательно надо посещать занятия по философии и иностранному языку, если такую возможность предоставляет выбранное аспирантом учебное заведение. Это необходимое условие не только для повышения уровня своей эрудиции и общей образованности, но и для успешной подготовки и сдачи экзаменов по упомянутым дисциплинам, чтобы получить ученую степень кандидата наук.

Пройденный курс философии дает аспиранту возможность в дальнейшем углубить свои познания и лучше понимать не только направления современной философии, но и литературу, искусство, политику, устройство общества, особенности духовности разных стран. Изучение иностранного языка окажет незаменимую услугу в прочтении трудов зарубежных авторов по интересующей аспиранта специальности. Чтение этих трудов в оригинале поможет лучше понять изучаемый предмет. Даже при слабом знании иностранного языка чтение источников зарубежной литературы со временем станет проще, ведь вскоре аспирант обязательно обнаружит бесчисленное множество схожих со своим основным языком терминов, конструкций. Легче всего ему будет читать работы, написанные неносителями языка, например, испанцами или китайцами на английском, так как они пишут просто, доступно и понятно, без всяких изощренных фраз и сложных слов. Во многих учебных заведениях преподают также курс психологии и педагогики. Прослушивание вышеупомянутых курсов необходимо как для дальнейшей педагогической практики, так и для углубления своих знаний.

Надо иметь ввиду, что люди с ученой степенью имеют высокий авторитет и считаются в высшей степени интеллигентными. Многие считаются с их мнением, и поэтому аспиранту за годы обучения надо постараться соответствовать такой высокой оценке, чтобы иметь авторитет. Надо учиться, пока есть время, силы и возможности, ведь по окончании аспирантуры молодой ученый теряет этот шанс в основном в силу своей занятости. Потом придется учиться самостоятельно, порой уча при этом других, но получение аспирантом образования уже вряд ли кого заинтересует.

Регулярно посещая занятия, аспирант получит возможность сдать кандидатские экзамены. Но для написания диссертации этого недостаточно. В первый же год обучения надо заняться организацией научного исследования, так как получение кандидатской степени предполагает также написание кандидатской работы. Поэтому, зачислив аспиранта в аспирантуру, университет назначает ему научного руководителя из числа докторов наук или профессоров. Тему кандидатской диссертации утверждает Кафедра или Совет факультета до 31 декабря года поступления. Вместе с научным руководителем аспирант разрабатывает индивидуальный план работы, заполняет титульный лист плана, объяснительную записку относительно выбора темы и заполняет план на первый год обучения. После утверждения плана на заседании кафедры, аспирант находится под чутким вниманием профессора, т.е. научного руководителя, организующего и направляющего научные исследования аспиранта, контролирующего и несущего ответственность за выполнение индивидуального плана.

Правильнее всего постараться сдать экзамены по философии и иностранному языку в конце первого учебного года, ведь потом аспирант вряд ли найдет свободное время, чтобы посвятить его на повторное посещение занятий по этим дисциплинам. К тому же у аспиранта уже не будет большого желания посещать лекции без группы аспирантов, составлявших ему в свое время компанию. Если аспирант захочет сдавать экзамен, то ему надо подать в аспирантуру соответствующее заявление о своем намерении.

Молодые ученые могут и не мечтать о том, чтобы расслабиться, ведь по окончании каждого года обучения они обязаны сделать отчет о проделанной за год работе на заседании кафедры. Для этого им необходимо сдать в аспирантуру уже заранее оформленный и утвержденный отчет.

Для того чтобы отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры, надо предварительно позаботиться о его организации. В аспирантуре никого не будет волновать, по каким внутренним причинам кафедра не смогла провести заседания. (Если учебный год кончается в декабре, то заняться сдачей отчета надо в ноябре. Следовательно, в октябре пройдет заседание кафедры, а заняться организацией его созыва надо в сентябре, т.е. непосредственно после того, как аспирант выйдет из отпуска.)

Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен продолжению проведения соответствующего эксперимента, сбору и первичной обработке данных, а также более глубокому анализу проводимой работы на данном этапе обучения. Промежуточными этапами работы здесь являются исследование, результаты, обсуждение (анализ) результатов, выводы. Лучше проводить оформление и представление каждого промежуточного этапа работы как научную статью.

Такое представление проделанной промежуточной работы впоследствии может помочь аспиранту при написании текста диссертации. Это также может явиться важным опытом в преподнесении полученных при изучении материала данных.

Особенностью второго года обучения является то, что он становится основным как по количеству конференций, где аспирант докладывает свои результаты, так и по количеству его публикаций на основании проделанной работы. Другой особенностью второго года обучения является педагогическая практика, которую проходят аспиранты. Во время педагогической практики они выполняют работу преподавателя на кафедре, что составляет 40-50 учебных часов. Положительный аспект в том, что во второй половине второго года обучения аспирант благодаря практике, легче сдаст кандидатский экзамен по специальности. Конец второго года предполагает завершение экспериментальной части работы или, в крайнем случае, основной ее части.

Третий год обучения характерен тем, что на данном этапе придется завершить проведение эксперимента, если работы по его завершению не были закончены заранее. Надо также успеть провести окончательную обработку данных, их анализ, после чего сделать выводы. Третий год знаменателен тем, что именно в это время аспирант пишет львиную долю текста своей диссертации. Целесообразнее начало года потратить на завершение написания главы 3 («Результаты исследования»), основательное редактирование текста главы и оформление рисунками, таблицами, схемами. Для написания главы 4 («Обсуждение результатов») придется использовать знания, обретенные в процессе изучения соответствующей литературы по специальности. Цель главы 4 - провести теоретический анализ данных. В главе 1 приводится обзор и/или анализ использованной литературы. Можно приступить к написанию главы 1 намного раньше (летом по окончании второго года, в первый год обучения или одновременно с главами 3 и 4).

Что касается выводов работы, то их необходимо формулировать четко, конкретно, но емко. Они должны логически исходить из результатов исследования. Примерно 5-8 выводов достаточно для кандидатской диссертации, однако, естественно, что количество реальных выводов будет превосходить количество проводимых в диссертации выводов. Следует заметить, что не стоит спешить с формулировкой этой части диссертации, так как окончательный вариант выводов может быть написан только в результате многочисленных изменений в редакции.

Во время написания своей скромной диссертации аспиранту не стоит заботиться о славе ученого, оставившего неизгладимый след в науке. Только время покажет, насколько удачной «путевкой» в научную жизнь стала его кандидатская диссертация.