Положен ли полис омс военнослужащим. Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

С 10 августа ужесточается контроль за получателями медпомощи по системе обязательного медицинского страхования

Способ контроля за наличием у граждан полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) будет изменён, после чего некоторые россияне указанной страховки лишатся. Предусматривающий такие правила закон вступил в силу 10 августа.

«Двойное» медстрахование останется в прошлом

Как пояснила глава Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко , документ направлен на исключение страхования тех россиян, которым полисы не положены. В частности, это военнослужащие, расходы на лечение которых обеспечиваются из федерального бюджета, и приравненные к ним категории граждан - сотрудники Министерства внутренних дел РФ, Росгвардии, Федеральной противопожарной службы, Федеральной фельдъегерской связи, Уголовно-исполнительной системы, а также таможенных органов. Действие полиса будет приостанавливаться, если у гражданина аннулирован вид на жительство в России или разрешение на временное проживание, а также если он утратил статус беженца. По мнению Натальи Стадченко, такие меры позволят повысить качество планирования бюджетов ФОМС, субъектов Федерации и территориальных фондов ОМС.

Согласно действующему законодательству, платить взносы в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающих граждан обязаны регионы, в общей сложности на это у них уходит 618 миллиардов рублей в год. При этом часть отчислений субъекты вносят за тех, кто в действительности в этом не нуждается. В частности, многие люди, поступив на военную службу, оставляют у себя и полис ОМС, тем самым запуская процесс «двойного медицинского страхования». «После того как будет налажено информационное взаимодействие территориальных фондов ОМС с ФНС, военными комиссариатами и МВД, таких граждан можно будет своевременно выявлять», - сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья .

Теперь федеральные и территориальные фонды ОМС станут каждый месяц фиксировать все предоставленные сведения, после чего страхование тех граждан, кто в этом по факту не нуждается, будет приостанавливаться или прекращаться.

Не останавливаться на достигнутом

С данной законодательной инициативой Правительство выступило после совместного обращения губернаторов в Совет Федерации. В 2016 году главы субъектов обратили внимание сенаторов на то, что расходы региональных бюджетов на взносы в Фонд ОМС за неработающих граждан стали для них серьёзной финансовой нагрузкой, причём во многих случаях такие траты оказываются неоправданными.

«На согласование закона ушло более полугода, - сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике . - Его специфика заключается в том, что нужно было наладить информационное взаимодействие многих ведомств и структурных подразделений. Теперь предоставляемыми ими сведениями смогут воспользоваться местные органы власти при подсчёте тех бюджетных ресурсов, которые нужны для фонда ОМС».

По словам сенатора, пока что точных данных о том, сколько денег позволит сэкономить закон регионам, у парламентариев нет. «Это покажет дальнейший мониторинг, - отметил он. - Однако ни у кого не вызывает сомнений - принять документ было необходимо, нам нужно понимать, сколько граждан - из тех, за кого регионы платят в фонд ОМС, действительно не работают, а кто всё же трудится и, соответственно, не может относиться к категории безработных».

По данным федерального фонда ОМС, больше половины россиян (85 млн из 146,5 млн) считаются неработающими. Это самые разные группы - дети, пенсионеры, инвалиды, те, кого в правительстве прозвали . Они имеют право на медицинскую помощь так же, как работающие. Поскольку медицинское страхование у нас обязательное, то за каждого гражданина в систему поступают взносы. Работающие платят взносы из своей зарплаты (вернее, их отчисляет работодатель). А за неработающих платит взносы их регион. Планировалось, что в 2017 году взносы на неработающее население составят (а на работающее - 1 трлн рублей).

Найти эти 619 млрд рублей сложно. В 2016 году 10 субъектов Российской Федерации испытывали "постоянные затруднения по уплате взносов на неработающее население". Об этом говорится в письме замглавы Минздрава Дмитрия Костенникова от 21 ноября 2016 года, которое было направлено в Минтруд, МИД, Минфин и другие ведомства (копия есть у Лайфа). Какие именно регионы - не уточняется, федеральный ОМС тоже пока не ответил на наш запрос.

Конечно, главный груз, от которого чиновники хотят избавить систему, - это тунеядцы. Сейчас разрабатывается законопроект, в соответствии с которым граждане, не работающие без уважительной причины, должны будут платить налог за пользование медицинской инфраструктурой.

Дети и жёны трудовых мигрантов останутся без ОМС

Но Минздрав продолжает продумывать и другие способы сбросить "балласт". Одно из предложений - лишить права на ОМС мигрантов из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) и их семьи (об этом предложении идёт речь в письме Костенникова). Для этого нужно внести изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе.

В этом договоре сказано, что трудовые мигранты из этих стран и их семьи имеют такие же права на медицинскую помощь, как и граждане России (и наоборот, россияне, приехавшие работать, например, в Белоруссию, будут иметь права наравне с белорусами).

Минздрав предлагает изменить формулировку, чтобы получилось так: " Обязательному медицинскому страхованию подлежат граждане государств - членов ЕАЭС, работающие в государстве трудоустройства на основании трудовых договоров". При этом все другие категории мигрантов, а также члены семей трудовых мигрантов из системы ОМС исключаются".

Один из аргументов Минздрава: в Россию из Белоруссии, Казахстана и т.д. едут гораздо чаще, чем наоборот, так что и расходов у России больше, что несправедливо. Кроме этого, не во всех странах ЕАЭС есть система ОМС, а значит, нарушается паритет.

Минтруд уже рассмотрел предложение Минздрава (заместитель главы Минтруда Алексей Черкасов 27 декабря направил ответ в Минздрав, копия есть у Лайфа). Позиция Минтруда заключается в том, что трудовых мигрантов из стран ЕАЭС, которые работают не по трудовому, а по гражданско-правовому договору, тоже стоит оставить в ОМС. Ведь с зарплат этих мигрантов уплачиваются взносы на российскую систему ОМС.

Отличие договоров состоит, к примеру, в том, что по гражданско-правовому сотрудник получает зарплату не строго два раза в месяц, а когда выполнит определённый объём работ, ему могут не оплачивать больничные и отпуск.

При этом Минтруд не стал возражать против исключения из ОМС семей мигрантов из стран ЕАЭС.

Военнослужащие, вовремя не сдавшие полис ОМС, получат штраф в 5 тыс. рублей

Второе предложение Минздрава - законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам персонифицированного учёта в сфере ОМС". Меры, которые там прописаны, должны уменьшить необоснованные расходы системы ОМС.

В законопроекте более чётко обозначено, кто не является застрахованным в ОМС. Это военнослужащие, сотрудники МВД, МЧС, служащие в национальной гвардии и другие категории. У них своя, ведомственная, медицина, они получают медпомощь за счёт бюджета, а не за счёт средств ОМС. Счётная палата, проанализировав законопроект, предложила включить в этот список также прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета (они получают медпомощь по таким же принципам).

И если эти люди, получая свой статус или должность, не сдают вовремя свои полисы ОМС, то получают штраф в 5 тыс. рублей. А если страховые компании, налоговые органы и региональные фонды ОМС предоставляют в единый регистр застрахованных недостоверные сведения (то есть, к примеру, указывают среди застрахованных военнослужащих), они должны заплатить штраф до 100 тыс. рублей (если повторно - до 200 тыс. рублей).

Ранее страховщики признавали, что за лечение таких групп граждан государство может платить дважды.

Гражданин, имеющий право на ведомственную медицинскую помощь (например, военнослужащий) и имеющий на руках паспорт гражданина РФ, обращается за получением полиса ОМС в страховую компанию, не сообщая о своей ведомственной принадлежности, - говорил директор по развитию "Альфастрахование-ОМС" Александр Трошин. - В итоге денежные средства на оказание медпомощи такому гражданину начинают бюджетироваться и по линии ведомства, и по линии ОМС.

Правда, как уточнила директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович, бывает так, что ведомственные клиники договариваются с клиниками, работающими в ОМС, о сотрудничестве - и тогда военнослужащие ходят туда вполне законно.

Ещё одно нововведение, прописанное в законопроекте: на региональные фонды ОМС возлагается обязанность проверять, правильно ли страховые компании предоставляют сведения о застрахованных. Но Счётная палата возражает: "Предлагаемая новелла является заведомо невыполнимой, так как территориальные фонды обязательного медицинского страхования не наделены достаточным объёмом административно-властных полномочий".

От богачей до курильщиков. Кого ещё можно выбросить за борт?

Доктор экономических наук, один из создателей системы ОМС Владимир Гришин рассказал, что "в ряде стран из ОМС исключаются люди, получающие доходы больше какого-то определённого уровня".

Например, если человек получает больше 10 млн рублей в год, - сказал он.

Правда, в России эта мера не имела бы смысла: богатые люди и так не ходят в районные поликлиники.

Ранее он Лайфу, что лечить людей, страдающих зависимостью от курения, в рамках системы ОМС не следует.

Если человек хочет получить услугу, он идёт к платному врачу или через добровольное медицинское страхование, - сказал он. - Это, по крайней мере, простимулирует задуматься, надо ли ему курить или нет. Мы так и будем включать все виды зависимости в систему ОМС? Взносы никто не увеличивает, нам не хватает денег на высокотехнологичные виды помощи, а мы будем лечить зависимости. Реально всё, но как это будет выглядеть? Я его лечу, а завтра он снова закурил! Деньги на ветер, деньги в дым, - подчеркнул Гришин.

А вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников ранее выступил с предложением выдавать полисы ОМС только тем, кто прошёл диспансеризацию. По его идее, полисы должны будут меняться раз в три года - и раз в три года человек будет вынужден проходить диспансеризацию. Это поможет своевременно выявлять заболевания - таким образом и пациент будет здоровее, и деньги на его лечение будут расходоваться экономнее.

10 августа вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца одиннадцатого части второй статьи 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Большинство поправок носят уточняющий и редакционный характер. В основном изменения коснулись Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 326). Немалая часть изменений связана с информационным взаимодействием при ведении органами персонифицированного учета - с них и начнем.

Теперь ФЗ № 326 содержит указание о том, что взаимодействие между органами осуществляется посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного взаимодействия.

У территориального фонда появилось новое полномочие - проводить проверку достоверности сведений о застрахованных лицах , предоставленных страховыми медицинскими организациями, на основе информации, получаемой в рамках информационного взаимодействия, в том числе путем направления запросов в органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ.

В рамках информационного взаимодействия у органов появились новые обязанности:

  • Территориальный фонд должен ежеквартально не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять страхователю для неработающих граждан сведения о неработающих застрахованных лицах. Застрахованные лица, сведения о которых не предоставлены, будут учитываться как неработающие застрахованные лица .
  • На МВД России возложены обязанности ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, передавать в Федеральный фонд сведения:
    • о лицах, гражданство РФ которых прекращено;
    • об иностранных гражданах, лицах без гражданства, в отношении которых аннулирован вид на жительство;
    • об иностранных гражданах, лицах без гражданства, в отношении которых аннулировано разрешение на временное проживание;
    • об утрате статуса беженца или лишении статуса беженца лицами, которые таковым статусом обладали.
  • Военные комиссариаты ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны передавать в территориальные фонды сведения о призванных на военную службу гражданах, а также информацию о начале, сроке и окончании военной службы.

И тут мы переходим с самому интересному. Глава 10 ФЗ № 326 дополнена новой статьей 49.1 о приостановлении действия полиса ОМС и о признании его недействительным.

Теперь полис ОМС признается недействительным в случае:

  • прекращения гражданства РФ (при отсутствии оснований для признания застрахованным лицом);
  • аннулирования вида на жительство в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • аннулирования разрешения на временное проживание в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • утраты или лишения статуса беженца.

Полис в данных случаях признается недействительным со дня поступления в Федеральный фонд сведений из МВД (как раз это новые обязанности МВД, о чем мы писали выше).

Действие полиса ОМС приостанавливается в случае призыва (поступления) на военную службу или приравненную к ней службу на срок прохождение застрахованным лицом такой службы . Причем такие граждане (за исключением проходящих военную службу по призыву) обязаны сдать полис ОМС или сообщить о его утрате путем подачи заявления в любую страховую медицинскую организацию или территориальный фонд. В принципе на военной (приравненной к ней) службе полис и не понадобится, ведь военнослужащие получают медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (а если военно-медицинской организации нет, то в МО государственной или муниципальной системы здравоохранения, которым в последующем расходы возмещаются счет средств федерального бюджета с учетом Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 № 911).

При этом как потом «возвращать» полис обратно - не сказано. Санкций за неисполнение пока не предусмотрено. При этом Минздрав еще в 2017 году высказывал свои «пожелания» о введении штрафа в размере 5 000 рублей за несдачу полиса ОМС. Так что следим - авось изменения в КоАП не за горами.

На территории Российской Федерации разработан закон, который позволяет откорректировать действия, связанные с приостановкой или полным прекращением страхования. Для того чтобы совершить различные оптимизационные процессы, было принято решение о разработке документов, отменяющих обязательное медицинское страхование тем работникам, которые трудятся в структуре МВД и ФСИН.

На территории Российской Федерации 10 августа заработал новый закон, упраздняющий оформление ОМС для лиц, которые работают в МВД и ФСИН

Официальную информацию предоставила руководитель Федерального фонда ОМС (ФФОМС) Наталья Стадченко. Она говорит о том, что закон упраздняет обязательное страхование для тех лиц, которые ранее оформляли полис ОМС. После принятия данного закона бюджет ФФОМС будет более тщательно сформирован. Также принятие законопроекта предусматривает повышение качества формирования необходимого бюджета всех регионов Российской Федерации.

После внедрения рассмотренного законопроекта ОМС, расположенные в субъектах Российской Федерации, по-другому будут формировать бюджет. На последнюю инстанцию также распространяется новое обязательство. Региональные ОМС смогут контролировать все процессы, которые проходят в момент страхования граждан Российской Федерации.

Для того чтобы определить достоверное количество застрахованных лиц на территории страны, Кабинет Министров разработает методику, позволяющую производить полноценный расчёт. Несмотря на то что работники МВД и ФСИН больше не обязаны оформлять полис обязательного медицинского страхования, в законе также установлена норма предоставления информации для тех учреждений, которые оформляют данный документ.

Каждый календарный месяц фонды ОМС будут предоставлять всю необходимую информацию

Территориальные и Федеральные фонды обязательного медицинского страхования должны каждый месяц подготавливать информацию, которая касается количества застрахованных людей. Также необходимо отображать объективные показатели, которые касаются приостановления или полного прекращения сотрудничества людей с учреждением.

От обязательного медицинского страхования теперь освобождены только те люди, которые работают в органах внутренних дел Российской Федерации, а также в противопожарной службе, фельдъегерской связи и ФСИН. Также ОМС не нужно сотрудникам таможни. Документ был принят, потому что многие граждане, которые становятся военными, получают поддержку от государства в двойном размере.

Региональные власти выплачивают за неработающих застрахованных людей взносы в ФОМС. В свою очередь, работники органов внутренних дел получают медицинскую помощь, которая финансируется государством. Предприимчивые граждане не закрывают полисы ОМС, получая помощь в двойном размере.